Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:11, контрольная работа
Целью исследования является краткий анализ взаимоотношений России и США на современном этапе развития международных отношений.
I. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….………..…стр. 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..… стр. 4
§ 1. ОБЗОР ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ - США
В XXI ВЕКЕ …………………………………………………….…….. стр. 4
§2. А БЫЛА ЛИ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»?… …………………………. стр. 15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………… ………. стр. 19
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………… стр. 20
Справедливо считается, что переломным моментом в атмосфере российско-американских отношений стали трагические события в США 11 сентября 2001 г. Прямой звонок по телефону В. Путина Д. Бушу с выражением соболезнований и готовности оказать помощь в борьбе с международным терроризмом был той значимой каплей, склонившей чашу весов взаимоотношений двух стран в положительную сторону. Президент Д.Буш, в частности, неоднократно говорил о том, что после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне США и Россия выступают в борьбе с международным терроризмом как партнеры и союзники.
Но с событиями 11 сентября 2001 г. подходы России к отношениям с США, к оценке характера и опасности глобальных вызовов и угроз не изменились. Россия, которая сама стала объектом нападения со стороны террористов, неоднократно предупреждала о том, что успех в борьбе с террором возможен только на базе самого широкого международного сотрудничества. Но в результате новой волны беспрецедентного укрепления взаимодействия между Россией и США в антитеррористической сфере произошло стимулирование нового качества нашего диалога и по целому ряду других ключевых направлений двусторонней и международной повесток дня.
Таким образом, на первом этапе развития российско-американских отношений после событий сентября 2001 г. возникло ощущение позволяющее с оптимизмом смотреть в будущее.
Но, к сожалению, надежды российских руководителей на осознание американским истеблишментом важности учета мнения России в решении мировых проблем не только не оправдались, но и изменились на диаметрально противоположные. «Похолодание» наступало постепенно, но неотвратимо, с каждым последующим за 2001 годом ситуация становилась все хуже и хуже. В своей статье «Истоки американского поведения» профессор, заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН, главный редактор журнала «Международные процессы» д. и. н. А.Д. Богатуров провел глубокий анализ складывающейся ситуации4.
В середине первого десятилетия XXI века в аналитических публикациях специалистов стали проскальзывать откровенные опасения о новой «холодной войне», о необходимости готовиться к наихудшему из сценариев и «подсчету запаса патронов».
Для примера приведем краткую антологию заголовков статей журнала «Россия в глобальной политике» за 2005-2008 г.г.:
Таким образом, негативные отношения между Россией и США к 2008 г. достигли уровня сравниваемого с временами «холодной войны». Накопившаяся отрицательная энергия должна была найти какой-то выход, открыто проявить себя. «Слабым звеном», которое лопнуло от перенапряжения, явилась Грузия. Напав на Цхинвал, президент Грузии М. Саакашвили зарабатывал себе дополнительные баллы для прохода в клуб НАТО, обрекая на смерть своих и российских граждан. Политический вакуум, образовавшийся в результате отлива от России испуганных ее реальными военными действиями мировых политических деятелей, вскоре сменился приливом реалистов, наводящих мосты сотрудничества с проснувшимся «Русским медведем». И, постепенно, высказывания «проучить Россию» сменили тональность на необходимость диалога с «внезапно» окрепшим сильным государством.
Администрация Д. Буша за свое восьмилетнее правление ввязавшая Америку в ведение боевых действий одновременно в двух странах мира в Ираке и Афганистане к году выборов Президента США исчерпала все кредиты доверия. Информационная война по очернению России в Юго-осетинском конфликте не принесла положительных дивидендов. Жующий свой галстук одиозный лидер Грузии М. Саакашвили показался мировой общественности более неуправляемым, чем логически объясняющий свою позицию новый Президент России Д. Медведев, тем более поддержанный Президентом Франции Н. Саркози.
XXI
век и его новые вызовы требовали новых
фигур на мировой арене, новых методов
и подходов к решению проблем, стоящих
перед мировым сообществом.
§ 2.
А БЫЛА ЛИ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»?
В октябре 2009 г. в своей статье «Без идеологии и порядка» Т.В. Бордачёв – к. полит. н., заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики констатирует, что самым важным достижением для российской внешней политики за последние 20 лет стал окончательный отказ от любых форм мессианства и попыток распространения на другие государства и народы собственной модели общественных отношений. Избавление от обязанностей единственной системной альтернативы глобальному господству либеральной демократии принесло российскому политическому классу большое облегчение. Предполагалось, что главным ориентиром во внутренней и внешней политике станет экономическая выгода. Но сейчас Россия вновь стоит перед выбором между политикой, основанной на глобальных идеях, которую в первую очередь проводят Соединенные Штаты, и суверенным прагматизмом, схожим с внешнеполитическим поведением Китая, Индии и – все больше – Европы5.
Избранные в 2008 г. Президенты России и США Д. Медведев и Б. Обама на первой личной встрече дали старт "перезагрузке" российско-американских отношений. После переговоров в Лондоне лидеры двух стран обсудили и приняли решение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), заявили о единой позиции по северокорейской и иранской ядерным программам и договорились о новой встрече за пределами полей многосторонних международных саммитов.
Однако, несмотря на позитивные в целом итоги встречи, определенные расхождения между Москвой и Вашингтоном снять не удалось. Это, в первую очередь, касалось вопросов размещения элементов противоракетной обороны (ПРО)6.
Само по себе предложение «перезагрузки» – позитивный факт, можно даже применить понятие «прорыв». Новая администрация США осознаёт: игнорирование позиции России и противостояние с ней не только не решат ни одной действительно важной задачи американской внешней политики, но и, напротив, осложнят ситуацию. Можно только приветствовать готовность США обсуждать с Россией интересы обеих стран. Однако реализация предложенного варианта «перезагрузки» может посеять недоверие и не привести к улучшению отношений (в первую очередь это касается вопроса о значительном сокращении ядерных арсеналов). «Перезагрузка» по-обаме носит узкий избирательный характер, она не затрагивает жизненно важных, первостепенных интересов России.
Так,
сохраняется неясность в
Если перемены не будут способствовать практической реализации жизненно важных интересов России и Америки, диалог быстро себя исчерпает. По всем вопросам, особенно регионального характера, между Россией и США существует негативная взаимозависимость.
Думается, что политическим элитам России и США необходимо в кратчайшие сроки проработать все варианты развития возникшей позитивной наработки, преодолеть накопившийся негатив и предложить новую, позитивную повестку дня. Ее базовый принцип должен звучать примерно следующим образом: политика одной из сторон не может представлять собой угрозу жизненно важным или значимым интересам другой стороны, а сотрудничество должно содействовать реализации этих интересов.
Таким образом, очевидно, что привезенная 07 марта 2009 г. Х. Клинтон на встречу С. Лавровым кнопка «PEREGRUZKA» символична в любом случае: если это не ошибка, то в российско-американских отношениях действительно произошла перегрузка взаимным негативом, а если, как утверждают американцы, подразумевалась именно «перезагрузка» отношений, то так же понятно – необходимость давно назрела и сложившееся положение дел перестало устраивать обе стороны.
Но наивность не лучший способ восприятия мира в данном случае. Для распространенного в США упрощенного способа коммуникаций между людьми такой подарок был бы остроумной находкой для разрешения сложившейся предконфликтной ситуации, и в исполнении Х. Клинтон этот жест воспринимается как норма. Представить С. Лаврова в аналогичной ситуации мы не смогли бы. Тяжкий груз широкого спектра нерешенных политических проблем просто не позволил бы российскому дипломату № 1 так вести себя.
Администрация Б. Обамы исходит из того, что от отношений с Россией зависит слишком много – даже больше, чем принято считать. Его сторонники понимают, что для достижения целей американской внешней политики (нераспространение ядерного оружия, победа над терроризмом, обеспечение энергобезопасности и изменение климата, а также мирные преобразования в бывшей сфере советского влияния) необходимо наладить сотрудничество с Россией. Дальнейшее ухудшение отношений не только помешает решению поставленных задач, но и чревато малоприятной перспективой возращения к полномасштабному соперничеству между великими державами.
И, хотя Россия недостаточно могущественна для того, чтобы доминировать на мировой арене или даже быть полноценным конкурентом США, она способна стать на пути Америки. Возобновление гонки ядерных вооружений и полномасштабная конкуренция с Россией стали бы шагом назад в смысле обеспечения фундаментальных интересов Вашингтона в области безопасности. Зависимость Соединенных Штатов от России не столь велика, как в годы холодной войны, но она остается существенной в силу уязвимости обеих стран перед угрозой ядерного опустошения.
Закономерным результатом взаимных контактов администраций Б. Обамы и Д. Медведева стало подписание 8 апреля 2010 г. в Праге договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Срок предыдущего договора СНВ-2 истек в декабре 2009 г. и в этом тоже была своего рода интрига, но это для некомпетентного большинства. В реальности же время было затянуто из-за скрупулезной борьбы за каждый пункт документа, за каждую единицу носителя или боевого заряда. Работы экспертов такого высокого качества не было, по оценкам специалистов, никогда ранее. Немало было сломано копий и вокруг самого процесса, достаточно сказать, что одной из жертв пал, бывший теперь, командующий ракетными войсками стратегического назначения целую декаду лет нового века генерал-полковник Н. Соловцов, выразивший несогласие с объемом предстоящих сокращений.
Таким образом, на современном этапе развития российско-американских отношений необходимо отметить, что сложившаяся тупиковая ситуация 2007-2008 г.г. частично преодолена, необходимые контакты установлены и поддерживаются в надлежащем состоянии. Работа продолжается, значит, была ли это «перезагрузка» или нет, но положительный результат взаимоотношений, как говорится, налицо.
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Провозглашенные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации внешнеполитические взгляды: «И мы по-прежнему за укрепление многополярности, которая, я полагаю, всё отчётливее утверждается в мире»7 создают условия для прорыва к новым уровням эффективного сотрудничества с другими государствами мира.
Кроме того, Д. Медведев обратил внимание на «необходимость усиления координации в деятельности отстаивания интересов России во внешнеполитической, экономической и гуманитарной сферах. На особом контроле должна быть дипломатическая работа в интересах экономики страны, именно экономики страны»8. Экономическая составляющая особенно важна в современных условиях, когда выход из мирового финансового кризиса зависит от глубокого анализа эффективности применения существующих финансовых институтов и решения по их дальнейшему существованию.
Таким
образом, очевидно, что прагматизм – основное
направление действий России в геополитике
в целом и в отношениях с США - в частности.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Отношения Россия-США в современной международной системе