Проблемы международной безопасности в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Объект исследования – международная безопасность.
Предмет исследования - проблемы международной безопасности в современном мире.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятия национальный интерес и национальная безопасность.
Изучить теорию международной безопасности.
Проанализировать факторы угрожающие международной безопасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Национальный интерес и национальная безопасность………………….…4
Теория международной безопасности…………..…………………………7
Факторы, угрожающие международной безопасности………………….11
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

геополитика-контрольная.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Кузбасский государственный технический университет»

     Кафедра отечественной истории, теории и  истории культуры 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕОПОЛИТИКЕ

     Тема  №10. «Проблемы международной  безопасности в современном  мире»    
 
 

                  Выполнил: 

                  Студент гр.МУЗ (Т)-103    

                  Зачетка: 310169  

                  Кулешов Виктор

                  Дмитриевич

                  Проверил:

                  Преподаватель    
                   
                   
                   
                   
                   

     Кемерово 2011

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Национальный интерес и национальная безопасность………………….…4
  2. Теория международной безопасности…………..…………………………7
  3. Факторы, угрожающие международной безопасности………………….11

Заключение………………………………………………………………………14

Список  использованной литературы…………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  безопасности – одна из центральных  в теории и практике международников  и государственных деятелей. С  нею так или иначе связан любой  вопрос международной политики. Племена  народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом. Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны соседей, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые разные стратегии. Одна из главных особенностей международных отношений –анархичность международной среды. Она даже с оговорками (пусть иногда очень серьезными) признаётся всеми исследователями и связана с нерешенностью проблемы безопасности. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной  или абсолютной, а останется относительной  и всегда будет зависеть от политической воли «государей». Конечно, отношения не сводятся к межгосударственным взаимодействиям, а международная политика – к внешне политической  деятельности государства. Таким образом, цель контрольной работы - рассмотреть проблемы международной безопасности в современном мире.

     Объект исследования – международная безопасность.

     Предмет исследования - проблемы международной безопасности в современном мире.

     Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятия национальный интерес и национальная безопасность.
  2. Изучить теорию международной безопасности.
  3. Проанализировать факторы угрожающие международной безопасности.
 
  1. Национальный  интерес и национальная безопасность
 

     Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов понятие "национальная безопасность". Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

     Национальная  безопасность Российской Федерации - это  гарантированная конституционными, законодательными и практическими  мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Более развернутое  изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ "О национальной безопасности". Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.

     Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны1.

     Национальные  интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

     Национальные  интересы обеспечиваются институтами  государственной власти, осуществляющими  свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции  Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными  организациями. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства2.

     Национальные  интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются на главные (или жизненно важные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные.

     Главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. Контуры, внешняя упаковка национального  интереса во многом определяется идеалом, отражающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некий комплекс критических параметров, нарушение которых даёт основание говорить о том, что государство не способно отстаивать свой суверенитет и самостоятельность. При разработке национальных интересов и принятии на их основе тех или иных внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные экономические, политические, географические и иные факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Учитываются также и возможные реакции на эти решения на международной арене со стороны тех государств, которые они, так или иначе затрагивают.

     Столкновение  реальных интересов порождают реальные конфликты, но на международной арене  они могут быть вызваны так  же ложно понятыми и превратно  сформулированными национальными  интересами или соображениями национальной безопасности. Так обстояло дело при развязывании Соединенными Штатами вьетнамской войны и при принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

     Таким образом, главной детерминирующей  силой внешнеполитической деятельности является национальный или государственный интерес. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении ложно понятых и превратно сформулированных национальных интересах. В формулировании обеих категорий интересов и в формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовать, немаловажное значение имеет система ценностных ориентаций, установок, принципов и убеждений государственных деятелей - восприятие ими окружающего мира и оценка места своей страны в ряду остальных государств, составляющих мировое сообщество.

     Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного  государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

     Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны3.

     Второстепенные  и переменные интересы, нося производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

     Следует, однако, отметить, что государство  не может обеспечить реализацию всех целей в полном объеме. В большинстве случаев это связано с трудными переговорами или торгами с другими государствами. Зачастую основополагающие национальные интересы, связанные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзов и коалиций с другими государствами. Например, разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии стал возможен именно потому, что Советскому Союзу, США и Великобритании, несмотря на огромные идеологические различия, удалось создать коалицию для противодействия общему врагу. Эта цель была достигнута благодаря не только разработке дееспособной стратегии совместного ведения военных действий, но и созданию для ее осуществления мощной производственно-технической базы.  

     2. Теория международной  безопасности 

     Понятие «безопасность» тесно связано с категорией «национальные интересы». Более того, первое является производным от второй. Национальная безопасность призвана, прежде всего, обеспечить гарантии неуязвимости основных, жизненно важных интересов-национального суверенитета, территориальной целостности государства-нации, защиты его населения,- т.е. таких интересов, ради достижения которых оно скорее согласится воевать, чем пойдёт на компромисс. Иначе говоря , национальная безопасность-это стратегия ,направленная на обеспечение жизненно важных интересов государства-нации. Таков классический, реалистический подход к проблеме4.

     С точки зрения теории политического реализма международные отношения существуют, говоря словами Р. Арона, «в тени войны». В отсутствии высшей руководящей инстанции, единого управления действиями государства в достижении и защите своих интересов могут рассчитывать только на собственные силы. Неореализм, и идет в этом отношении несколько дальше и вводит понятие «зрелой анархии», в соответствии с которым международные институты, а также вырабатываемые ими нормы и правила поведения смягчают последствия столкновения государственных интересов и отчасти выводят международные отношения из «тени войны». Однако главным средством достижения и защиты национальной безопасности и в реализме, и в неореализме признается сила (прежде всего в ее военно- политическом измерении), а главным инструментом, гарантирующим международную безопасность- баланс сил.

     Еще одна существенная особенность реалисткого  понимания безопасности состоит в том, что оно носит, прежде всего охранительный характер; безопасность рассматривается как не угрожаемое состояние. Такое понимание безопасности оставляет в тени, порой недооценивает, а в некоторых случаях и вообще игнорирует ее значение как совокупности мер для обеспечения не угрожаемого состояния. Как показывает Н.А. Косолапов, недооценка такого аспекта безопасности, как конкурентные способности государства-нации в борьбе за выживание и развитие т.е. недооценка «жизнеобеспечивающего» аспекта безопасности, может привести к самым серьезным впоследствиям. СССР уделял преимущественное внимание  развитию своего военного потенциала и внутренних спецслужб, и все же он рухнул не от того,  от чего усиленно себя охранял: не от нападения внешнего врага и от происков внутреннего, а от острого дефицита жизнеспособности системы5.

       С позиций политического реализма  главное действующее лицо национальной  и международной безопасности  – государство. Именно оно  является основным звеном, причиной  и следствием, основным виновником (источником угроз) и надеждой в соотношении угроза – безопасность.

     Продолжает  существовать и разрабатываться  понимание безопасности на основе либерально-идеалистической  парадигмы. Напомним, что одной из центральных в этой парадигме  является идея о международном сотрудничестве, основанном на универсальных ценностях и общечеловеческих интересах. С этих позиций угрозу безопасности представляют те участники международных отношений, которые отказываются от сотрудничества, нарушают общепринятые моральные и правовые нормы. Центральные понятия в либерально-идеалистической парадигме – всеобщее разоружение и коллективная безопасность, главным объектом которой являются указанные универсали, а также неотъемлемые права личности. Коллективная безопасность – единственный путь для преодоления дилеммы безопасности, который проходит через создание и укрепление международных институтов ( и прежде всего через укрепление и дальнейшее развитие системы ООН), дальнейшее совершенствование международного права, соблюдение общепринятых норм нравственности.

     Наконец, в 1970-е гг. появляются и понятия  «всеобъемлющей безопасности» (comprehensive security) или «всеобщей безопасности» (overall security), которые рассматриваются как альтернатива национальной безопасности и как средство придания новой и более широкой основы сотрудничеству в условиях стабилизации международной систему. Всеобъемлющая и/или всеобщая безопасность – явления многомерные: они сосредотачиваются не только на политических и дипломатических спорах (которые зачастую приводят к конфликту), но и на таких факторах, как слаборазвитая экономика, торговые противоречия, неконтролируемые перемещения населения, состояния экологии, наркобизнес, терроризм и права человека6.

Информация о работе Проблемы международной безопасности в современном мире