Аль-Фараби

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:50, доклад

Описание работы

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи — колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.27 Кб (Скачать)

Указанная классификация  наук легла в дальнейшем в основу классификации наук Ибн Сины, Роджера  Бэкона и др. В классификации Р. Бэкона математика и естествознание занимают значительный удельный вес. В  этом немалая заслуга его восточных  учителей, в частности ал-Фараби. Р. Бэкон был хорошо знаком с содержанием  «Слова о классификации наук»; восхищаясь этим трактатом в своей «Средней книге», он ставит имя ал-Фараби в  один ряд с именами Евклида  и Птолемея.

Заслуживает особого  упоминания то обстоятельство, что  ал-Фараби методологически правильно  решает ряд вопросов, связанных с  математизацией науки о природе. На примере теории музыки он демонстрирует  плодотворность применения математических методов в исследовании объективных  закономерностей природы и искусства. У него совершенно отсутствует числовой мистицизм, присущий музыкальному учению пифагорейцев.

При всем уважении к  наследию древних греков ал-Фараби не преклоняется слано перед авторитетами, когда .их учения противоречат новым  достижениям естествознания. Примером может служить критика ал-Фараби теории музыки и космологии пифагорейцев. Мнение пифагорейцев, что планеты  и звезды при их движении порождают  звуки, которые гармонически сочетаются, он считает ошибочным. Предположение  о том, что движение небесных светил может порождать какой-либо звук, несостоятельно. Другой пример: по мнению ал-Фараби, Евклид в построении своих  начал ограничился лишь синтезам. Сам же ал-Фараби успешно применяет  одновременно и анализ.

Метод научного исследования, аналогичный методу ал-Фараби, мы встречаем  в Европе у Леонардо да Винчи и  у Гали-лея.

Велики заслуги  ал-Фараби в развитии математических наук. Он оставил много трудов то математике, которые до сих пор  почти не изучались. Нам известны следующие его сочинения математического  содержания: математический раздел «Слова о классификации наук» (рукописи хранятся в библиотеках Парижа, Стамбула, Мадрида), тригонометрические главы  «Книги приложений к „Алмагесту"» (единственная .известная нам рукопись хранится в Британском музее в  Лондоне, которая до с.их пор не издавалась и не переводилась на другие языки), «Книга духовных искусных приемов и  природных тайн о тонкостях геометрических фигур» (единственная известная нам  рукопись хранится в библиотеке Упсальокого  университета в Швеции), «Комментарии к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида» (арабских рукописей этого сочинения не сохранилось, но имеются две рукописи древнееврейского перевода, хранящиеся в Мюнхене), «Трактат о том, что  правильно и что неправильно  в приговорах звезд» (сохранилось  несколько рукописей, имеются издания  и переводы на современные языки).

В математической главе  «Слова о классификации наук»  определяется предмет каждой из математических наук: науки чисел (арифметика и теория чисел), науки геометрии, науки о  звездах (астрономия и астрология), науки о .музыке, науки о тяжестях и науки об искусных приемах. В  последнем случае ал-Фараби имеет  в виду прежде всего искусство  конструирования «хитроумных» механизмов. Впервые применение термина «искусные  приемы» в более широком смысле мы встречаем у ал-Кинди. Ал-Фараби, развивая идею ал-Кинди, рассматривает  эту науку в более общем  смысле, как науку о приложении математики к решению практических .задач, и распространяет этот термин, в частности, на алгебраические и  другие методы решения числовых задач.

Следует отметить, что  во взглядах на применение математики .к решению задач естествознания Аристотель и ал-Фараби стоял.и на различных позициях. Ал-Фараби не исключает, как Аристотель, полной математизации  науки, связанной с материей и  движением. Наоборот, он утверждает, что  применение математических методов  не ограничено. Но только ощутимые тела и материальные вещи, пишет Абу  Наср, имеют состояния, которые мешают применять доказанные .математические положения на (практике по желанию  человека, поэтому необходимо подготовить  естественные тела для применения в  них этих математических положений, так же как необходимо создать  приспособления для устранения препятствий.  

Заключение 

Осваивая наследие деятелей культуры прошлого, мы тем  глубже чувствуем меру своей ответственности  перед будущим, перед историей за развитие человеческого в человеке. Если мы воспринимаем великое произведение прошлого как устарелое, говорит  Нейгауз, то это означает, что нам  попросту не хватает исторической перспективы, т. е. культуры. Но это уже факт из нашей печальной биографии, а  не из биографии данного произведения.

Смысл, значение определенной теории становятся объективно измеримыми, когда она рассматривается в  развитии и при четком уяснении того, кто является ее сторонником и  преемником, а кто выступает в  качестве ее критика и врага. Современные  защитники теологии стремятся доказать, что материализм в истории  философии был-де случайным явлением, что в особенности ярко, по их мнению, демонстрируется в период средневековья. В качестве высшего  пункта развития средневековой философии  рассматривается учение Фомы Аквинского. Г. Лей указывает на затушевывание  заимствований у «арабов» как  самим Фомой, так и его нынешними  последователями. Текст комментариев Фомы Аквинского к трактату «О душе»  Аристотеля почти полностью совпадает  с соответствующим текстом Ибн  Рушда, хотя имя последнего упоминается  в них всего один раз. С этой точки зрения ими затушевывается зарождение и развитие элементов  философского материализма в творчестве передовых мыслителей Востока. В  материалистическом направлении средневековой  европейской философии, получившем разработку в трудах Сигера Брабантского (Франция), Роджера Бэкона (Англия), Мейстера Эккарта (Германия), нашли отзвук идеи великих просветителей арабо-мусульманской  культуры. Антифеодальные движения средневековья  идеологически тяготели к учению о всеобщем разуме. Даже в учении Яна Гуса, тесно связанном с  практической борьбой против феодальной церкви, можно выявить отзвуки  традиции, идущей от ал-Фара-би и Ибн  Рушда.

Детальный анализ постановки ал-Фараби проблем теории познания дан И. Мадкуром в книге «Место ал-Фараби в философской школе  мусульман» (Париж, 1936). Американский исследователь  Н. Решер в книге «Развитие  арабской логики» (1964) останавливается  на вкладе Абу Насра Аль-Фараби в  логическую науку.

Созрели предпосылки  для полного ознакомления общественности со всеми трудами Аль-Фараби и  для оценки его вклада в историю  культуры.

Чествование памяти великого ученого-энциклопедиста в  международном масштабе является свидетельством необходимости освоения культурного  наследия прошлого как важнейшего звена  борьбы за социальный прогресс, за гуманизм.

Более десяти веков  отделяет от нас эпоху ал-Фараби. За это время человечество добилось огромных успехов во всех областях знания, но всегда следует помнить  о тех, кто прокладывал путь к  истине. Пусть высказанное ими  не отвечает запросам сегодняшнего дня, но они положили кирпичи в фундамент, на котором построена современная  культура.

Информация о работе Аль-Фараби