Перепись

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,  структуру и качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП. Поэтому абсолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес,  например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Но дело не только в этом...  Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую

гибкость. Существенный вклад вносит малый  бизнес в  формирование  конкурентной среды,

что для  нашей высокомонополизированной экономики  имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования  экономики России. Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной  экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например,  в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе стоит  Администрация по делам малого бизнеса.  В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -  поддержка малого  бизнеса  на государственном уровне. В Японии,  где  особенно  высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут. Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является  налоговая политика государства. Суть налоговой политики  заключается  в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе  и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.  долларов, 15-процентный налог на

первые 50 тыс.  долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует  максимальная ставка -  34  процента. Малые предприятия выполняют  в капиталистической экономике  разнообразные функции.  Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых  изделий.  Иногда малые предприятия осуществляют  промежуточную сборку.  Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время  жизни малых предприятий где-то 6 лет.  Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например,

малые предприятия в Японии способны завершить  опытное производство в течении  недели,  в то время как  на крупных  предприятиях это заняло бы гораздо  больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном  на  местные рынки сбыта.  В основном, это скоропортящиеся продукты,  ювелирные   изделия, одежда , обувь и т.д. и т.п. В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на  несколько десятков  торгово-закупочных. Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на

расширение  производства, а на борьбу за выживание. Но главная  причина сокращения числа малых предприятий -низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес -непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству

продукции. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в

развитии  малого бизнеса является положение  о том, что малые предприятия  и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского

кредитования, создания  информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. Весьма остра  проблема формирования финансовой базы становления и развития

малого  бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая  политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство  (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию  лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость

дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и

хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: -  нормативно-правовое; - финансово-кредитное;

- информационно-техническое; - организационное;

- кадровое  и консультационное обеспечение;

-  внешнеэкономическая  деятельность.

Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы денежно-

кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического

снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание

равных  стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,

консультационной  и аудиторской деятельности, а  также создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения.


Информация о работе Перепись