Современная информационная революция и новые задачи геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен жизнь человека зависела не только от его способности добывать пищу и т.п., но не в меньшей мере и от того, насколько быстро и полно он получал информацию (например, об опасности) и насколько быстро на неё реагировал. На эту управленческую сторону до настоящего времени не обращалось должного внимания.
Поскольку люди, для того чтобы жить и производить материальные блага, вступают в определённые производственные отношения, то биологическая активность, направленная на обеспечение выживаемости, трансформируется в более высокий уровень – социальную активность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Современные информационные технологии в геополитике………………3
Информационные войны в борьбе за пространство……………………….6
Пути обеспечения информационной безопасности государства……….10
Заключение………………………………………………………………...……14
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.95 Кб (Скачать)

 Тема 20. Современная информационная революция и новые задачи геополитики.

 Содержание 

 Введение……………………………………………………………………….....2

  1. Современные информационные технологии в геополитике………………3
  2. Информационные войны в борьбе за пространство……………………….6
  3. Пути обеспечения информационной  безопасности  государства……….10

Заключение………………………………………………………………...……14

Список  использованной литературы………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение.

 С древнейших времен жизнь человека зависела не только от его способности добывать пищу и т.п., но не в меньшей мере и от того, насколько быстро и  полно он получал информацию (например, об опасности) и насколько быстро на неё реагировал. На эту управленческую сторону до настоящего времени не обращалось должного внимания.

 Поскольку люди, для того чтобы жить и производить материальные блага, вступают в определённые производственные отношения, то биологическая активность, направленная на обеспечение выживаемости, трансформируется в более высокий уровень – социальную активность.

 В результате анализа информации о взаимодействия с внешней средой психика человека формировала понимание того, что ускорение информационных процессов, усиление коммуникативности и целенаправленных взаимодействий повышают живучесть индивида, популяции, социальных систем. Это привело к  интенсификации информационных процессов в человеческом обществе.

 Неустанная, не прекращающаяся по сей день борьба за скорость и эффективность обращения и взаимодействий особенно ярко проявилась в интенсивном развитии средств непосредственной передачи информации: книгопечатание – телеграф – телефон – радио – телевидение – компьютер – Интернет – мобильный телефон.

 Массовая  компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели  к впечатляющему росту информационного  противоборства в политической сфере. 
 
 
 
 
 

 
  1. Современные информационные технологии в геополитике.

 Доминирующим  фактором современного развития цивилизации  стал феномен, названный “информационная  революция” – результат двух параллельно  развивающихся на протяжении всей истории  человечества процессов: процесса постоянного  возрастания роли и увеличения объема информации, необходимой для обеспечения  жизнедеятельности человеческого  общества, и процесса развития и  совершенствования технологии накопления и распространения информации. В  истории развития цивилизации произошло  несколько информационных революций, характеризующихся изменением объема и обработки информации и, как  следствие, трансформацией общественных отношений.

На первый план сегодня выходит информационное пространство — сфера, где осуществляются информационные отношения, взаимодействие между физическими лицами, социально-политическими институтами и иного рода субъектами информационной деятельности. Это пространство уже стало областью реализации политических процессов. Идет формирование и нового направления в геополитической науке — информационной геополитики. Создается его теоретическая база, появляются исследования, связанные с информационной составляющей глобальных политических процессов.     Информационную геополитику можно определить как некий подход, концепцию, объясняющую зависимость политики от информационных факторов.

 Культура  есть способ сохранения и воспроизводства  норм, ценностей общества. На каждом историческом этапе она формирует пространство, в котором реализуется политика. Географическое, геофизическое, геоэкономическое пространства, сформировавшиеся как некий результат деятельности людей, не являются исключением, равно как и пространство информационное. Политика становится способом эксплуатации культурных норм и ценностей. Особенно ярко это проявляется в условиях информационного общества. Здесь политическая активность перемещается в информационное пространство, субъекты оперируют набором информационных сообщений, идей, влияющих на взгляды и убеждения.

 Информационное  пространство подвижно, способно к динамичным изменениям. Нынешний уровень развития техники и информационных технологий дает возможность эффективно оперировать информацией в глобальных масштабах, осуществлять политические действия и достигать необходимых результатов в рамках информационного пространства в самые сжатые сроки. При этом результаты политической активности (результаты эксплуатации культурных норм и ценностей), да и сам процесс публичны, заметны широкой аудитории.

 Исходя  из обозначенных посылов, информационную геополитику можно определить как  некий подход, концепцию, объясняющую  зависимость политики от информационных факторов. Политическая деятельность при этом осуществляется в рамках информационного пространства, которое становится базовой категорией данного рода политической теории и практики. Целью субъектов политики является расширение влияния в информационном пространстве, борьба за контроль над информацией и ин-

 формационными ресурсами. Поскольку задачи политической деятельности прямо или косвенно связаны с захватом, удержанием и реализацией власти либо политических преференций, речь идет об отношениях по поводу власти в информационном пространстве. Цели, методы, технологии предопределены установками политической и экономической элиты, уровнем технического и интеллектуального развития общества, сложившимися в социуме ценностями

 и т.д. Идеи, установки, ценности, в свою очередь, детерминированы социокультурными реалиями.

 Информационную  сущность современной геополитики  характеризуют следующие ключевые параметры1:

 1)она реализуется, главным образом, в рамках особого рода информационного пространства;

 2) она использует особые методы экспансии;

   3) она использует особые методы экспансии, противостояния, борьбы за доминирование в пространственных отношениях.

 Описывая  информационное пространство, исследователи  затрудняются четко

 очертить  его границы. Тем не менее, можно говорить о наполнении данного рода пространства и описании образующих его компонентов.

 Структуру информационного пространства более  наглядно раскрывает перечень его составных частей:

 • информация;

 • информационная инфраструктура;

 • субъекты, осуществляющие сбор, формирование, распространение  и использование информации;

   • система регулирования возникающих при этом общественных отношений.

 К часто  встречающимся в справочных изданиях определениям информации относятся «сообщение, осведомление, сведения»; «мера устранения неопределенности», «управленческие сигналы», «процесс передачи или получения сведений», «отражение». Особо можно выделить понимание информации как некоего смысла, зафиксированного на определенном носителе.

 Информационная  инфраструктура в узком смысле есть распределенные в неком пространстве носители информации (компьютеры, информационные центры, банки данных и т.д.), связанные между собой в сети средствами связи и коммуникации. В более широком значении это — система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие

 информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Иными словами, информационная инфраструктура обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

 Субъекты, осуществляющие сбор, формирование, распространение и использование информации, могут быть вовлечены непосредственно в информационную деятельность, а также в «информационное отражение» любой другой деятельности. Речь может идти как об отдельных индивидах, так и о небольших и крупных группах, вплоть до массовой аудитории. То же относится и к субъектам, ведущим деятельность в компьютерных сетях, в том числе в Интернете. Это индивидуальные субъекты (имеющие личные веб-сайты и страницы), корпоративные (органы власти, СМИ) и «онлайновые» сообщества. К последним относятся группы людей, общение которых основано на использовании Интернет- технологий (веб-форумы, списки рассылки, чаты и т.п.). Такие объединения возникают в экономической, политической сферах, при осуществлении иных видов совместной деятельности. 

 
  1. Информационные  войны в борьбе за пространство.

 Информационная  революция открыла новую эру  в современной геополитике —  эру господства виртуальных технологий в борьбе за пространство. Невиданные прежде глобальные трансформации заставляют всех твердить о «геополитическом хаосе». Старые геополитические парадигмы, в рамках которых ничего уже невозможно объяснить, рушатся, словно карточные  домики. Информационная революция принесла в сферу геополитики новое, виртуальное  измерение пространства, заставив нас  заново переосмыслить все нормы  и правила геополитической борьбы. Оказалось, что «холодная электронная  битва» информационных фантомов по глубине  поражения и одержимости намного  превосходит старые «горячие» войны  индустриальной эпохи. Как предсказывал когда-то канадский социолог Маршалл  Маклюэн (1911-1980), перо день ото дня  становится могущественнее, чем шпага, а на место солдат и танков все чаще приходит типографская краска, фотографии и электронные средства коммуникаций2.

 Центральной парадигмой классической геополитики  была концепция дуализма Моря и Суши в мировом геополитическом пространстве, разработанная немецким политологом  и юристом Карлом Шмиттом (1888-1985). Согласно этой парадигме  иконографию  пространства восточных цивилизаций  определяет стихия Суши  (Земли), западных — стихия Моря. Борьбу этих стихий олицетворяют образы двух ветхозаветных чудовищ — Бегемота и  Левиафана. Качественная организация сухопутного и морского пространства не только генерировала специфические формы государственного устройства на Востоке и на Западе, но и являлась основой особых геополитических стратегий Моря и Суши. Так, Номос Земли отражает неподвижность, устойчивость и надежность Суши с неизменными географическими и рельефными особенностями; Номос Моря символизирует подвижность, изменчивость и непостоянство водной стихии.

 Противостояние  морского и континентального миров  — вот та глобальная истина, которая  лежала в основе объяснения пространственного  дуализма классической геополитики, постоянно  порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс «вчерашней»  истории.

 Развитие  сетевых информационных структур и  появление виртуального пространства заставило по-новому посмотреть на проблему организации и защиты политического  пространства в геополитике.  Если классическая геополитика была основана на сакральных идеях веры, почвы  и крови, то постклассическая картина  политического пространства поставила  вопрос о трансляции этих символов в виртуальное пространство в  виде  символического капитала национальной культуры. Если в индустриальную эпоху  агрессор стремился захватить территорию, разрушая промышленность и средства производства, то в информационном обществе основным средством контроля над пространством стал контроль над личностью — управление мировоззрением и картиной мира целых народов.

 В современном  информационном обществе борьба за пространство разворачивается в информационном поле — именно здесь «передовой край» постклассической геополитики, поэтому особое значение сегодня принадлежит духовным, цивилизационным и культурным факторам, роль и значение которых усиливаются на каждом новом витке информационной революции. Основная идея информационных войн за пространство в постклассическую эпоху — навязать потенциальному противнику программируемый информационный образ мира, подчинив тем самым всю систему его управления.

 Один  из теоретиков «холодной войны» Генри  Киссинджер (р. 1923) сформулировал новое  кредо геополитики с беспощадной  откровенностью технолога: «Знание  мировоззрения противника важнее объективной  реальности»3. Еще вчера для геополитики особую важность представляла картография земного пространства, но уже сегодня в центре ее внимания находится «картография человеческой души», символический капитал культуры, виртуальный мир символов.

 Особое  значение имеет и тот факт, что  информационная революция происходит на фоне развития процесса глобализации, который связан со стиранием всех традиционных барьеров между странами и континентами. В третьем тысячелетии  изменились все основные параметры  международной безопасности. Если раньше они были связаны с балансом военных  сил, уровнем конфликтности и  угрозой мировой войны, с соглашениями по ограничению и сокращению вооружений, то сегодня на первый план выходит  борьба с «нетрадиционными» угрозами: международным терроризмом, транснациональной  преступностью, незаконной миграцией  населения, информационными диверсиями. Если раньше приоритетное стратегическое значение имели военная разведка и контрразведка на местности, то сегодня их место занял анализ информационных потоков, среди которых важно своевременно выявлять и разоблачать агрессивные разрушительные информационные фантомы.

Информация о работе Современная информационная революция и новые задачи геополитики