Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:41, доклад
Мы знаем Александра Невского как героя, одержавшего немало побед. Его именем названы улицы и площади, ему посвящены храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга.
Мы знаем Александра Невского как героя, одержавшего немало побед. Его именем названы улицы и площади, ему посвящены храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга. О его жизни снято несколько фильмов (один из последних - «Александр. Невская Битва» ,2008 год). Но по прошествию времени сформировались разные оценки личности и результатов правления Александра Невского. Тем интересней узнать что же известно о князе Александре и узнать соответствует ли его громкая слава действительности.
Дата рождения князя Александра Ярославовича, второго сына переяславского князя Ярослава Всеволодовича, принимается историками лишь в качестве условной – это 1219 или 1220. Дата 30 мая (которую указывает В.Н. Татищев) тоже неоднозначна. 30 мая – день рождения императора Петра 1, чьим любимым историческим деятелем был Александр Ярославович. Имя Александр – довольно редкое в княжеской среде того времени – сын Ярослава получил, по всей вероятности, в честь святого воина Александра Римского, принявшего мученическую смерть. Отец Александра –Ярослав Всеволодович –сын князя Всеволода Юрьевича(Большое Гнездо) – получил от отца во владение город Переяславль-Залесский, ставший с этого времени одним из главных городов Северо-Восточной Руси. Матерью Александра была вторая супруга Ярослава Всеволодовича – Ростислава Мстиславовна. Первенец Ярослава Федор родился в 1219 году, и с того времени жена регулярно приносила мужу здоровое и полноценное потомство. Всего у князя Ярослава было восемь или девять сыновей и две дочери. Зимой 1222/23 года Александр впервые попал в Новгород. В будущем большая часть жизни князя Александра окажется связана с Великим Новгородом, став новгородским князем он одержит свои знаменитые победы, навсегда прославившие его имя. Когда Александр и его старший брат Федор подросли - Федору шел двенадцатый год, Александру одиннадцатый, в январе 1231 года они стали новгородскими князьями – пока, правда, лишь номинально, так как всеми делами Новгорода управлял их отец, князь Ярослав Всеволодович. Вскоре произошло трагическое событие, в значительной степени определившее последующую судьбу княжича Александра. Умер его старший брат Федор. И с этого времени он стал старшим среди сыновей и наследников своего отца.
С 1236 года ведет отсчет самостоятельное княжение шестнадцатилетнего князя Александра Ярославовича в Новгороде.
Трагические события зимы1237/38 года навсегда раскололи русскую историю надвое: отныне о любом ее событии можно будет сказать – до или после страшного татарского разгрома оно произошло. На исходе декабря 1237 пала Рязань, 7 февраля был взят Владимир. Страшных завоевателей с тревогой и ужасом ждали и в Новгороде, где княжил юный Александр Ярославович. Увы он не имел возможности помочь своим родичам – князьям Северо-Восточной Руси, так как готовился к обороне самого Новгорода. Неясны причины неожиданного отступления жестоких завоевателей, возвратившихся с полпути из Новгородской земли. А ведь они находились всего в 100 верстах от Новгорода. Современники же увидели во всем произошедшем чудо, явственное проявление Божией милости. За годом 1238 последуют 1239 и 1240, когда татары вновь обрушаться на русские земли. На этот раз их удар придется южнее, по еще не разоренным Киевскому, Черниговскому, Галицко-Волынскому княжествам. Русь будет завоевана, сожжена, осквернена, сломлена. Люди частью истреблены, частью уведены в рабство. Большинство городов Руси не переживет нашествия. Надолго обезлюдеет стольный Киев, уже никогда не возродиться к былой жизни Старая Рязань. А сколько малых и средних городков татары буквально сотрут с лица земли. Русь будет сломлена и духовно. Страх перед татарами на долгие десятилетия и даже столетия поселиться в сердцах людей, парализуя всякую волю к сопротивлению. Русские люди видели в постигшем их несчастье прежде всего наказание Божие, проявление Божьего гнева, обрушившегося на них за грехи всей Русской земли. А отсюдо следовало: для того, чтобы избавиться от гнета татар, нужно уповать не только и даже не столько на военную силу (значительно подорванную татарским нашествием, но все еще сохранявшуюся), сколько на нравственное очищение общества, на всеобщее покаяние и молитву. Десятилетия страха, постоянного унижения, бесконечного кровопролития вселят лишь озлобление в души людей, породят всеобщую ненависть, недоверие, вероломство среди народа.
В жизни же новгородского князя Александра Ярославовича в 1239 году случилась большая радость – он женился на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича. Помимо прочего, брак этот должен был упрочить союз Новгорода с Полоцком.
Это время было очень тяжелым для Руси. Монгольские войска наступал, сжигали и разоряли города, и после ослабления русских земель, рыцари Тевтонского и Ливонского Орденов начали готовить атаку на Русь. Их целью было продвинуться на восток, захватить Псковские и Новгородские земли. Хотя до этого, Ярослав Всеволодович совершил поход на Ливонские земли и заставил ливонцев подписать мирное соглашение. Но вскоре они решили воспользоваться нелегкой ситуацией на Руси и верили в быструю и легкую победу над русским народом. В числе войска шведов были норвежцы и представители финских племен. Интересно, что шведские источники не содержат вообще никакой информации о самой битве и об участии в ней кого-либо. В июле 1240 года рыцари Тевтонского и Ливонского Орденов предприняли попытку вторжения в Новгород, но их ладьи застряли в устье реки Ижоры, что дало нам небольшое преимущество и ценное время, которое грамотно использовал уже совсем самостоятельный князь Александр. О вторжении ему доложили «сторожа», которые были поставлены следить за границами Новгородских земель. Получив такое известие Александр решил нанести врагу внезапный удар. Он не стал посылать за помощью к отцу, а собрал войско из новгородцев и своей дружины, показал себя решительным и ответственным руководителем. По пути к отряду присоединились и местные жители. 15 июля 1240 года новгородские войска атаковали лагерь шведов. Шведы численно превосходили войско Александра, но они были застигнуты врасплох и не успели грамотно распределить силы и дать достойный отпор этому внезапномому нападению. Они были разгромлены и понесли тяжелые потери. Александр находился в самой гуще сражения, он распоряжался как полководец и сражался с предводителем вражеского войска и ранил его, показав свою храбрость и силу. «Противник, застигнутый врасплох, понес тяжелые потери. Погиб второй по значению шведский военачальник и много знатных воинов» ( Антон Горский, Александр Невский//Родина 1993 №11 стр. 27)Но не стоит и преувеличивать эту победу, ведь сражение имело достаточно небольшие масштабы. Да и шведы после сражения не очень спешили скрыться, они похоронили всех погибших и лишь после этого ушли. Так же не понятно почему, когда лодки рыцарей застряли, они в течении примерно недели даже не укрепили свой лагерь, не
приготовились к отражению нападения.
Именно после этого сражения, по одной из версий Александр получил свое прозвище «Невский», хотя из некоторых источников известно, что и до этого некоторые его потомки носили это прозвище, а следовательно скорее всего таким образом за ним просто закреплялись владения в этой местности. Новгородцы любили Александра, но все-таки он не смог долго ужиться с ними. После такой победы новгородские бояре боялись, что князь получит больше власти, и строили ему козни, учиняли беспорядки. Александру нен нравилось такое положение и вскоре после невской победы он выехал из Новгорода. А Новгороду в этот период был очень нужен как раз такой князь, как Александр. Агрессию против Новгородской земли начали проявлять немецкие рыцари.
В течении трети 13 века рыцари Ордена захватили земли, находящиеся на границе с русской землей, и начали предпринимать попытки наступления на Русь. За спиной Ордена стоял папский престол в Риме. Вторжение освящалось религиозными идеями. Война с Русью оправдывалась тем, что русские были православными христианами, а не католиками. Орден хотел подчинить себе русский народ.
В конце 1240 года немцы захватили Изборск. Затем благодаря сговору Ордена и псковского боярства, Псков был захвачен без боя. Так же немцы разместили свои войска в Копорье. Тут Новгородцы опять вспомнили про князя Александра, уехавшего в родной Переславль-Залесский. Сам митрополит новгородский поехал просить великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, чтобы тот отпустил сына, и Ярослав, осознавая всю опасность исходившей с Запада угрозы, согласился, так как дело касалось не только Новгорода, а всей Руси.
Александр организовал войско из новгородцев, ладожан , карел и ижорцев. Прежде всего необходимо было решить вопрос о способе действий. В руках врага находились Псков и Копорье. Александр понимал, что одновременное выступление в двух направлениях распылит силы. Поэтому, определив копорское направление как главное, - враг подходил к Новгороду, - князь решил нанести первый удар на Копорье, а затем уже освободить от захватчиков Псков. В 1241 году войско под командованием Александра выступило в поход, овладело вражеской крепостью и очистило Копорье.
В марте 1242 года новгородцы вновь выступили в поход и вскоре уже были под Псковом. Александр, считая, что для атаки сильной крепости у него сил недостаточно, ожидал своего брата Андрея Ярославича с суздальскими дружинами, которые скоро подошли. А Орден все же не успел прислать подкрепление своим рыцарям. Псков был окружен, и рыцарский гарнизон взят в плен. После этого поражения Орден стал сосредотачивать свои силы в пределах Дерптского епископства, подготавливая наступление против русских.
Александр решил перенести войну на территорию самого ордена. Русь начала продвигаться к Изборску. Вперед отправилась разведка, которая натолкнулась на немецких рыцарей и была разгромлена, но выяснила что основные силы противника двигаются к Чудскому озеру. Новгородское войско повернуло на озеро, а немцы пошли на них. Новгородцы постарались отразить маневр рыцарей. Выйдя на Чудское озеро, новгородское войско оказалось в центре возможных путей движения противника на Новгород. Теперь Александр решил дать бой и остановился на Чудском озере севернее урочища Узмень, у острова Вороний камень.
Интересно, что и сейчас подземная часть камня покоится под напластованиями культурных слоев земли, а верхнюю его часть разрушило время. Этот камень представлен на миниатюре в летописи о Ледовом побоище в виде стилизованного изваяния ворона. В древние времена он имел культовое назначение, символизируя мудрость и долголетие. В районе местоположения остатков Вороньего камня находится древний храм с подземными ходами. Следы бывших древних подземных укреплений свидетельствуют о том, что здесь были когда-то также и наземные культовые и иные сооружения из камня и кирпича.
Итак, на рассвете 5 апреля 1242 года началось сражение. Выставив длинные копья и прорвавшись сквозь лучников и передовой полк, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Центр был рассечен. Но фланги русского боевого порядка не позволили немцам развить успех операции. Немецкий клин оказался зажатым в клещи. В это время дружина Александра нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Часть рыцарей, увидев свое войско окруженным, побежала к родному берегу. По одной из версий русские преследовали противника 7 верст до противоположного берега Чудского озера. Уже у западного берега бегущие стали проваливаться под лед, так как у берегов лед всегда тоньше. И большая часть рыцарей просто утонуло, так как весенний лед не выдержал тяжести обмундирования немцев. Немецкие рыцари потерпели полное поражение. Вопрос о потерях сторон до сих пор остается спорным. О русских потерях говорится туманно – «много храбрых воинов пало». В русских летописях написано, что рыцарей было убито 500, а в плен было взято 50 знатных рыцарей. Во всем первом крестовом походе рыцарей участвовало гораздо меньше. В немецких хрониках цифры гораздо скромнее. Последние исследования говорят о том, что на льду Чудского озера действительно пало около 400 немецких воинов, 90 немцев попали в плен.
Летом 1242 года Орден заключил мирный договор с Новгородом, возвратив все захваченные им у него земли. Пленные с обеих сторон были разменяны.
Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на Востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом – монголо-татарами. В конце 1242 года Батый окончательно обосновался на нижней Волге, где вокруг его ставки возник целый город – Сарай. Это означало создание нового могучего государства на западе Монгольской империи – «Улуса Джучи»В 1243 году хан Батый, правитель запанной части монгольской державы – Золотой Орды, вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу Александра – Ярославу Всеволодовичу. Великий хан монголов Гуюк призвал великого князя в свою столицу Каракорум, где 30 сентября 1246 Ярослав неожиданно скончался в далеких монгольских степях, отравленный тогдашней правительницей империи, матерью великого хана Гуюка Туракиной-хатун. Лишь к весне следующего его тело привезли в стольный Владимир, где и похоронили в белокаменном Успенском соборе. Тогда Батыем были вызваны его сыновья – Александр и Андрей. Вероятно, Андрей надеялся получить в Орде ярлык на великое княжение, фактически уже занятое им. Александр, как старший из Ярославовичей вынужден был последовать за братом. Но Батый не стал лично решать судьбу братьев, отправил их в Каракорум, ставку великого хана. Наверняка он имел на этот счет какие-то особые, сугубо политические соображения, касавшиеся его взаимоотношений с ханом Гаюком и его родичами. По дороге в Каракорум Александра и Андрея застало известие о смерти хана Гаюка, случившейся весной 1248 года. Путь был нелегким. Ведь земли, по которым ехали путешественники были безводными и плохо пригодными для проживания. Во всяком случае, так должно было казаться русским людям, привыкшим к умеренному климату средней полосы России, к обилию воды и разнообразию пищи. Но главным испытанием было каждодневное общение с татарами. Князья Александр и Андрей и их спутники имели охранную грамоту от Батыя – и все равно они должны были себя чувствовать себя среди свирепых язычников так, словно оказались в преисподней. Во всяком случае именно это сравнение приходило на ум многим путешествинникам-христианам, побывавшим в их землях. Но все же русские князья – разумеется, не без обязательных в таких случаях богатых подношений – сумели получить желаемое: им обоим достались ярлыки на великое княжение, причем старший, Александр, получил Киев, а младший, Андрей, - отцовский престол во Владимире. Отец Александра и Андрея Ярослав владел обоими ярлыками – и на Киев, и на Владимир. Но теперь к великому хану явились сразу два князя, и разделение ярлыков между ними казалось вполне логичным. Это было и в интересах самих монголов, всегда умевших столкнуть друг с другом русских князей.
Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он не представлял для князя особого интереса, и поэтому Александр едва ли мог быть удовлетворен приятным решением. Но делать было нечего. Братья отправились в обратный путь. Спустя два с половиной года после своего отъезда из Владимира, в конце 1249 года, они наконец возвратились на Русь. Александр не поехал в доставшийся ему Киев, но задержался во Владимире – стольном городе своего брата. В том же феврале 1250 года князь Александр Ярославович вернулся в Новгород. Вероятно в это время князь Александр получил два послания от римского папы Иннокентия 4, отправленные ему еще в 1248 году. Наслышанный об Александре и , несомненно, знавший о победах русского князя над шведами, ливонцами и литвой, папа хотел видеть его среди своих союзников по антиордынской коалиции. Кроме того, папа полагал, что разорение Руси создает хорошие возможности для католической пропаганды в русских землях. Александр ответил отказом. В этом проявилась отнюдь не какая-то религиозная ограниченность. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад едва ли сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал престол, могла оказаться гибелью и для него. И для страны. Известно, что в Орде с крайним подозрением относились к любым контактам русских князей с правителями Запада – наверное, нежелание раздражать татар тоже повлияло на выбор князя. Так Александр избрал для себя путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом, надо полагать, усматривал он единственное спасение как для своей власти над Русью – пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, - так и для самой Руси.
1251 год – год тяжелой болезни князя Александра Ярославовича. Так же в 1251 году датируют переговоры князя Александра с норвежским королем Хаконом Хаконарсоном. Переговоры эти касались пограничных споров о сборе дани с земель карелов и саамов и едва не увенчались союзом между Новгородом и Норвегией. Однако в итоге союз двух государств так и не сложился.
В 1252 состоялась поездка Александра в Орду, связанная с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. Менгу был тверд и решителен, он пресек злоупотребления прошлых лет и особым указом отменил все указы, которые издавались в предшествующие годы. Следовательно, теряли силу решения, принятые несколькими годами раньше Огул-Камиш. А ведь именно в ее правление брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское, а сам Александр – на великое княжение Киевское. В отличие от брата Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он – как старший из Ярославичей – имел больше прав, нежели его младший брат Андрей. Так князь Александр Ярославович занял наконец отцовский престол и получил «старейшинство» среди русских князей, сделавшись великим князем Владимирским. Став великим князем Владимирским, Александр остался жить в Северо-Восточной Руси, а на новгородское княжение посадил своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия.