Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:55, контрольная работа
Азия - самая населенная часть света, здесь проживает более 60% населения планеты. Плотность населения наиболее высока на юге и востоке континента. В Китае и Индии сосредоточено более 1/3 населения Земли. Здесь же зародились мировые религии - буддизм, христианство, ислам. Время от времени в недрах самого континента вызревали всесокрушающие си
Политическая карта современной Азии: основные политические регионы и региональные центры
Анализ и перспективы взаимоотношений России и стран ближнего зарубежья
Список используемой литературы
В
последние полтора-два
Если подходить только с чисто географической точки зрения, то можно сказать, что в АТР сложился "азиатский четырехугольник": Япония - Китай - НИС – АСЕАН( Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней) в виде интеграционной группировки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего как развитые страны региона, так и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Китай и Океанию.
Изменилась и политическая карта Центральной Азии. Образование новых независимых государств, привели к формированию кардинально новой геополитической ситуации в Центрально-азиатском регионе, включающем Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
В
настоящее время, в активной стадии
находятся процессы трансформации
Центральной Азии из периферийного
региона (где геополитические
От того, в каком направлении будет развиваться обстановка в государствах Центральной Азии во многом будет зависеть баланс сил на обширном пространстве планеты. Любые события, происходящие в странах Центральной Азии, будут иметь свое отражение не только на региональном уровне, но и могут вызывать изменения в геополитическом балансе сил на всем евразийском континенте, который признанно остается осью мирового развития.[7]
Видимо, не случайно бывший советник президента США по национальной безопасности США Збигнев Бжезинской определил регион, куда входят страны Центральной Азии, Кавказ и Афганистан, как «Евразийские Балканы», рассматривая потенциал влияния на процессы в Евразии. Эксперты госдепартамента США также, придерживаются в своем анализе важности региона, отмечает сильное влияние ситуации в Центральной Азии не только на обстановку на постсоветском пространстве (в первую очередь в России и Украине), но и на страны Китая, Турции, Ирана и Афганистана, т.е. по сути дела на большую часть Евразии. [10]
По целому ряду оценок, имеются серьезные основания считать вероятным возможность Центрально- азиатского региона контролировать центральную часть Евразии в геополитическом плане, ресурсный потенциал и транспортные связи - в геоэкономическом.
Характерно, что среди факторов, влияющих на ход развития центрально-азиатского региона, выделяются принципы геополитического регионализма. Это предполагает рассмотрение данного региона как достаточно единого геополитического пространства, расположенного между основными центрами Евразии; территории с объективно общими политическими (включая приоритеты в сфере безопасности), экономическими (в том числе транспортными ) интересами.
Кроме
того, данные страны следуют специфической
политической, экономической линии
поведения в регионе, осуществляемой
с учетом своих внутренних ресурсов
в контексте имеющихся
Центрально
-азиатские республики достаточно активно
участвуют в новых
На
современном этапе
Данный
выбор вовсе не означает признания
Таджикистана в качестве ключевого
государства в Центральной
Внешнеполитическая стратегия США в отношении стран Центральной Азии основывается преимущественно на геополитических соображениях, на подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы.
Безусловно, США в отдаленной перспективе хотел бы видеть Центральную Азию в сфере своих жизненных интересов,
Остановимся и на характеристике других государств, находящихся на политической карте Азии
В условиях сохранения элементов изоляции давления, в первую очередь со стороны США, Иран все настойчивее демонстрирует попытки усилить свое экономическое, политическое культурное влияние в регионе Центральной Азии. Данные устремления, по-прежнему, основываются на трезвой оценке выгодности своего географического расположения, относительно стабильной внутриполитической обстановки, в т.ч. для транспортировки энергетических ресурсов региона на мировые рынки.[3]
Характерным элементом
Исламская Республика Пакистан также продолжает вынашивать амбиции регионального лидера, что на фоне обладания ядерным оружием и средствами его доставки является серьезным фактором в азиатской части континента.
Государства Центральной Азии представляют для Пакистана большой интерес, как с экономической, так и с политической точки зрения. Усиление влияния Пакистана в регионе может повысить его роль в Южной Азии, обеспечить поддержку молодых «братских мусульманских государств» в конфронтации с Индией, существенно укрепить позиции в борьбе с другими региональными конкурентами - Ираном и Турцией.
Пакистан заинтересован в интеграции с центрально-азиатскими государствами, интенсификации всесторонних политико-экономических отношений с регионом. В связи с этим, одним из приоритетов для Пакистана остается формирование транспортных связей с Центральной Азией, где особое внимание Исламабад обращает на создание магистральных путей сообщения через Афганистан.
Целый комплекс как внутренних, так и внешних проблем, в первую очередь в отношениях с соседними странами, свидетельствуют, что центрально-азиатский вектор политики Турции призван способствовать решению приоритетных внешнеполитических задач, стоящих перед Турцией.
На современном этапе основным аспектом активности Турции остается ее стремление стать полноправным членом западного сообщества, а в настоящий период времени - войти в состав Европейского Союза.
Политическая линия Турции в регионе во многом (хотя не в первую очередь) обуславливается ее желанием укрепить свой международный имидж, наглядно показать Западу целесообразность своей посреднической роли в Центральной Азии, доказать необходимость своего включения в западные структуры, в первую очередь ЕС.
Важным моментом центрально-азиатской политики Индии является то, что Дели будет и впредь продолжать использовать недостаточную солидарность мусульманских стран, делая один из основных акцентов в развитии отношений с регионом на Иран
Принимая во внимание, что Индия де-факто является мировой ядерной державой, второй по численности населения страной, обладающей, к тому же, современными технологиями, а также с учетом возможного усиления транспортного взаимодействия с ней, предполагается, что в среднесрочной перспективе влияние индийского фактора на ситуацию в Центральной Азии будет возрастать.
Не исключено, что Индия еще
сыграет свою роль в
Таким образом современная Центральная Азия постепенно превращается в один из самых перспективных геополитических регионов мира, так как здесь в фокусе основных приоритетов представлены: возможность политического влияния, доступ к значительному ресурсному потенциалу, продвижение религиозных, национальных идей и приоритетов, а также безопасность в самых различных ее аспектах
2.Анализ и перспективы взаимоотношений России и стран ближнего зарубежья
Ближнее зарубежье России сформировалось в результате распада Советского Союза. Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой, которая кардинальным образом изменила всю систему международных отношений. Формирование Содружества Независимых Государств позволило сделать процесс распада СССР на независимые государства максимально бесконфликтным.
Российская внешняя политика в первое десятилетие XXI века по масштабам и спектру интересов по-прежнему сохраняет глобальный охват. Созданы предпосылки для развития механизмов многостороннего сотрудничества с российским участием как на Востоке, так и на Западе евроазиатского материка. Ключевыми из них стали Шанхайская организация сотрудничества, стержнем которой является стратегическое партнерство с Китаем. Созданные структуры многостороннего сотрудничества обеспечивают России необходимый политико-дипломатический уровень взаимодействия с основными центрами силы современного мира.[5]
За последние два года произошло и серьезное переосмысление российской политики в отношении государств СНГ. Выбор был сделан в пользу обеспечения национальных интересов нашей страны прежде всего через развитие двусторонних связей, а также путем создания интеграционного ядра Содружества. Основой последнего стали Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). ОДКБ в перспективе должна стать полноценной региональной организацией безопасности, а ЕврАзЭС – инструментом завершения формирования таможенного союза и создания единого экономического пространства на большей части территории бывшего СССР. В свою очередь, предложенная на Кишиневской встрече глав государств СНГ модель повышения эффективности институтов Содружества в случае реализации откроет перед ним качественно новые возможности для углубления интеграционных процессов.
Переходный период в мировой политике и экономике, вероятнее всего, будет носить затяжной характер. В этих условиях необходимо использовать все возможности для укрепления безопасности России и партнеров по Содружеству.[9]
Особое значение приобретает
провозглашенная в Концепции
внешней политики России
В интересах объединения усилий по противодействию новым вызовам и угрозам, таким, как борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, распространением технологий, связанных с оружием массового уничтожения и средствами его доставки, особую важность приобретает активизация работы по формированию и становлению Организации Договора о коллективной безопасности.
Неустойчивость развития мировой экономики, обострение конкуренции за товарные рынки заставляет по-новому взглянуть и на процессы экономической интеграции Содружества. Экономическая ситуация в странах СНГ, как об этом заявляют сами лидеры государств Содружества, объективно затрудняет их индивидуальную интеграцию в мировую экономику.
Во
взаимоотношениях России со странами
Содружества сохраняется
– Экономики стран СНГ (особенно Белоруссии, Украины и Казахстана) сохраняют свое значение как рынки сбыта российских товаров, особенно продукции высокой степени переработки. В январе–августе 2005 г. на них было реализовано 28% общего объема экспортированных машин и оборудования (по стоимости), 11% черных металлов, 28% природного газа (по физическому объему), 18% нефти, 44% электроэнергии и т.д. Ключевую роль играет также обеспечение координации действий стран СНГ на мировых рынках продукции высокой степени переработки, устранение конкуренции между ними.[5]
–
Важное значение для повышения