Российская политика в отношении СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Геополитика – наука политических элит, не случайно решением Министерства образования она преподается на факультетах управления по специальности государственное и муниципальное управление.
Геополитика – это наука или система знаний о контроле за пространством.
Геополитика, как правило, не бывает общей для нескольких государств, даже, если они являются союзниками, она исходит, прежде всего, из национальных интересов и национальной безопасности.1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ: ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ГЕОПОЛИТИКИ 6
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ 10
4. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СНГ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

Геополитика1.docx

— 44.29 Кб (Скачать)

Мощь (могущество) государства исторически  проявлялась в первую очередь  как мощь военная. История оставила многочисленные памятники: хвастливые изречения вождей, царей, королей и т.д. на каменных стелах, в рукописных манускриптах, летописях, мифах, сагах, хрониках, книгах и т.д., где говорится о том, что побеждал тот, кто был лучше вооружен, чьи войска были лучше организованы, выучены, более мобильны, дисциплинированны и пр. Военная мощь возрастала по мере научно-технического прогресса, наработок военной мысли. Все это вкупе с географическими факторами работало на становление или упадок мощи государства. Геополитические конфликты возникали чаще всего вокруг разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.

По мере накопления экономического, финансового, интеллектуального потенциала государственная мощь стала прирастать этими элементами. Вторая половина XX в. показала, что борьба за передел мира может вестись не только с применением Двоенной силы, но и путем экономической, финансовой, культурно-идеологической экспансии. Многие современные геополитики полагают, что «мощь страны — это комплексный показатель взаимодействующих в системе факторов», величина не абсолютная, измеряемая какими-то единицами, а относительная, т. е. проявляющаяся в процессе интеракций государств в международных отношениях и оцениваемая по их результатам. В определенной гепени элементы мощи государства взаимозаменяемы.

Государственные интересы порождают  те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный характер. В  геополитике чаще всего применяется  категория экспансии, под которой  обычно понимаются какие-либо территориальные приобретения или установление военно-политических сфер влияния. Практика показала, что экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой и т.п.), а также культурно-идеологической, информационной и т.д. В конце XX в. главным видом экспансии остается территориальная — борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, за биоресурсы — за выживание.

Территориальные приобретения — это  чаще всего долгосрочные приобретения, это «жизненное пространство». Россия объективно стала страной, притягивающей  интересы сопредельных и дальних  государств, желающих потеснить ее, «полакомиться» ее территориями, потеснить  в других регионах земного шара. Так, Турция в одностороннем порядке  изменила толкование соглашений 1936 г. о статусе Черноморских проливов; Россия медленно, но упорно оттесняется от богатств Антарктиды, Китай ведет против России тихую ползучую демографическую экспансию, внедрив в демографическое тело РФ уже около 2 млн. своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит в основном «мягкий характер». Иные ее формы могли бы повлечь осуждение мировым сообществом, активное сопротивление русских, а самое главное — пока у нашей страны есть еще самое грозное оружие — ракетно-ядерное. В XXI в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращений площадей плодородных земель, экологического напряжения, вероятно, в мировые отношения вернется жесткий вариант территориальной экспансии.6

 

4. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ  СНГ

Российское  руководство во главе с В. Путиным  еще в 1999 году обозначило основные принципы “стратегического партнерства” в  развитии отношений с другими  странами, в том числе в пространстве СНГ. Новый подход предусматривал новую  динамику торгово-экономических, политических, гуманитарных и других направлений  сотрудничества и в перспективе  интегрирование России в целостную  мирохозяйственную систему на основе учета непосредственно национальных интересов каждого участника  такого сотрудничества.

Согласно  такому подходу к развитию взаимоотношений, страны СНГ официально были объявлены  первостепенными приоритетными  партнерами во внешней политике России.

В действительности, например, в главной, торгово-экономической  сфере они таковыми так и не стали. Тем не менее именно при Президенте В. Путине в России стал доминировать стратегический подход в сотрудничестве с внешним миром: если при взаимодействии с дальним зарубежьем Российская Федерация стремится в первую очередь достичь экономической эффективности и извлечь выгоды от участия в международном разделении труда, то в постсоветском пространстве Россия обязана исходить из двух критериев: экономической эффективности и геополитической целесообразности.

Несмотря  на неудачи в воссоздании единого  экономического пространства на новой  институциональной и правовой основе, следует констатировать, что между  странами СНГ по-прежнему сохраняется  достаточно глубокая экономическая  взаимозависимость, игнорировать которую  было бы большой ошибкой. Содружество  при всей своей аморфности оказывается  очень нужным как для Российской Федерации, так и для других бывших советских республик (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства). Постсоветские государства нуждаются не только в энергоресурсах из России (особенно Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия), но и в российском емком рынке для своих товаров, в первую очередь сельскохозяйственной продукции. Через российскую территорию и транспортные пути осуществляется транзит грузопотоков с дальним зарубежьем. Во многом и Россия заинтересована сохранять торгово-экономические связи со своими ближними и традиционными партнерами. По имеющимся оценкам, 102 отрасли экономики Российской Федерации напрямую зависят от кооперационных связей в странах Содружества (в том числе в военно-промышленном комплексе, машиностроении, легкой и химической промышленности и др.).

Период  развала СССР и последовавший  за этим процесс дезинтеграции постсоветского экономического пространства одновременно проходил на фоне возрастающей глобализации и активизации экономической  интеграции в других частях нашей  планеты. Мировое хозяйство растет количественно и меняется качественно. А что же мы наблюдаем в постсоветском  пространстве? Какие количественные и качественные характеристики мы можем  дать участию России как наследницы СССР в интеграционных процессах  на пространстве бывшей державы? Оправдал ли себя путинский курс “стратегического партнерства” в отношении указанных  стран? Какие внутренние факторы  и международные вызовы противодействуют его эффективной реализации?

В. Путин  не раз открыто заявлял, что Россия сталкивается в зоне СНГ с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США, Японии и  Китая. Следует признать, что наша страна все больше проигрывает в  этом жестком противоборстве. Равновесие сил на экономическом и политическом пространстве СНГ заметно разрушается  под воздействием напора мировых  центров сил и влияния не в  пользу России.

Настоящей пробой сил и реальным противодействием такой политике, проводимой США и  странами Евросоюза на пространстве СНГ, явился адекватный ответ России на нападение Грузии на Южную Осетию и угрозу ее вторжения в Абхазию.

Президент Д. Медведев впервые за время существования  новой России во всеуслышание дал  понять ее недругам, что российское руководство не позволит создавать  реальные угрозы национальной безопасности нашей страны по всему периметру  ее внешних границ. Это явилось прямым предупреждением Соединенным Штатам и их союзникам, которые сегодня, как известно, создают реальные военные угрозы непосредственно на южных и западных рубежах нашего Отечества путем втягивания Грузии и Украины в военно-политический блок НАТО, навязывают размещение элементов системы ПРО первоначально в Европе, а затем, по всей вероятности, по всему периметру западных и южных границ России.

Новый геополитический  расклад сил, возникший в ходе принуждения Грузии к миру и ее мирному сосуществованию со своими соседями, определил странам Запада очевидную геополитическую реальность: зона СНГ является жизненно важным пространством для Российской Федерации  и уступать его наша страна не собирается ни Соединенным Штатам, ни их сателлитам на Западе.

Таким образом, если последние 17 лет Россия “сосредоточивалась”  и зачастую отказывалась от защиты своих интересов в ближнем  зарубежье, то сейчас наступило время  реальной политики для того, чтобы  полностью поддержать поставленные задачи Д. Медведевым и В. Путиным  перед Россией в сфере укрепления ее национальной безопасности и начать наращивать свое присутствие в зоне СНГ, в том числе через государственные  ассигнования мероприятий по усилению национальной внешней политики в ближнем зарубежье.

Чтобы российская внешняя политика носила системный  и действенно-эффективный характер, нынешнему руководству страны потребуется  ускорить разработку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии  России в новых геополитических  условиях — после признания независимости  Южной Осетии и Абхазии. Только в  этом случае наша страна сможет адекватно  отвечать на реальные внешние угрозы, в том числе в результате наращивания  военно-технической помощи режиму Саакашвили со стороны членов Североатлантического альянса, а также ввиду угрозы отлучения РФ от ВТО и т. п.

Усилия  стран Запада по сдерживанию России во внешнеполитической и внешнеэкономической  сферах после военного конфликта  на Кавказе способны временно нанести некоторый ущерб российским интересам. Однако действия наших недругов вряд ли смогут создать серьезные проблемы для национальной экономики и внешнеэкономических связей страны в условиях глобализирующегося мира. В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии в отношении стран СНГ и всего постсоветского пространства необходимо, на мой взгляд:

во-первых, определиться более четко с иерархией  интеграционных приоритетов РФ на постсоветском  пространстве, чтобы отказаться от множественности, порой совсем неэффективных (как, например, ЕЭП “Большой четверки”) и перекрывающих друг друга интеграционных проектов с участием России в СНГ;

во-вторых, необходимо ликвидировать значительные финансовые потери (прямые и косвенные), которые продолжает нести Россия в связи с льготными ценами на энергоносители, поставляемые прежде всего недружественным по отношению к нашей стране соседям по СНГ. Например, до сих пор российский природный газ поставляется в Грузию по 110 долл. за тысячу кубов. Недружественный режим Ющенко на Украине за счет низкой газовой цены (179,5 долл. за тысячу кубов) на поставляемый из России природный газ фактически укрепляется ввиду того, что льготная газовая цена серьезно усиливает конкурентоспособность украинской продукции (черные металлы, удобрения, химическая продукция), которая конкурирует с аналогичной российской продукцией на рынках третьих стран;

в-третьих, государственная политика должна быть сосредоточена на усилении позиций  России как инвестора в разработку природных ресурсов стран СНГ  на фоне растущей активности компаний развитых стран, Китая, государств Юго-Восточной  и Южной Азии в данном регионе;

в-четвертых, как представляется, основная причина  слабых успехов России в интегрировании СНГ связана с особенностями  ее внутренней экономики, ее непрогрессивной структуры с точки зрения мирохозяйственных тенденций.

в-пятых, самое главное препятствие на пути хозяйственного прогресса России и соответственно расширения ее возможностей участвовать в субрегиональной  интеграции заключается в следовании с 1992 года непродуктивной для нее  неолиберальной монетаристской экономической модели реформирования национального хозяйства. Модель, в соответствии с которой в России происходит формирование рыночных отношений, реализуется на основе не оправдавшего себя в переходный период принципа: “Меньше государства в экономике”. Непродуманное сокращение регулирующих функций государства в ущерб национальным интересам России, ускоренный уход государства из реального сектора экономики в результате варварской и криминальной приватизации ключевых отраслей привели в совокупности к существенному сокращению возможностей высшей исполнительной и законодательной власти в РФ реализовывать эффективную национально-ориентированную промышленную политику, внешнюю политику, сохранять и поддерживать реальный суверенитет7.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Роль  и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. 
Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада  СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский. 
На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. 
Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гаджиев К. С. Геополитика. -- М.: Международные отношения, 2006. – 256 с.
  2. Годин Ю. Геополитические вызовы и российская политика в отношении СНГ // Российская Федерация сегодня, 2009, № 3.
  3. Дугин А. Г. Основы геополитики. -- М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2007. – 928 с.
  4. Жириновский В. В. О судьбах России. -- М.: Издательско-информационное агенство " РАĬТ", 1993. – 256 с.
  5. Поздняков Э.А. Геополитика. — М.: Прогресс, Культура, 2005. -- 96 с.
  6. [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://gosuprava.narod.ru/leanbooks/geopolitika/geopolitika7.html
  7. Библеотека гуманитарной и естественной науки. / 10 апреля 2012 года / [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://lib.pomorsu.ru/contentfull/PolitLib/Shubin-Geopolitika/lec01.html

Информация о работе Российская политика в отношении СНГ