Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
Оценивая перемены в российско-индийских отношениях, нельзя не учитывать, что сегодняшняя Россия сталкивается ныне с иными пробле¬мами, чем в прежние времена Совет¬ский Союз. На первый план вышли проблемы отношений со странами СНГ, другими приграничными госу¬дарствами, с НАТО. Поворот новой России к Западу в начале 90-х годов был органически связан с внутренни¬ми переменами в стране и логически вписывался в общую картину разви¬тия событий. К сожалению, это про-исходило при одновременной утрате ее позиций на Востоке. Такая внешнеполитическая ориен¬тация во многом стала результатом стратегии, ставившей под сомнение вопрос о том, нужно ли России быть глобальной державой с широкими ге¬ополитическими интересами, страте¬гии, предполагавшей ограничить ее влияние ближайшей периферией и даже как бы замкнуться в себе.
Введение...................................................................................................................2
1. Отношения России и индии: взгляд в прошлое и в будущее.............................3
2. Индия в политике России на Востоке.................................................................8
3. Отношение США к сближению России и Индии..............................................13
4. Российско-индийские отношения на рубеже XX-XXI веков...........................16
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................24
Содержание:
Введение......................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Люди старшего поколения помнят, как восторженно мы «открывали» для себя в 50-е годы «далекую Индию чудес». Во время визита Джавахарлала Неру в Советский Союз в 1955 году его фотографии украшали витрины магазинов, улицы и перекрестки дорог, тысячи людей стояли в очередях за билетами, чтобы впервые посмотреть индийские фильмы и яркие, красочные выступления танцоров и музыкантов из этой страны. А в самой Индии в те годы «бум» интереса к нашей культуре, искусству, стремление к дружбе с нашим народом воплотились в лозунге "хинди-руси бхай-бхай!" (индийцы и русские - братья). От Волги до Ганга протянулся мост дружбы.
Душевный порыв первой встречи постепенно перешел в глубокий и зрелый период дружбы и сотрудничества практически во всех сферах жизни. Пиком плодотворного многолетнего взаимодействия наших стран стало подписание Договора о мире, дружбе и сотрудничестве в 1971 году.
Однако - и это трудно не заметить - после распада СССР в отношениях Индии и России произошли ощутимые перемены. Они были связаны, прежде всего, с принципиально изменившимся балансом сил на международной арене. Свою немалую роль сыграл в этом и затянувшийся в России экономический кризис. И хотя добрососедство и дружба по-прежнему остаются мощным ресурсом российско-индийских отношений, в них появились определенная сдержанность и прагматизм. И тем не менее, Россия и Индия являются естественными партнерами. Наше сотрудничество никогда не омрачалось конфликтами, всегда было сотрудничеством равноправных, уважающих друг друга государств и народов. Обе страны сохраняют большие возможности для взаимодействия во многих областях, в том числе в мировых делах. Несмотря на нынешние трудности, Россия остается крупной евроазиатской державой. Да и "вес" Индии, страны с миллиардным населением, активно наращивающей свой экономический, технологический и научный потенциал, заметно возрос. Вопрос о том, как будут развиваться отношения России и Индии в XXI веке, имеет большое значение не только для наших стран, но и всего мирового сообщества.
Оценивая перемены в российско-индийских отношениях, нельзя не учитывать, что сегодняшняя Россия сталкивается ныне с иными проблемами, чем в прежние времена Советский Союз. На первый план вышли проблемы отношений со странами СНГ, другими приграничными государствами, с НАТО. Поворот новой России к Западу в начале 90-х годов был органически связан с внутренними переменами в стране и логически вписывался в общую картину развития событий. К сожалению, это происходило при одновременной утрате ее позиций на Востоке. Такая внешнеполитическая ориентация во многом стала результатом стратегии, ставившей под сомнение вопрос о том, нужно ли России быть глобальной державой с широкими геополитическими интересами, стратегии, предполагавшей ограничить ее влияние ближайшей периферией и даже как бы замкнуться в себе.
Однако во второй половине 90-х годов Россия постепенно стала отходить от односторонней ориентации на Запад и начала проводить линию на диверсификацию своих внешнеполитических связей, что, несомненно, больше отвечает ее национальным интересам.1
IV. Отношения России и индии: взгляд в прошлое и в будущее.
За 50 лет дипломатических отношений между Москвой и Дели менялось многое - международная обстановка, состав правительств в Индии и России, их политика и т.д. Исчез СССР, но взаимная заинтересованность двух государств в тесном сотрудничестве осталась неизменной. Визит Е.М.Примакова в декабре 1998 г. в Индию является убедительным свидетельством этого. Советский Союз установил дипломатические отношения с этой страной, даже не дожидаясь формального предоставления ей политической независимости. Индийский народ - жертва колониального насилия - пользовался неизменной симпатией советского народа. Осенью 1953 г. в Дели прибыла официальная советская делегация и начались переговоры о строительстве в Индии с советской финансовой и технической помощью завода в Бхилаи. Обмен визитами Дж.Неру и Н.С.Хрущева с Н.А.Булганиным в 1955 г. ознаменовал собой начало длительного периода ничем не омрачаемой советско-индийской дружбы, который продолжался вплоть до распада СССР.
Российско-индийское сотрудничество в 50-60 гг. развивалось по нарастающей. Крепло взаимное доверие, формировался механизм взаимных консультаций и согласования позиций на международной арене, особенно по вопросам, живо затрагивавшим интересы обеих стран.
Кульминацией советско-индийского сближения стал Договор о мире, дружбе и сотрудничестве от 9 августа 1971 г., который придал правовую основу "особым отношениям" между двумя странами и сделал эти отношения важным фактором международной жизни. Стороны сформулировали общие цели и направления сотрудничества - всеобщий мир, приверженность принципам мирного сосуществования, стремление покончить с остатками колониализма и расизма, прекращение гонки вооружений и достижение всеобщего и полного разоружения, охватывающего как ядерные, так и обычные виды вооружений. Договор предусматривал развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, науки, техники и культуры.
За соглашением о
Распад Советского Союза крайне негативно сказался на российско-индийских отношениях, особенно в сфере экономики. Если в 1990-91 гг. доля СССР в экспорте Индии составила 16,2%, а импорте - 5,8% (более 10% внешнеторгового оборота), то в1993-94 гг. - 2,9% и 1,1% соответственно (или менее 2% внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР приходилось примерно 80% советско-индийской торговли.
Утрата индийского
рынка промышленного
Веским аргументом в пользу восстановления российско-индийского сотрудничества стал долг Индии России по ранее предоставленным кредитам, который превышал 10 млрд. долл., а ежегодные выплаты по которому составляли около 1 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего Союза Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила долги, то станет понятным, что для обескровленной и находящейся в глубоком кризисе российской экономики эти выплаты представляются жизненно необходимыми.
Обрыв российско-индийских связей тяжело сказался и на Индии. Уменьшились ее возможности для политического и экономического маневра на международной арене. В тяжелом положении оказались вооруженные силы Индии, которые оказались без запасных частей для военной техники советского производства. Понимая все неудобства зависимости армии от одного или немногих источников снабжения, Индия накануне распада СССР начала диверсифицировать источники снабжения военной техники. Однако этот процесс не получил своего завершения. Наконец, резкий спад торгово-экономических связей с Россией отразился на положении производителей товаров, которые прежде закупал СССР, а также для потребителей советских товаров, которые теперь приходилось покупать на свободном рынке.
Поворотным моментом в развитии российско-индийского сотрудничества стал официальный визит Президента России Б.Н. Ельцина в Индию в январе 1993 г. В ходе визита были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве и 13 межправительственных соглашений. Договор признавал преемственность с Договором о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией от 9 августа 1971 г. и провозглашал решимость обеих стран активно развивать свои отношения в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях. В Договоре 1993 г. были сохранены положения о взаимных консультациях «по всем важным вопросам, затрагивающим интересы обеих сторон». Россия и Индия обязались незамедлительно вступать друг с другом в контакт в случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или нарушение мира для согласования своих позиций в интересах устранения возникшей угрозы или восстановления мира.
В конце июня - начале июля 1994 г. в Москве состоялась вторая российско-индийская встреча на высшем уровне. По итогам визита премьер-министра Индии Нарасимха Рао были подписаны Московская декларация о защите интересов многонациональных государств, Декларация о дальнейшем углублении сотрудничества и 9 соглашений по отдельным направлениям двусторонних отношений.
Индия приветствовала образование
Содружества Независимых
В конце марта 1997 г. состоялись визит
премьер министра Индии X.Д. Деве Гавда
в Москву и его встречи с
Б.Н.Ельциным и членами российского
правительства. В результате переговоров
правительственных делегаций
На базе достигнутых договоренностей окрепли связи между руководителями обеих стран, между парламентами, министерствами и ведомствами. Развиваются отношения между регионами, между банковскими и коммерческими структурами. В 1992 г. была учреждена Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. На трех заседаниях комиссии (сентябрь 1994 г., октябрь 1995 г. и март 1997 г.) был рассмотрен комплекс вопросов стимулирования торгово-экономических связей между двумя странами. В результате принятых мер удалось остановить падение торгового оборота, который в 1995-96 финансовом году составил около 2 млрд. долларов.
Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, существо которой выражается формулой "Россия и Индия - стратегические партнеры". Официальное признание этой формулы Москвой и Дели свидетельствует о том, что и в новых геополитических условиях Россия и Индия придают важное значение отношениям друг с другом и собираются их строить на долговременной основе, что они готовы заменить прежнюю политизированную модель союзнических отношений новой, деполитизированной и более прагматической моделью партнерства, свободного от каких бы то ни было предвзятостей и основанного на принципах равенства и взаимной выгоды.
Однако формула стратегического партнерства не имеет под собой достаточно глубокой научно проработанной основы и организационного обеспечения. Эта формула нуждается в дальнейшей конкретизации. Разрабатывая эту формулу, стороны должны прежде всего исходить из положений, которые не вызывают у них сомнений и которые уже зафиксированы в основополагающих документах, принятых во время встреч на высшем уровне. К числу таких положений относятся:
Первое. У России и Индии нет пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем. Толерантность культур обеих стран, маловероятность значительных миграционных потоков населения исключают возможность возникновения конфликтов на этнической, религиозной или национальной основе.
Второе. Коренные национальные интересы России и Индии совпадают. Обе страны стремятся не допустить, чтобы на смену двуполярному миру пришел мир однополярный, с явным доминированием одной группы стран или одного "центра влияния". Оба государства осудили агрессию США и Великобритании против Ирака в декабре 1998 г.2 Россия заинтересована в том, чтобы Индия оставалась единой и неделимой страной, чтобы ее роль на глобальном и региональном уровнях постоянно возрастала, чтобы она заняла одно из ведущих мест в мировой экономике и политике, в международных организациях. С другой стороны, и Индии нужна великая, единая и сильная Россия, как один из важнейших центров мирового влияния.