Предмет, основные категории, законы, функции и методы геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:56, лекция

Описание работы

Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX— XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами. Новый раздел мира — это по сути «передел уже поделенного», т.е. переход от одного «владельца» к другому, а не от бесхозяйственности к «хозяину».
Переделы мира привели к тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство, несомненно, подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене. В конце XX в. еще раз подтвердилось, что экономический фактор — один из ведущих в геополитическом балансе сил.

Работа содержит 1 файл

геополитика 1.docx

— 56.04 Кб (Скачать)

Человеческая история есть не ҹто  иное, как выражение этой борьбы и путь к ее абсолютизации.

Таково самое общее выражение  главного закона геополитики - закона дуализма стихий (Суша против Моря). [1]

Закон усиления фактора пространства

Политическая история народов  земли демонстрирует постепенный  рост политических форм, становящихся все более масштабными. Так возникают  государства и империи. Этот процесс  на геополитическом уровне означает усиление фактора пространства в  человеческой истории. Характер крупных  политических образований - государств и империй - выражает дуальность стихий более впечатляюще, выходя на уровень все более и более универсальных цивилизационных типов.

Согласно этому закону безопасность государства зависит не только от его военной силы, технологического развития и экономической базы, но прежде всего от величины и географического  месторасположения его земель и  территорий. Без территориальной  самодостаточности невозможно решить проблему суверенитета. Эта закономерность отчетливо проявляется по мере развития техники и науки.

Совершенствование уровня кораблестроения  и вооружений объективно усилили  позиции морских цивилизаций. Начиная  с эпохи великих географических открытий (развитие торговли и товарообмена) эта цивилизация наращивает свое преимущество. В этой закономерности никто не сомневался, когда происходило  противостояние двух сверхдержав во второй половине XX века. Рано или поздно даже «неприсоединившиеся» страны были вынуждены делать свой выбор в  пользу одного из центров мировой  политики.

В конце XX века создается единый англосаксонский  комплекс, который закрепляет свое господство над подконтрольными  им сферами влияния. Однако это отнюдь не означает, ҹто принцип Больших  Пространств теряет свое значение. Напротив, все очевиднее становится, ҹто проект США заключается в  превращение всей поверхности земли  в Единое Большое Пространство, управляемое  из американского центра. Поэтому  перед каждым государством и народом  стоит альтернатива - либо интеграция в единое Большое Пространство под  руководством атлантистов, либо организация нового Большого Пространства, способного противостоять последней сверхдержаве. [2]

Закон синтеза суши и моря

В качестве производного основного  закона геополитики - дуализма талассократии и теллурократии можно с определенной долей условности назвать закон синтеза суши и моря - «береговая зона». Это тоже ключевое понятие в геополитике. «Береговая зона», или Rimland -- фрагмент талассократии или теллурократии. Влияние моря и предопределяет в «береговой зоне» более активное развитие, чем на суше, она - более сложное и культурное образование.

Rimland напоминает одновременно, как считает А. Дугин, «остров и корабль», а с другой стороны - «Империю и Дом». По его мнению, Rimland -- «сложная реальность, имеющая самостоятельную логику и в огромной мере влияющая и на талассократию, и на теллурократию. Береговая зона выступает как субъект истории со своей волей и судьбой, но реализуются они в рамках геополитического дуализма. [4]

Береговая зона выступает как территория, которую можно оторвать от континентальной массы и превратить в базу, торговый либо военный анклав для наступления на сушу. С другой стороны, она используется для ограничения влияния моря.

Rimland представляет собой составное пространство, которое потенциально несет в себе возможность быть фрагментом либо талассократии, либо теллурократии. Это максимально сложный и насыщенный культурой регион. Влияние морской стихии, Воды, провоцирует в «береговой зоне» активное и динамическое развитие. Континентальная масса давит, заставляя структурализировать энергию.

Rimland не сводится, однако, лишь к промежуточной и переходной среде, в которой протекает противодействие двух импульсов. Это довольно таки сложная реальность, имеющая самостоятельную логику и в огромной мере влияющая и на талассократию, и на теллурократию. Это не объект истории, но его активный субъект. Борьба за rimland талассократии и теллурократии не есть соперничество за обладание простой стратегической позицией. Rimland обладает собственной судьбой и собственной исторической волей, которая, однако, не может разрешиться вне базового геополитического дуализма. Rimland в значительной степени свободен в выборе, но не свободен в структуре выбора - так как кроме талассократического или теллурократического пути третьего ему не дано.

В связи с таким качеством  «внутренний полумесяц» частенько вообще отождествляется с ареалом распространения человеческой цивилизации. В глубине континента царит консерватизм, вне его пределов - вызов подвижного хаоса.

«Береговые зоны» самой своей позицией поставлены перед необходимостью давать ответ на проблему, предложенную географией.

Rimland является пограничной зоной, поясом, полосой. Вместе с тем - это граница. Такое сочетание подводит к геополитическому определению границы.

В отличие от границ между государствами, геополитика понимает этот термин иначе, отправляясь от изначальной модели, в которой первограницей либо архетипом всех границ является конкретное историко-географическое и культурное понятие rimland.

Пространственный объем береговых зон является следствием взгляда на материк извне, «от лица морских пришельцев». Именно для «сил моря» берег является полосой, простирающейся вглубь суши. Для самого материка, берег напротив, это предел, линия.

Граница как линия (а именно так  она понимается в международном  праве) - это рудимент «сухопутной юриспруденции», унаследованный современным правом из древнейших традиций. Это взгляд сугубо сухопутный.

Но взгляд морской, внешний по отношению  к материку, видит береговые территории как потенциальные колонии, как полоски земли, которые можно оторвать от остальной континентальной массы, превратить в базу, в стратегическое пространство. При этом береговая зона никогда не становится до конца «своей»; при необходимости можно сесть на корабль и уплыть на родину, на «остров». Полосой же берег становится именно за счет того, ҹто пришельцам с моря небезопасно углубляться внутрь континента только на определенное расстояние.

Такой подход геополитика проецирует и на анализ более частных проблем, связанных с границами. Она рассматривает границы между государствами как «зоны переменного объема». Этот объем - его сокращение или расширение - зависит от общей континентальной динамики. В зависимости от нее эти зоны меняют форму и траекторию в заданных пределах. В понятие «геополитической границы» могут входить целые государства. Например, английская идея “санитарного кордона” между Россией и Германией предполагала создание “ничейной” (полуколониальной и ориентированной на Англию) зоны, состоящей из прибалтийских и восточноевропейских государств. Континенталистская политика России и Германии, напротив, тяготела к тому, ҹтобы превратить эту зону в линию (Брест-Литовск, Раппало, пакт Риббентроп-Молотов).

Аналогия с историческим rimland'ом как “колыбелью цивилизации” показывает важнейшее значение «зон-границ» и в более частных случаях. Свободные от необходимости нести на себе тяжесть географического заряда истории «пограничные зоны» сплошь и рядом направляют свою энергию в культурно-интеллектуальные сферы. И умелое использование этого «легкого» геополитического потенциала составляет искусство геополитической стратегии противоборствующих сторон.

При этом именно «морские силы» οвладели этим в совершенстве, так как всегда основывались на принципе максимального и скорейшего извлечения пользы из колонизированных территорий. Это отличало их от сухопутных завоевателей, которые после захвата территории сразу же начинали считать ее своей, а, следовательно, не столь спешили выжимать из нее все, что можно. [1]

 

4.Функции геополитики

 

Геополитика как научная  дисциплина имеет многообразные  связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков. Она отражает объективные связи  и закономерности реальной жизни, что  позволяет ей выполнять определенные функции. Наиболее важные из них - познавательная, или гносеологическая, прогностическая, управленческая, идеологическая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую, или оценочную, воспитательную, и функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Но они органически входят в познавательную, прогностическую, управленческую и идеологическую функции.

Познавательная функция связана, прежде всего, с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, изменением различных явлений, процессов, событий. В научном понятии геополитической жизни чаще всего пользуются совокупностью теоретических знаний из жизни государств, стран и народов, используя методы сравнения, аналогий, экстраполяции, но также широко применяют и эмпирические исследования, обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о геополитической действительности. Делается это путем обнаружения и анализа новых фактов и тенденций изменения всей совокупности факторов геополитической жизни. Это служит важной предпосылкой для понимания и объяснения глобальных и региональных сдвигов на геополитической карте мира.

Безусловно, для такого понимания  и объяснения надо применять общелогические методы: анализ и синтез, индукции и дедукции и т.д. Приходится перерабатывать и обобщать огромный объем информации о конкретных геополитических явлениях, фактах, процессах. Могут применяться и другие психологические, социальные, специальные методы: контент-анализ документов, тестирование, социометрия и т.д. Это может быть анализ действий, поступков, поведения, выступлений, заявлений участников политических событий небольшого региона, глобального блока или союза. Исследователь получает информацию, которая выражается в объективных и субъективных показателях. Первая группа информации дополняет и уточняет данные официальной статистики, изменений, протекающих в мире, вторая — это информация о мотивах, намерениях, целях деятельности различных субъектов мировой или региональной геополитики. Познавательная ценность субъективной информации очень велика. Она раскрывает роль человеческого фактора в международной или региональной жизни, обращает внимание на субъективно-психологические стороны массовых геополитических процессов, позволяет видеть степень адекватности отражения объективных тенденций геополитического развития в сознании лидеров государств, блоков стран, социальных или этнических групп и народов, принимающих участие в мировых или региональных событиях.

Представляют интерес  для познания и прогноза данные об участниках политических событий, подробности  их социально-нравственных ориентации, данные об их потребностях и интересах, уровне культуры, мотивах, фактах реального  и вербального поведения и  даже их пристрастиях (хобби). Эмпирические исследования позволяют собрать  информацию об общественном мнении в  интересующем исследователя регионе  или мнение народов тех или  иных глобальных регионов, а также  изучить морально-психологическое  настроение населения нужной части  планеты. Кроме чисто информационной функции, а ее мы рассматриваем как  неотъемлемую часть познавательной, эмпирические исследования позволяют  выявлять новые тенденции геополитического развития, тем самым они обогащают  теорию.

Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования — теоретические, эмпирические — проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или погашения. [5]

Управленческая функция геополитики проявляется прежде всего в сборе и анализе эмпирической информации, в выработке практических рекомендаций для управления геополитическими процессами.

Наконец, идеологическая функция геополитики состоит, во-первых, в выражении интересов правящих элит и наций и, во-вторых, в манипулировании сознанием людей, формировании у них соответствующих стереотипов поведения. [6]

 

 

 

5.Методы геополитики

 

Геополитика использует разные методы изучения соответствующих явлений  и процессов. Как правило, они  разрабатывались в других науках: политической географии, истории, социологии, политологии и т.д. В принципе это могут быть любые методы, применяемые наукой: системный, деятельностный, сравнительный, исторический, нормативно-ценностный, функциональный, к которому примыкает структурно-функциональный анализ, институциональный, антропологический, общелогические, эмпирических исследований и др.

Системный метод в качестве основного принципа использует структурно-функциональный подход, которым хорошо владели Карл Маркс (1818—1883), Толкотт Парсонс (1902-1979) и другие экономисты, социологи, политологи. Принято считать, что системный подход в социологии и политологии детально разработан в 50—60-х гг. нынешнего века Т. Парсонсом. Суть его заключается в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. Любая система стремится к самосохранению (геополитическая не исключение) и выполняет определенные функции, важнейшими среди которых являются распределение ценностей и ресурсов и обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

Деятельностный метод в науке (особенно политологии, психологии, социологии и др.) называют психологическим или социально-психологическим. Он ориентирован на изучение зависимости поведения индивидов или групп от их включения в более глобальные общности, а также на исследование психологических характеристик наций, классов, толпы, малых групп и т.п.

В геополитике деятельностный метод направлен на анализ геополитической картины в динамике. Он рассматривает ее как специфического вида живую и овеществленную деятельность, как циклический процесс, имеющий различные стадии или этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности групп, масс; контроль за достижением поставленных целей; анализ результатов деятельности и постановка новых целей и задач. Деятельностный метод составляет методологическую базу теории геополитических решений.

Информация о работе Предмет, основные категории, законы, функции и методы геополитики