Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..…2
Краткая характеристика форм правления в Японии, Республике Беларусь………………….……………..…..3
Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Республике Беларусь и Японии……………………………………………………………………………………………………………………………………………………6
Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Республике Беларусь и Японии…………………………………………….…..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по конституционному праву зарубежных стран.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

7) определяет структуру  Правительства Республики Беларусь, назначает и освобождает от  должности членов Правительства; 

8) с согласия Совета  Республики назначает на должность  Председателей высших судебных  инстанций из числа судей этих  судов;

9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов

Правления Национального банка;

10) назначает шесть  судей Конституционного Суда, иных  судей Республики Беларусь;

11) освобождает от должности  Председателя и судей высших  судебных инстанций, Председателя  и членов Центральной комиссии  по выборам и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

12) назначает на должность  и освобождает от должности  Председателя Комитета государственного  контроля;

13) обращается с посланиями  к народу Республики Беларусь  о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14) обращается с ежегодными  посланиями к Парламенту, участвует  в его работе;

15) руководствует заседаниями  Правительства Республики Беларусь;

16) назначает руководителей  республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

17) решает вопросы о  приеме в гражданство Республики  Беларусь, его прекращении и предоставлении  убежища;

18) устанавливает государственные  праздники и праздничные дни,  награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19) осуществляет помилование  осужденных;

20) ведет переговоры  и подписывает международные  договоры, назначает и отзывает  дипломатических представителей  Республики Беларусь в иностранных  государствах и при международных организациях;

21) принимает верительные  и отзывные грамоты дипломатических  представителей иностранных государств;

22) вводит на территории  Республики Беларусь или в  отдельных ее местностях чрезвычайное  положение; 

23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее;

24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном  Конституцией, возвратить закон  или отдельные его положения  со своими возражениями в Палату  представителей;

25) имеет право отменять акты Правительства;

26) осуществляет контроль  за соблюдением законодательства  местными органами управления  и самоуправления;

27) формирует и возглавляет  Совет Безопасности.

28) является Главнокомандующим  Вооруженными Силами Республики  Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

27) вводит на территории  Республики Беларусь в случае  военной угрозы или нападения  военное положение.

28) Президент на основе  и в соответствии с Конституцией  издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент может в  любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой  представителей. Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности  по состоянию здоровья. Решение о  досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики.

Президент может быть смещен с должности в связи  с совершением государственной  измены или иного тяжкого преступления. Считается таковым, когда за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики и Палаты представителей. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Парламент. Основные полномочия Палаты представителей:

• рассмотрение проектов законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию, о  толковании Конституции;

• рассмотрение проектов Законов;

• внесение предложений  о проведении референдумов, назначение выборов Президента;

• дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

• рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении либо смещении с должности Президента и др.

Основные полномочия Совета Республики:

• одобряет или отклоняет  принятые Палатой представителей проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в Конституцию; о  толковании Конституции; проекты иных законов;

• дает согласие на назначение Президентом Председателей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

• избирает шесть судей  Конституционного Суда;

• избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

• отменяет решения местных  Советов депутатов, не соответствующие  законодательству;

• принимает решение  о роспуске местного Совета депутатов  в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом и др.

Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также  гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Любой законопроект, как  правило, вначале рассматривается  в Палате представителей, а затем  в Совете Республики.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней.

Закон, принятый Палатой  представителей и одобренный Советом  Республики, представляется в десятидневный  срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.

При несогласии с текстом  закона Президент возвращает его  со своими возражениями в Палату представителей.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов  и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в  самом законе не установлен иной срок.

Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда  он смягчает или отменяет ответственность  граждан.

Правительство. Высшим органом исполнительной власти в стране является Правительство. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона.

Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

Правительство выполняет  свои задачи за счет распоряжения материальными, организационными и другими ресурсами, а также при помощи таких инструментов как служебные продвижения и система поощрений. В руках исполнительной власти находится мощная сила, представленная бюрократическим аппаратом, армией, органами внутренних дел.

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления.

Полномочия Правительства  Республики Беларусь:

• руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

• разрабатывает основные направления внутренней и внешней  политики и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и  представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

• принимает меры по обеспечению  прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• выступает от имени  собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

• отменяет акты министерств  и иных республиканских органов  государственного управления и др.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие  обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции  распоряжения.

 

Япония.

Император. После принятия конституции 1947 г. полномочия императора как самостоятельной главы государства были фактически упразднены. “Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.” [7,с.270]. Чтобы лучше представить его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям, но и к фактической деятельности. По конституции император является символом государства, он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по представлению кабинета - Главного судью Верховного суда.

Согласно Конституции  Японии, Император осуществляет действия, относящиеся к государственным  делам, но не связанные с осуществлением государственной власти. Все его  акты подлежат контрассигнации Кабинетом, и Кабинет несет за них ответственность.

Император Японии имеет  следующие полномочия:

  • промульгация поправок к Конституции, законов, правовых указов и договоров
  • созыв Парламента
  • роспуск Палаты представителей
  • объявление всеобщих парламентских выборов
  • подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц
  • вручение верительных грамот послам и посланникам
  • подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение и отсрочка наказаний и восстановление в правах
  • пожалование наград
  • подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов
  • осуществление церемониала.

Все эти полномочия применяются  Императором по просьбе Правительства[7,с.245].

Император лишен даже такого традиционного для главы государства права, как право “вето” на назначение премьер-министра, поскольку император лишь утверждает кандидатуру, избранную парламентом. Император является символом единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполитического характера. Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах.

Как отмечают некоторые  японские юристы и политические деятели, в связи с тем, что в конституции  отсутствует четкое разграничение  между понятием “государственные дела” и государственная политика”, отсутствуют статьи, запрещающие императору затягивать выполнение решений представительного органа, а также четко сформулированной процедуры роспуска палаты представителей, император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая император активно не участвует в решении перечисленных вопросов. Следует также добавить, что жизнь императора и его семьи окутана таинственностью и приставленные к нему чиновники постоянно ограждают его от контактов с внешним миром, но ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту авторитета монарха. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.

Парламент Японии является “высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” [7,с.275].

Основным местом рассмотрения и подготовки большинства законопроектов являются парламентские комиссии. Подобное положение вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Кроме того, детальное обсуждение требует значительного времени, а официальные заседания связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности “является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии[7,с.268].

Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов. Комиссии также проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов.

Информация о работе Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь