Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..…2
Краткая характеристика форм правления в Японии, Республике Беларусь………………….……………..…..3
Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Республике Беларусь и Японии……………………………………………………………………………………………………………………………………………………6
Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Республике Беларусь и Японии…………………………………………….…..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………………………..23
7) определяет структуру
Правительства Республики
8) с согласия Совета
Республики назначает на
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов
Правления Национального банка;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности
Председателя и судей высших
судебных инстанций,
12) назначает на должность
и освобождает от должности
Председателя Комитета
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, участвует в его работе;
15) руководствует заседаниями
Правительства Республики
16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
17) решает вопросы о
приеме в гражданство
18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры
и подписывает международные
договоры, назначает и отзывает
дипломатических
21) принимает верительные
и отзывные грамоты
22) вводит на территории
Республики Беларусь или в
отдельных ее местностях
23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее;
24) подписывает законы;
имеет право в порядке,
25) имеет право отменять акты Правительства;
26) осуществляет контроль
за соблюдением
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности.
28) является Главнокомандующим
Вооруженными Силами
27) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение.
28) Президент на основе
и в соответствии с
Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.
Президент может в
любое время подать в отставку.
Отставка Президента принимается Палатой
представителей. Президент Республики
Беларусь может быть досрочно освобожден
от должности при стойкой
Президент может быть
смещен с должности в связи
с совершением государственной
измены или иного тяжкого преступления
Парламент. Основные полномочия Палаты представителей:
• рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
• рассмотрение проектов Законов;
• внесение предложений о проведении референдумов, назначение выборов Президента;
• дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
• рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении либо смещении с должности Президента и др.
Основные полномочия Совета Республики:
• одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
• дает согласие на назначение Президентом Председателей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
• избирает шесть судей Конституционного Суда;
• избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
• отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
• принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом и др.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Любой законопроект, как правило, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Принятые Палатой представителе
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Правительство. Высшим органом исполнительной власти в стране является Правительство. Если законодательная власть имеет первичный, верховенствующий характер, то исполнительная (административная) власть является вторичной, производной от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона.
Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.
Правительство выполняет свои задачи за счет распоряжения материальными, организационными и другими ресурсами, а также при помощи таких инструментов как служебные продвижения и система поощрений. В руках исполнительной власти находится мощная сила, представленная бюрократическим аппаратом, армией, органами внутренних дел.
Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства также могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления.
Полномочия Правительства Республики Беларусь:
• руководит системой
подчиненных ему органов
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и
представляет Президенту для внесения
в Парламент проект республиканского
бюджета и отчет о его
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
• отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.
Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
Япония.
Император. После принятия конституции 1947 г. полномочия императора как самостоятельной главы государства были фактически упразднены. “Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.” [7,с.270]. Чтобы лучше представить его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям, но и к фактической деятельности. По конституции император является символом государства, он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по представлению кабинета - Главного судью Верховного суда.
Согласно Конституции Японии, Император осуществляет действия, относящиеся к государственным делам, но не связанные с осуществлением государственной власти. Все его акты подлежат контрассигнации Кабинетом, и Кабинет несет за них ответственность.
Император Японии имеет следующие полномочия:
Все эти полномочия применяются
Императором по просьбе Правительства[7,с.245]
Император лишен даже
такого традиционного для главы госуда
Как отмечают некоторые японские юристы и политические деятели, в связи с тем, что в конституции отсутствует четкое разграничение между понятием “государственные дела” и государственная политика”, отсутствуют статьи, запрещающие императору затягивать выполнение решений представительного органа, а также четко сформулированной процедуры роспуска палаты представителей, император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая император активно не участвует в решении перечисленных вопросов. Следует также добавить, что жизнь императора и его семьи окутана таинственностью и приставленные к нему чиновники постоянно ограждают его от контактов с внешним миром, но ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту авторитета монарха. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.
Парламент Японии является “высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” [7,с.275].
Основным местом рассмотрения и подготовки большинства законопроектов являются парламентские комиссии. Подобное положение вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Кроме того, детальное обсуждение требует значительного времени, а официальные заседания связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности “является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии[7,с.268].
Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 присутствующих депутатов. Комиссии также проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов.
Информация о работе Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь