Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:43, доклад
Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии выступает как знаковое событие, способное изменить негативные тренды развития экономического сотрудничества постсоветских стран.
Первая попытка создания Таможенного Союза была осуществлена в сентябре 1993 г., когда в рамках СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. Этот документ подразумевал также создание Таможенного союза государств-членов. Более того, в развитие положений Договора 1993 г. позднее были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В 1996 г. к ним присоединилась Киргизия , в 1999 г. - Таджикистан .
Кузьмина Елена Михайловна,
член Комитета ТПП РФ по вопросам
экономической интеграции стран ШОС и СНГ,
к.п.н., зав.сектором
экономического развития постсоветских стран
Института экономики РАН
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: современное состояние и перспективы.
Выступление на заседании «Деловой Каспий 2011»
Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии выступает как знаковое событие, способное изменить негативные тренды развития экономического сотрудничества постсоветских стран.
Первая попытка создания Таможенного Союза была осуществлена в сентябре 1993 г., когда в рамках СНГ был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. Этот документ подразумевал также создание Таможенного союза государств-членов.1 Более того, в развитие положений Договора 1993 г. позднее были приняты ряд соглашений, в том числе 20 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном.2 В 1996 г. к ним присоединилась Киргизия3, в 1999 г. - Таджикистан4.
Но в середине 90-х годов Таможенный союз не состоялся. Принятые документы так и не были претворены в жизнь. Главной причиной этого была не готовность элит поделиться полнотой власти и предать часть полномочий в наднациональные структуры. Свою роль сыграли также некоторые крупные государства и международные финансовые институты, активизировавшиеся на постсоветском пространстве и противостоявшие интеграции в регионе.
Соглашение 1995 г. о создании Таможенного союза также, как и сегодня, предусматривало этапы создания новой надгосударственной структуры, похожие по смыслу на нынешние действия: отмена всех тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле и введение единого торгового режима, унификация таможенного тарифа и налогового и внешнеторгового законодательства. Далее предполагалось создание единой таможенной территории трех стран. Некоторые из намеченных мер были претворены в жизнь: к середине 1995 г. был отменен таможенный контроль на границе России с Белоруссией.
В тот период странам было невыгодно унифицировать свою таможенную политику с Россией. Как только Россия принимала меры по защите своего внутреннего рынка ради сохранения национальной промышленности - например автомобильной или легкой - Казахстан моментально понижал ставки таможенных тарифов на данную группу товаров и они рекой текли через не отстроенную еще казахстано-российскую границу. Активным реэкспортом товаров, в частности алкогольной и кондитерской продукции из Украины, занималась и Белоруссия.5
В 1998 г. Киргизия сепаратно вступила в ВТО. Фактически она превратилась в прореху на пространстве Таможенного союза. Разорив чуть ли не до основания собственные промышленность и сельское хозяйство, киргизы решили делать деньги на реэкспорте китайских товаров на территорию Таможенного союза. Пути реэкспорта в Узбекистан были ограничены жесткой протекционистской политикой Ташкента, наглухо перекрывавшего свои границы с Киргизией. Оставался путь через Казахстан в Россию. Туда и хлынули потоки китайского ширпотреба. 6
В результате, в апреле 2000 г. Россия восстановила таможенный контроль за импортом товаров из третьих стран на своей границе с Белоруссией, а в январе 2001 г. была введена таможенная граница с Казахстаном.
Фактически сразу начались попытки продолжить работу над созданием Таможенного Союза. Но лишь в августе 2006 г. на Межгоссовете ЕврАзЭС было принято решение о том, что правовая база ТС будет осуществляется пока тремя государствами - Белоруссией, Казахстаном и Россией. Остальные страны-члены ЕврАзЭС присоединяться к этому союзу по мере готовности их экономик. 7
6 октября 2007 г. в Душанбе эти страны, основываясь на договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили план действий по его созданию.8
Высшим органом ТС является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств трех республик. Для обеспечения условия функционирования союза был учрежден постоянно действующий регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза. Ее решения обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов. 4 февраля 2009 г. решением Комиссии ТС ее ответственным секретарем утвержден Сергей Глазьев.
В 2009 г. Комиссия Таможенного Союза и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, статут суда Таможенного союза.
27 ноября 2009 г. Комиссия Таможенного союза приняла решение "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России".
Таможенный союз формально начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).
5 июля 2010 г. в
Астане на саммите ЕврАзЭС
Россия, Казахстан и Белоруссия
подписали заявление о
Единым Таможенным кодексом9 предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза: было введено понятие Единая таможенная территория Таможенного союза; созданы единые условия таможенного транзита на всей территории союза; отменено таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории.
Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора - лица, которому предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.
Споры между
государствами-членами
1 сентября 2010 г.
в Таможенном союзе России, Казахстана
и Белоруссии вступил в силу
новый порядок зачисления и
распределения ввозных
В новом Таможенном союзе удалось исправить некоторые диспропорции в интеграционном объединении. Россия, объективно, выступает стержнем Таможенного союза. Ее ВВП составляет примерно 90% данного показателя в целом по Таможенному Союзу. Именно Россия является центром экономического притяжения и главным торговым партнером стран-членов. Так, например, взаимная торговля Казахстана и Белоруссии составляет лишь 1,05% от взаимной торговли стран Таможенного союза. Тогда как взаимная торговля России и Казахстана составляет по данному показателю 35,72%, а взаимная торговля России и Белоруссии – 63,23%. Доминирование России наглядно видно и по параметру инвестиций. Россия выступает главным иностранным инвестором Белоруссии, на ее долю приходится около 40% всех прямых иностранных инвестиций в эту республику. Тогда как доля Казахстана в прямых иностранных инвестициях в Белоруссию составляет всего-то 0,05%. К слову, доля прямых инвестиций Белоруссии в Россию составляет 0,09% от всего их объема. Доля прямых инвестиций России в Казахстан составляет 13% от общего их объема, тогда как аналогичная доля инвестиций Белоруссии составляет всего 0,01%.10
В соответствии с указанными экономическими параметрами Комиссия Таможенного союза распределила ввозные пошлины следующим образом: на долю Белоруссии приходится 4,7%, Казахстана - 7,33%, России - 87,97%. Усовершенствована и система голосования: в Комиссии Таможенного союза России принадлежит 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Решения же принимаются квалифицированным большинством. Система распределения голосов выгодна всем участникам: ведь ни одна страна-участница самостоятельно не сможет принять решения, что будет принуждать партнеров к сотрудничеству и разумному компромиссу.
Вместе с тем есть ряд обстоятельств, которые вызывают опасения за дальнейшее развитие Таможенного союза. Рассмотрим лишь два наиболее сложных.
Во-первых, комплекс вопросов, который связан с ВТО. Было принято решение, что страны-члены ТС будут вступать в ВТО на единых условиях. Основная часть вопросов, связанных с присоединением России к ВТО, решается в рамках работы рабочей группы. Техническая часть работы связана с пересмотром разделов проекта доклада рабочей группы, изменяющихся в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана — из 30 разделов в сентябре—декабре рассмотрены изменения по 21. Окончательное рассмотрение в ВТО должно было состояться в марте 2011 г. Однако этого не произошло.
Другим аспектом вступления стран-членов ТС в ВТО является разная степень их готовности к вступлению. Если Россия практически полностью согласовала свои позиции по вступлению в ВТО, Казахстан почти на 90%, Белоруссия порядка 60%. Такая большая разница ставит под сомнение возможность вступления стран в ВТО на тех условиях, о которых было заявлено.
Во-вторых, у каждой страны, в любом случае, остаются национальные интересы и здесь возникает некоторое противоречие. Так, Таможенный союз России и Белоруссии существует уже больше 10 лет, при этом бизнесом и государством используются серые схемы провоза тех или иных товаров. Между двумя странами периодически появляются торговые войны. Подобные проблемы есть и между Москвой и Астаной. Одно из основных проблем является 90 –процентная идентичность экспортных товаров.
С введением Таможенного
кодекса начал действовать
В частности, Казахстан добился сохранения до 1 июля 2010 г. льготного тарифа при ввозе легковых автомобилей физическими лицами. За все время действия льготного режима — с июля 2010 г. по март 2011 г. ими было ввезено более 85 тыс. легковых авто.
Преференции по другим статьям импорта будут действовать дольше. В частности, в течение 10 лет казахстанские сахарные заводы будут ввозить тростниковый сахар-сырец беспошлинно. До 1 июля 2014 г. белорусские и казахстанские авиакомпании освобождаются от уплаты пошлин при импорте воздушных судов. Запасные же части для ремонта и обслуживания самолетов будут ввозиться также беспошлинно, но без ограничения по сроку.
Казахстан оговорил себе право ввозить до 2014 г. по более низкой ставке (по сравнению с единым тарифом) яблоки, груши, лекарственные средства, медицинскую технику, вагоны, сырье для химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности, теплицы.
Таким образом, Государства члены Таможенного союза прошли сложный путь от преодоления дезинтеграционных тенденций к формированию наднациональных органов таможенного взаимодействия. Но существует ряд серьезных межгосударственных экономических споров и противоречий, что может серьезно повлиять на полноценную деятельность вновь созданного Таможенного союза. Негативно на деятельность ТС может повлиять и его взаимодействие с международными финансовыми структурами. Вместе с тем у государств Таможенного союза существует некоторые возможности для постепенного преодоления указанных препятствий и начала полномасштабного экономического сотрудничества.
1 http://www.sng.allbusiness.ru/
2 http://www.tsouz.ru/Docs/
3 http://base.garant.ru/1118782/
4 http://base.garant.ru/1155545/
5 Куртов А. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: риски остаются. //
http://www.fondsk.ru/news/
6 Могилевский Р. Стоит ли вступать в ВТО.
Опыт Киргизии. // http://uisrussia.msu.ru/docs/
7 http://www.tiga.by/news/
8 http://base.garant.ru/5754455/
9 http://www.tsouz.ru/db/ettr/
10 Куртов А. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: риски остаются. //
http://www.fondsk.ru/news/