Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
Введение …............................................................................................................. 3
СНГ — интеграционные процессы ….......................................................
СНГ — проблемы и перспективы развития ….........................................
Заключение …........................................................................................................
Список использованной литературы ….
Содержание
Введение
….............................
Заключение
….............................
Список
использованной литературы ….............................
Введение
Развал
Советского Союза привел к разрыву
целостного хозяйственно-
В этих
условиях Россия и бывшие советские
республики встали перед проблемой формирования
новых экономических взаимоотношений
и воплощения новой схемы хозяйственного
сотрудничества, которая бы не только
учитывала интересы каждого из партнеров,
одновременно с возможностями достижения
максимальных общих результатов развития
на основе взаимовыгодного разделения
труда, но и позволила минимизировать
издержки от развала единой союзной экономики.
Этим целям должно было служить Содружество
Независимых Государств (СНГ), образованное
в декабре 1991 г.
Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
Объективной
основой создания СНГ является система
межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая
в рамках бывшего СССР. Каждая республика,
находясь в зависимости от поставок важнейших
сырьевых ресурсов конечной продукции
из других республик и, будучи заинтересованной
в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась
глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный
комплекс.
СНГ
расшифровывается как Содружество Независимых
Государств, которое было образовано 8
декабря 1991 года в белорусской столице
Минске. Первоначально в СНГ вошли Российская
Советская Федеративная Социалистическая
Республика, Украина и Белоруссия. Позднее
к ним присоединились и другие союзные
государства: Азербайджан, Армения, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения
и Узбекистан. Самым последним государством,
вошедшим в СНГ, стала Грузия. СНГ создавалось
для сотрудничества между странами во
многих областях: политики, экономики,
культуры, науки и т.д.
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
За полтора десятка лет органами СНГ было принято большое количество совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего невозможна глубокая реальная интеграция. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса.
Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ.
Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств.
взаимозависимость
народнохозяйственных комплексов бывших
союзных республик как
технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на внешние рынки;
единство
применяемых технических
единство сетей коммуникации;
факт сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
глубокое
проникновение в массы
общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с международными экономическими организациями.
Несмотря
на это, тенденции к размежеванию
функционирования СНГ явно преобладают.
Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.
Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка.
Системные
факторы, отражающие существенные свойства
прежней системы экономических
отношений бывших союзных республик
в составе единого
Структурные факторы, затрудняющие интеграцию стран СНГ:
несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;
низкий
технический уровень
отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;
потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.
Институциональные
факторы, определяющие методы и скорость
формирования нового хозяйственного механизма
и его основных черт: различия реформационной
социально-экономической
Информация о работе СНГ - интеграция, проблемы и перспективы развития