Развитие внешнеэкономических связей России как объект геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Актуальность исследования проблемы, развития внешнеэкономических связей России как объект геополитики, обусловлена неотложной потребностью пересмотра правительственного курса и выработки новой повестки дня реформ с убедительной структурной, промышленной, валютной политикой и эффективным использованием внешнеэкономических связей, прежде всего, в интересах реального социально-экономического подъёма страны, а не нынешнего гипертрофированного экономического роста, который способен обеспечить, как показывает практика последних лет, лишь инерционное развитие России. И предполагает объективный процесс развития и более эффективного использования природных ресурсов страны.
Целью данной работы является разработка путей решений для развития внешнеэкономических связей России с помощью внутренних экономических реформ.

Содержание

Введение 3

Глава I Внешнеэкономические связи России как
объект геополитики 5

Глава II Современное состояние и проблемы внешнеэкономических связей России 11

Глава III Пути решения проблем развития внешнеэкономических связей России 17

Заключение 21


Список используемой литературы 22


Приложение 1 23

Работа содержит 1 файл

ФИНИШ.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Размещение  СЭЗ в России в зависимости  от географического положения территории осуществляется либо в приграничных, либо во внутренних регионах. Приграничные регионы объединяют СЭЗ, возникшие в непосредственной близости от государственной границы, где находятся международные порты или крупные приграничные транспортные узлы, через которые проходят транзитные грузопотоки. Здесь преобладают зоны свободной торговли в виде складских, беспошлинных таможенных, транспортно-торговых и торгово-таможенных зон. Широкое распространение СЭЗ во внутренних регионах обусловлено огромными природно-ресурсными богатствами страны, наличием крупных научных и промышленных центров, имеющих высококвалифицированные кадры. Основным типом СЭЗ в этом случае являются экспортно-промышленные зоны и СЭЗ технико-внедренческого характера. 

     Международная торговля услугами в последнее время  оказывает все большее воздействие  на всемирные экономические отношения. Наибольший удельный вес занимает иностранный туризм. Это одна из немногих крупных сфер труда, где число работников неуклонно возрастает. Индустрия туризма — важная отрасль экономики многих стран и регионов мира, источник получения крупных сумм иностранной валюты, стимулятор строительства отелей, дорог и других звеньев инфраструктуры для туризма, торговли, возрождения ремесел и кустарных промыслов, мер по охране природы, сохранению национальной самобытности.

     Россия, обладающая огромным рекреационным потенциалом, обслуживает пока лишь 1% мирового туристического потока. Численность иностранных граждан, прибывших в Россию, постепенно возрастает, увеличивается численность и российских граждан, выезжающих за границу.

     Широкое распространение получают услуги в области информации и телекоммуникаций, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчеты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, консультационные, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг.

     Научно-техническое  сотрудничество представляет собой  согласованную деятельность субъектов  внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Одним из направлений  в этой области является международная кооперация производства, которая эффективно, рыночными методами интегрирует весь инновационный цикл; повышает динамизм инноваций и конкуренции; содействует ускорению НТП, повышению конкурентоспособности кооперированной продукции на мировом рынке, получению валютной прибыли. Такое сотрудничество может проявляться в совместном производстве продукции на двусторонней или многосторонней основе (сборка маршрутных автобусов фирмы “Мерседес-Бенц” в Голицино, легковых автомобилей фирмы “Форд” во Всеволожске).

     Сотрудничество  в области капитального строительства  крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом  и техническом содействии других. Так, были построены гидроузлы в  Египте и Сирии, металлургические заводы в Индии, атомные электростанции на Кубе и в странах Восточной Европы. На территории России были построены Оскольский электрометаллургический комбинат, созданный с помощью ФРГ, Костомукшский горнообогатительный комбинат, построенный при участии Финляндии, осуществлена разработка углей Южной Якутии и обустройство нефтяных и газовых промыслов на шельфе острова Сахалин при содействии Японии.

     Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию  обрабатывающей промышленности и занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт. В 2007 г. на территории России действовало более 19 тыс. предприятий и организаций с участием иностранного капитала и больше всего в торговле и общественном питании и в промышленности.

     Таким образом, эффективная внешнеэкономическая  политика способна внести важный вклад  в оздоровление российской экономики. Главный лозунг внешнеэкономической  стратегии новой России — снижение до минимума поставок любого сырья за границу. Чтобы разрушить экспортно-сырьевую специализацию страны, предотвратить ее экономическую колонизацию мощными конкурентами, следует всемерно развивать переработку ныне экспортируемого сырья на основе собственных ресурсов (максимально используя при этом интеллектуальный и технический потенциал отечественного ВПК) и параллельно — компенсировать экспорт продукции сырьевых отраслей импортом новейших технологий по добыче и переработке природных ресурсов. России предстоит найти наилучшее для нее соотношение между самодостаточностью и включенностью в мировую экономику. От точности такого выбора во многом будут зависеть экономические успехи страны и благосостояние ее граждан. 

     Заключение 

     Формирование  цивилизованных торгово-экономических отношений с зарубежными партнерами, создание позитивного международного имиджа и инвестиционной привлекательности страны является одной из актуальнейших ключевых задач, стоящих перед Россией. Одним из неотъемлемых организационных инструментов решения этой задачи является дипломатический протокол. Соблюдение норм дипломатического и делового протокола обеспечивает высокую эффективность любых контактов в рамках международно-экономического сотрудничества, способствует поддержанию безупречной деловой репутации, укреплению позиций страны на международной арене.

       Развитие международной активности, укрепление политических связей  России требуют повышения уровня  деловой культуры представителей  российского бизнеса и власти, профессионализма в области делового и международного сотрудничества, знаний национальной специфики стран мирового сообщества.

     Среди важных мер по преодолению перекосов  во внешнеэкономическом комплексе  России следует выделить необходимость  соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). 

     Список  литературы 

     1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

     2. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под редакцией С.А. Ситаряна. М.: «Наука», 2009. - 327 с.

     3. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ/Общество и экономика, №7-8, 2010, с.168-187.

     4. Гаджиев К.С. Геополитика М.: Международные отношения. 2007- 384 с.

       5. Годин Ю.Ф. Лицом на Запад, спиною на Восток / Российская Федерация сегодня, №1, 2011.

       6. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность/ Вопросы экономики, 2010, №2.

       7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.: ГУ ВШЭ, 2009-495 с.

       8. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. М.2009.

       9. Данилова Е.В., ВТО: регулирование торговли услугами. М.: ИКЦ «Академкнига», 2010 - 165 с.

       10. Данильцева А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 2009 - 424 с. 
 
 

 

Приложение 1

Программа мероприятий, направленная на развитие внешнеэкономических связей России.

Направления на развитие внешнеэкономических связей России. Перечень мероприятий  по организации новых внешнеэкономических связей России и перспективы развития новых и существующих внешнеэкономических связей России. Значение мероприятий  по организации и развития внешнеэкономических связей России. Ожидаемый результат  от организации новых внешнеэкономических связей России и развития существующих внешнеэкономических связей России.
Разработка  основных принципов внешнеэкономических связей России для создания новых внешнеэкономических связей России Осуществление  комплекса мер, обеспечивающих сохранение уже существующих внешнеэкономических связей России.

Развитие существующих внешнеэкономических связей России.

Организация новых внешнеэкономических связей России.

 
Создания  благоприятных условий для развития существующих и организации новых внешнеэкономических связей России.
Обеспечение формирования новых, высокоэффективных, развитых внешнеэкономических связей России., существенно развить внешнеэкономические связи страны.
Использование системного подхода для развития существующих внешнеэкономических связей России Выделение объекта  исследования

Определение  иерархии целей системы и ее отражение в целях подсистем

Определение возможных  путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем

 
Формирование  условий для возможного развития существующих внешнеэкономических связей России.
Создание в России мотивации и условий для развития внешнеэкономических связей России.
Пути  решения проблем  развития внешнеэкономических связей России и организации новых внешнеэкономических связей России. Совершенствование внешнеэкономических связей России.

Разработка и  принятие нормативных актов, регламентирующих цели и средства развития внешнеэкономических связей России для разрешения возможных противоречий между Россией и странами мира

 
Для успеха деятельности  и экономического развития России
Эффективная реализация национальных интересов России.

Экономически  развитая страна.

Конкурентно способная  Россия среди других стран мира.

 
 

 

     

     Доклад 

     Доклад  выполнен по теме «Развитие внешнеэкономических  связей России как объект геополитики».

     В теме рассматривается проблема развития внешнеэкономических связей России. Обусловлена неотложной потребностью пересмотра правительственного курса. Выработки новой повестки дня реформ с эффективным использованием внешнеэкономических связей. Прежде всего, в интересах реального социально-экономического подъёма страны. А не нынешнего гипертрофированного экономического роста. Который способен обеспечить, лишь инерционное развитие России. И систематическое отставание обрабатывающей промышленности России. Что в свою очередь ведет к сокращению рабочих мест и приводит к росту безработицы. А также появляется значительное преобладание импорта готовой продукции над экспортом в Россию. Что не благоприятно сказывается на платежном балансе страны.

     Возможны  следующие пути решения.

     Что касается отечественных энергоресурсов. Мы должны рационально оптимизировать физические объёмы экспорта нефти и природного газа. При этом необходимо в полной мере учитывать национальные интересы. И исходить из того, что мировая энергетическая безопасность не требует от России «интернационализации» её природных ресурсов. Российский вклад в её обеспечение может осуществляться через посредство внешнеторгового обмена продуктами переработки нефти, газа и другими готовыми энергоёмкими товарами.

     Одной из форм экономического сотрудничества является создание совместных предприятий. Выпускающих разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности. И занятых выполнением разного вида услуг. При этом большая часть продукции совместных предприятий предназначена на экспорт.

     Доклад  окончен.

Информация о работе Развитие внешнеэкономических связей России как объект геополитики