Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:08, реферат
1) Примордиализм (теория эволюционизма) -- это представление о том, что этносы имеют глубокие исторические корни, что их природа, их отличительные особенности не столько продукты социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе биологически обусловленная. Эти воззрения на природу этничности проявились в рамках эволюционистского подхода. В основе такого подхода к анализу социальных сообществ лежат идеи, высказанные еще в работах Герберта Спенсера (1820--1903). Сторонники социобиологии распространяют законы естественного отбора, сформулированные Ч. Дарвином, на человеческое общество и полагают, что каждый человек подчиняется действию инстинкта самосохранения и продолжения рода. Он изначально «запрограммирован» природой на сохранение и распространение своих генов. Эволюционно его борьба за существование происходила в коллективе, и стремление быть частью коллектива заложено в природу человека. В коллективе, который формировался длительное время и сохранял при этом
Теоретические модели этногенеза
Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму, социологизму, диффузионизму.
1) Примордиализм (теория
эволюционизма) -- это представление
о том, что этносы имеют
Из отечественных
исследователей природы этничности
определеннее всех социобиологический
подход сформулирован в популярных,
хотя не безупречных в научном
плане трудах Л.Н. Гумилева. (1912---1992).
Согласно его теории с точки зрения
эволюции вимда как целого этносы
были всегда…Этнос - не следствие, а
предпосылка социальной эволюции человека.
Л.Н. Гумилев рассматривал этнос
как биологический феномен, как
форму адаптации группы людей
к окружающей среде, к кормящему
ландшафту. Социальное в таком понимании
этноса -- лишь культура, которую он
создает. Будучи составной частью биосферы,
этнос подчиняется ее законам. Соответственно
и этногенез является составной
частью тех процессов, которые протекают
в биосфере. Начало процессу этногенеза
дает энергетическая вспышка, которая
вызывает мутацию соответствующего
гена человека (пассионарный толчок). В
результате человек воспринимает из
космоса значительно больше энергии,
чем это необходимо для нормальной
жизнедеятельности. Избыток энергии
ведет к повышенной активности людей,
которая при благоприятных
По мере того как растрачивается запас энергии, полученный в результате вспышки космического излучения, этнос проходит в своем развитии несколько фаз (подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, регенерация и др.). Каждой из них присущи свои стереотипы поведения. Так, например, для этноса в акматической фазе развития наиболее характерным является преобладание личных интересов над общественными, в результате чего этническую систему сотрясают внутренние конфликты, гражданские войны. Заключительная, мемориальная, фаза этногенеза, характеризуется утратой культурных традиций прошлого. Этническая система приходит в равновесие с вмещающим ландшафтом, этнос теряет способность к целенаправленной активной деятельности. По мысли Л.Н. Гумилева, современное состояние русского народа можно рассматривать как фазу надлома, характеризующуюся существенным падением уровня пассионарности, а целый ряд народов Российской Федерации, в том числе коренные малочисленные народы Севера, -- как народы, уже пережившие фазу своего этнического расцвета и находящиеся в настоящее время на стадии гомеостаза.
2) Теория диффузионизма
- основана на идее
Среди имен наиболее видных современных представителей примордиализма можно назвать и имя Энтони Смита. Согласно его концепции, этносы являются основой современных наций, и поэтому изучение последних не может обойтись без изучения этнической истории. В концепции Э. Смита выделено два типа развития этносов: латеральный и вертикальный.
Латеральные этносы развивались вширь в результате завоеваний, в процессе которых в обширных империях формируется элитный слой, в состав которого входят представители разных народов, а точнее -- их вожди, племенные верхушки, аристократия. Эта элита отрекается от племенных обычаев и локальных традиций и создает свою национально-имперскую среду. В результате между элитой и народом оказывается мало общего и объединяет их лишь фигура священного царя, типичная для подобных этносов.
Примером подобных
народов являются турки-османы и
русские. Большинство этносов Западной
Европы развивалось иначе -- по вертикали.
Широкая территориальная
Следующий методологический
подход к анализу этничности -- функционализм,
основы которого были заложены еще
Огюстом Контом (1798--1857). Показателем
этничности здесь являются особенности
культуры данного сообщества. Виднейшим
представителем этого научного направления
являйся английский этнолог и
социолог Бронислав Малиновский (1884--1942),
который и сформулировал
Эти способы он назвал
«культурным стандартом». Малиновский
одним из первых разработал понятие
института не только применительно
к социальной антропологии, но и
к социологии. Средства удовлетворения
базовых и производных
Функционализм первым из всех направлений этнологии заявил о своем прикладном характере. Его последователи стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных политических задач, прежде всего в английских колониях. В первую очередь к ним относилась организация управления на территориях с доминированием традиционных культур. Не без влияния функционализма в английской колониальной политике была разработана концепция «косвенного» управления, решавшая задачи контроля метрополией колоний через традиционные институты политической власти населявших их племен и народов.
В последние десятилетия
весьма распространенным в некоторых
социальных науках был конструктивистский
подход в понимании этничности и
его разновидности как
Конец 1960-х годов
на Западе стал эпохой крупных социальных
потрясений, одновременно с которыми
происходило становление многих
молодых независимых
Структурно-функционалистский подход был подвергнут серьезной критике, и стал рассматриваться многими исследователями нового поколения как средство легитимизации устоявшегося общественного порядка.
В этнологии конструктивистский
подход получил наибольшее распространение
в США и других эмигрантских странах.
Популярность конструктивистского
подхода в этих странах объясняется
отсутствием в них естественной
укорененности этнических групп (за
исключением аборигенного населения),
в отличие от полиэтнических государств,
сложившихся на основе объединения
в государственные образования
различных этнических общностей. Согласно
конструктивистскому подходу, порождаемое
на основе дифференциации культур этническое
чувство и формируемые в его
контексте представления и
Для конструктивизма
этничность -- вопрос сознания, членство
в этнической группе зависит от того,
как индиввд представляет себе, что
такое эта группа. Поэтому для
определения этничности решающее значение
имеет не культура этноса вообще, а
те ее характеристики, которые являются
предпочтительными для
Этничность в таком понимании - это процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории.
В России идеи конструктивизма
стали предметом жарких научных
дискуссий благодаря усилиям
В.А. Тишкова, который утверждает, что
этносы, как и формации, есть умственные
конструкции, своего рода «идеальный тип»,
применяемый для систематизации
конкретного материала
В середине 1970-х годов
в западной этнологии и политологии
широкое распространение
Создатели инструменталистского
подхода исходили из того, что различия
между группами людей в обществе
могут служить основой для
формирования этнической идентичности
каждой группы, мобилизующей этнические
группы на целенаправленную политическую
деятельность. Инструменталистские
концепции часто опираются на
социально-психологические
В этой связи особенно
показателен так называемый политологический
подход в инструменталистских