Шпаргалка по "Геополитике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".

Работа содержит 1 файл

istoria1.docx

— 212.21 Кб (Скачать)

В эти  годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров – Т.Я. Киселев, Верховный Совет – С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали  для развития экономики, культуры, улучшения  материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение  тех или иных проблем, пользовались уважением народа.

В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм в СССР и обеспечить народу самый высокий жизненный уровень. Политический авантюризм на уровне руководства КПСС порождал недоверие народа к партии как руководящей силе, дискредитировал идею коммунизма как таковую. В партии растет формализм, фразерство, лозунги заменяют реальные дела. В руководстве народным хозяйством набирает силу авантюризм, некомпетентность, кампанейщина. 

Политикой Хрущева была недовольна партийная  бюрократия. Старая номенклатура не могла  простить разоблачение культа личности Сталина. Военные круги были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели  науки и культуры – грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло  согласиться с политикой правительства  в сельском хозяйстве. Несмотря на это, период “оттепели” был мощным ударом по тоталитарной системе.

Началом нового этапа советской истории  явился октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева  от занимаемых должностей и избрал первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих  руках всю полноту власти. Повышение  руководящей роли партии объявлялось  универсальным средством решения  всех экономических и социальных проблем. Партия объявляет курс на стабилизацию общества. В политической лексикон вводятся новые понятия: “развитой  социализм”, “развивающийся социализм”, “зрелый социализм”. Из общественно-политической литературы, докладов, материалов съездов  и пленумов исчезают недостатки, проблемы. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей.

В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции  начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все  делало для того, чтобы покончить  с политической оттепелью, резко  усилилась цензура. В 1969 г. ЦК КПБ  принял решение любые отклонения от официальных установок осуждать. Под борьбу с инакомыслием была подведена  статья 67, которая предусматривала  за агитацию или пропаганду с целью  дискредитации власти, распространение, производство и хранение литературы такого содержания – наказание лишением свободы на срок от шести месяцев  до семи лет с высылкой на срок от двух до пяти лет. Людям, которые осмелились, открыто выступать против нарушений  прав человека, несправедливости, высказать  недовольство проводимой политикой  клеился ярлык “диссидента” и  они подвергались преследованиям властей. 

Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые  руководители вызывали раздражение  у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали  угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.

Следует сказать, что в 60-70-е гг. было определенное повышение материального благосостояния населения. Были приняты меры по повышению  заработной платы, улучшению пенсионного  обеспечения. Устанавливались государственные  пенсии колхозникам. В 1960 г. рабочие  и служащие переводились на сокращенный  рабочий день. Вводилась гарантированная  оплата труда колхозников. Увеличилось  количество предприятий бытового обслуживания.  
 
 
 
 
 

59. Изменения в междунар ситуации во вт пол 1980. Распад соц. блока.

На рубеже 70-80 гг СССР оказался в сложном соц.-эк. и полит. положении. Причины -  некомпетентности высшего полит. и гос-ного руководства. Тяжелым бременем лежла на плечах трудящихся непомерная милитаризация  нар. хоз-ва.

     Положив в основу общественного  прогресса прежде всего эк. фактор  и поставив человека в положение  лишь средства для достижения  своих целей, Советское гос-во  все более отставало от передовых  стран мира в научно-технолог. плане, в повышени производительности  труда.. В результате общество  оказалось скованным  жесткими  предрассудками, которые затрудняли  его динамическое развитие, реализауцию  возможностей к саморазвитию  и обновлению. Все это привело  к дискредитации сов. строя  в целом. 

     Во вт половине 80 стали резко  снижаться темпы эк. развития. Курс  на ускорение соц.-эк.  развития  страны на практике не воплощался. В связи с этим в 89-91 были  приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой дея-ти, арендных отношениях, о собственности,  предприятиях, земле и  другие  нормативные акты, призванные  радикально  перестроить эк. отношения, открыть  путь к формированию новых  форм собственности.Был взят курс  на формирование рыночных отношений  в эк.

     Все перестроечные преобразования, затрагивавшие интересы различных  слоев общесива, проходили довольно  болезненно. Расчеты на быстрое  вхождение страны в рынок не  оправдались. В переходный период  ослабла испольнительная власть, снизилась дисциплина и пошатнулся  порядок, обострились межнациональные  отношения. СССР как единое  гос-во стал разваливаться. 

     Эк. и полит. кризис продолжал  углубляться. В этих условиях  в августе 91 в Москве было  принято решение о введении  в стране чрезвычайного положения.  Однако эти действия были легко  нейтрализованы сторонниками нового  курса. В связи с этими событиями  деятельность КПСС во всех  странах была приостановлена. В  связи с августовскими событиями  изменилась полит. расстановка  сил в стране и Горбачев  стал играть демонстративную  роль. Большинство республик отказались  от подписания уже подготовленного  нового Союзного Договора. На  повестке дня стал вопрос о  самом существовании СССР.  

60.БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР.

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства  КПСС во главе с М.С. Горбачевым в  СССР начался период радикальных  экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума  ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала  повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной  экономической реформы. Начался  перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства  на полный хозяйственный расчет и  самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации  и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено  аварией на Чернобыльской АЭС  весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения  проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота  было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные  с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные  жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с  загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых  бюджетов Беларуси. И тем не менее  с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции  на 26%, а производительность труда  выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления  факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался  затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки  были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы  реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной  политике, в борьбе с нетрудовыми  доходами. Был окончательно утрачен  контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство  в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80-90-х годов обострился экономический  кризис. Падал национальный доход, сокращалось  производство продукции, появилась  безработица, ухудшилось социальное положение  граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил  разработанную Советом  Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала  создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы  государственного регулирования экономики.

Разрыв  экономических связей после распада  СССР, неизбежный при переходе к  рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки  привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение  производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, производство продукции сельского  хозяйства – на 27%, объем капитальных  вложений – на 60%. Экономическое  положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик  Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая многократное повышение  цен на товары и услуги.

В 90-е  гг. в тяжелом положении оказалось  сельское хозяйство. Происходило сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая  база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения  на селе начали зарождаться в 1991 г. В  этом году были приняты законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О праве  собственности на землю”. Они предусматривали  возможность частной собственности  на приусадебные участки земли, личное подсобное хозяйство, дачное строительство, а также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для  фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции  агропромышленного комплекса составлял  менее 1%, а товарной продукции – 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный  уровень населения республики. Кризисное  положение переживал потребительский  рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки потребителя  для приобретения промышленных товаров  и талоны – для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения  стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше  жителей Беларуси оказывалась за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и  ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.

Учитывая  сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной  социальной политики стало основой  внутриполитической деятельности руководства  страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить  инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако  валютный кризис в республике в марте  и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались  на экономике Беларуси. В целях  преодоления кризиса были проведены  унификация валютного курса в  отношении белорусского рубля и  частичная либерализация цен, усилена  бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В  результате этих мер, инфляция снизилась  с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем  на 4%. Производство промышленной продукции  возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а  реальная заработная плата – более  чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной  продукции, остается низким уровень  инвестиций, третья часть предприятий  является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально-экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

61.Провозглашение независимости Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.

На Пленуме  ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг “Больше демократии, больше социализма”. В стране стали  возникать неформальные клубы и  объединения. В Беларуси возрос интерес  к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых  давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской  революции, партии большевиков. Начался  новый этап реабилитации. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек.

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"