Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: современное состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:43, доклад

Описание работы

Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии выступает как знаковое событие, способное изменить негативные тренды развития экономического сотрудничества постсоветских стран.
Первая попытка создания Таможенного Союза была осуществлена в сентябре 1993 г., когда в рамках СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. Этот документ подразумевал также создание Таможенного союза государств-членов. Более того, в развитие положений Договора 1993 г. позднее были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В 1996 г. к ним присоединилась Киргизия , в 1999 г. - Таджикистан .

Работа содержит 1 файл

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана- современное сос.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Кузьмина Елена  Михайловна,

член Комитета ТПП РФ по вопросам

экономической интеграции стран ШОС и СНГ,

к.п.н., зав.сектором

экономического  развития постсоветских стран

Института экономики  РАН

 

Таможенный  союз России, Белоруссии и  Казахстана: современное состояние и перспективы.

Выступление на заседании «Деловой Каспий 2011» 

 

Таможенный  союз России, Казахстана и Белоруссии выступает как знаковое событие, способное изменить негативные тренды развития экономического сотрудничества  постсоветских стран.

Первая попытка  создания Таможенного Союза была осуществлена   в сентябре 1993 г., когда в рамках СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. Этот документ подразумевал также создание Таможенного союза государств-членов.1 Более того, в развитие положений Договора 1993 г. позднее были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе  между Россией, Белоруссией и Казахстаном.2 В 1996 г. к ним присоединилась Киргизия3, в 1999 г. - Таджикистан4.

Но в середине 90-х годов Таможенный союз не состоялся. Принятые документы так и не были претворены в жизнь. Главной причиной  этого была не готовность  элит поделиться полнотой власти и предать часть полномочий в наднациональные структуры. Свою роль сыграли также некоторые крупные государства   и международные финансовые институты, активизировавшиеся на постсоветском пространстве и противостоявшие интеграции в регионе.

Соглашение 1995 г. о создании Таможенного союза также, как и сегодня, предусматривало этапы создания новой надгосударственной структуры, похожие по смыслу на нынешние действия: отмена всех тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле и введение единого торгового режима, унификация таможенного тарифа и налогового и внешнеторгового законодательства. Далее предполагалось создание единой таможенной территории трех стран. Некоторые из намеченных мер были претворены в жизнь: к середине 1995 г. был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией.

В тот период странам было невыгодно унифицировать свою таможенную политику с Россией. Как только Россия принимала меры по защите своего внутреннего рынка ради сохранения национальной промышленности - например автомобильной или легкой -  Казахстан моментально понижал ставки таможенных тарифов на данную группу товаров и они рекой текли через не отстроенную еще казахстано-российскую границу. Активным реэкспортом товаров, в частности алкогольной и кондитерской продукции из Украины, занималась и Белоруссия.5

В 1998 г. Киргизия сепаратно вступила в ВТО. Фактически она превратилась в прореху на пространстве Таможенного союза. Разорив чуть ли не до основания собственные промышленность и сельское хозяйство, киргизы решили делать деньги на реэкспорте китайских товаров на территорию Таможенного союза. Пути реэкспорта в Узбекистан были ограничены жесткой протекционистской политикой Ташкента, наглухо перекрывавшего свои границы с Киргизией. Оставался путь через Казахстан в Россию. Туда и хлынули потоки китайского ширпотреба. 6

В результате, в  апреле 2000 г. Россия восстановила таможенный контроль за импортом товаров из третьих стран на своей границе с Белоруссией, а в январе 2001 г. была введена таможенная граница с Казахстаном.

 Фактически  сразу начались попытки   продолжить  работу над созданием Таможенного Союза. Но лишь в августе 2006 г. на Межгоссовете ЕврАзЭС было принято решение о том, что правовая база ТС будет осуществляется пока тремя государствами  - Белоруссией, Казахстаном и Россией. Остальные страны-члены ЕврАзЭС  присоединяться  к этому союзу  по мере готовности их экономик. 7

6 октября 2007 г. в Душанбе эти страны, основываясь на договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили план действий по его созданию.8

Высшим органом  ТС  является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств трех республик. Для обеспечения условия функционирования союза был учрежден  постоянно действующий регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза. Ее решения обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов. 4 февраля 2009 г. решением  Комиссии ТС ее ответственным секретарем утвержден Сергей Глазьев.

В 2009 г. Комиссия Таможенного Союза и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, статут суда Таможенного союза.

27 ноября 2009 г. Комиссия Таможенного союза приняла решение "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России".

Таможенный  союз формально начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в  силу Единый таможенный тариф (ЕТТ). 

5 июля 2010 г. в  Астане на саммите ЕврАзЭС  Россия, Казахстан и Белоруссия  подписали заявление о вступлении  в действие Таможенного кодекса.  В отношении трех стран он  применяется с 6 июля 2010 г., для  России и Казахстана - с 1 июля 2010 г.

Единым Таможенным кодексом9 предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза: было введено понятие Единая таможенная территория Таможенного союза; созданы единые условия таможенного транзита на всей территории союза; отменено таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории.

Кодексом предусмотрено  взаимное признание мер обеспечения  уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора - лица, которому предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.

Споры между  государствами-членами Таможенного  союза разрешает суд ЕврАзЭС. К 2012 г. в этом суде можно будет оспаривать действия органов Таможенного союза и органов госвласти этого объединения.

1 сентября 2010 г.  в Таможенном союзе России, Казахстана  и Белоруссии вступил в силу  новый порядок зачисления и  распределения ввозных таможенных  пошлин, а также ряда других налогов.

В новом Таможенном союзе  удалось исправить  некоторые  диспропорции  в  интеграционном объединении. Россия, объективно, выступает стержнем Таможенного союза. Ее ВВП составляет примерно 90% данного показателя в целом по Таможенному Союзу. Именно Россия является центром экономического притяжения и главным торговым партнером стран-членов. Так, например, взаимная торговля Казахстана и Белоруссии составляет лишь 1,05% от взаимной торговли стран Таможенного союза. Тогда как взаимная торговля России и Казахстана составляет по данному показателю 35,72%, а взаимная торговля России и Белоруссии – 63,23%. Доминирование России наглядно видно и по параметру инвестиций. Россия выступает главным иностранным инвестором Белоруссии, на ее долю приходится около 40% всех прямых иностранных инвестиций в эту республику. Тогда как доля Казахстана в прямых иностранных инвестициях в Белоруссию составляет всего-то 0,05%. К слову, доля прямых инвестиций Белоруссии в Россию составляет 0,09% от всего их объема. Доля прямых инвестиций России в Казахстан составляет 13% от общего их объема, тогда как аналогичная доля инвестиций Белоруссии составляет всего 0,01%.10

В соответствии с  указанными экономическими  параметрами Комиссия Таможенного союза распределила ввозные пошлины следующим образом: на долю Белоруссии приходится 4,7%, Казахстана - 7,33%, России - 87,97%. Усовершенствована и система голосования: в Комиссии Таможенного союза России принадлежит 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Решения же принимаются квалифицированным большинством. Система распределения голосов выгодна всем участникам: ведь ни одна страна-участница самостоятельно не сможет принять решения, что будет принуждать партнеров к сотрудничеству и разумному компромиссу.

Вместе с  тем  есть  ряд обстоятельств, которые вызывают опасения  за дальнейшее развитие  Таможенного союза. Рассмотрим лишь два наиболее  сложных.

Во-первых, комплекс вопросов, который связан с ВТО. Было принято решение, что страны-члены ТС будут вступать в ВТО на единых условиях. Основная часть вопросов, связанных с присоединением России к ВТО, решается  в рамках работы рабочей группы. Техническая часть работы связана с пересмотром разделов проекта доклада рабочей группы, изменяющихся в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана — из 30 разделов в сентябре—декабре рассмотрены изменения по 21. Окончательное  рассмотрение в ВТО должно было состояться в марте 2011 г. Однако этого не произошло.

Другим аспектом вступления стран-членов ТС в ВТО  является разная степень их готовности к вступлению. Если Россия практически полностью согласовала свои позиции по вступлению в ВТО, Казахстан почти на 90%, Белоруссия порядка 60%. Такая большая разница ставит  под сомнение возможность вступления  стран в ВТО на тех условиях, о которых было заявлено.

Во-вторых, у каждой страны, в любом случае, остаются национальные интересы и здесь возникает некоторое противоречие. Так, Таможенный союз России и Белоруссии существует уже больше 10 лет, при этом бизнесом и государством используются серые схемы провоза тех или иных товаров. Между двумя странами периодически появляются торговые войны. Подобные проблемы есть  и между Москвой и Астаной. Одно из основных проблем является  90 –процентная идентичность экспортных товаров.

С введением Таможенного  кодекса начал действовать Протокол об изъятиях, он сохраняет таможенное оформление на товары «переходного периода», и товары, в отношении которых остались не унифицированными условия торговли и защитные и антидемпинговые меры.

В частности, Казахстан добился сохранения до 1 июля 2010 г. льготного тарифа при ввозе легковых автомобилей физическими лицами. За все время действия льготного режима — с июля 2010 г. по март 2011 г. ими было ввезено  более 85 тыс. легковых авто.

Преференции по другим статьям импорта будут действовать дольше. В частности, в течение 10 лет казахстанские сахарные заводы будут ввозить тростниковый сахар-сырец беспошлинно. До 1 июля 2014 г. белорусские и казахстанские авиакомпании освобождаются от уплаты пошлин при импорте воздушных судов. Запасные же части для ремонта и обслуживания самолетов будут ввозиться также беспошлинно, но без ограничения по сроку.

Казахстан оговорил себе право ввозить до 2014 г. по более низкой ставке (по сравнению с единым тарифом) яблоки, груши, лекарственные средства, медицинскую технику, вагоны, сырье для химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности, теплицы.

Таким образом, Государства члены  Таможенного  союза  прошли сложный путь от преодоления дезинтеграционных тенденций к  формированию  наднациональных органов  таможенного взаимодействия. Но существует ряд серьезных  межгосударственных  экономических  споров и   противоречий, что может  серьезно повлиять на  полноценную деятельность   вновь созданного Таможенного союза. Негативно на деятельность  ТС может повлиять и его взаимодействие с международными финансовыми структурами. Вместе  с тем у государств  Таможенного союза существует   некоторые возможности для постепенного  преодоления указанных препятствий и начала полномасштабного экономического  сотрудничества. 

1 http://www.sng.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_63829.html

2 http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Dogovor_20011995.aspx

3 http://base.garant.ru/1118782/

4 http://base.garant.ru/1155545/

5 Куртов А. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: риски остаются. //

http://www.fondsk.ru/news/2010/10/11/tamozhennyj-sojuz-rossii-kazahstana-i-belorussii-riski-ostajutsja.html

6 Могилевский Р. Стоит ли вступать в ВТО. Опыт Киргизии. // http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2002/2/ProEtContra_2002_2_07.pdf

7 http://www.tiga.by/news/archive/2006/08/17

8 http://base.garant.ru/5754455/

9 http://www.tsouz.ru/db/ettr/tnved/Pages/default.aspx

10 Куртов А. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: риски остаются. //

http://www.fondsk.ru/news/2010/10/11/tamozhennyj-sojuz-rossii-kazahstana-i-belorussii-riski-ostajutsja.html

 


Информация о работе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: современное состояние и перспективы