Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:04, реферат
1. Структура философского знания.
2. Становление онтологической проблематики в греческой философии.
3. Содержание категории «бытие».
4. Категориальное описание мира.
выводу, что только научное знание, в отличие от всех других, обладает свой-ством опровергаться опытом; его рост происходит не за счет поиска все новых неопровержимых аргументов в пользу принятых теорий, а стимулируется их критикой и конкуренцией между собой.
Если у К. Поппера история науки — это постоянная смена теорий, опро-вергаемых опытом, то по версии его ученика И. Лакатоса рост научного знания осуществляется за счет конкуренции научно-исследовательских программ. Структура каждой их таких программ включает в себя «ядро», состоящее из законов и принципов, неопровержимых по конвенции, защитный пояс (содержащий вспомогательные гипотезы) и методологические исследовательские правила.
Вслед за К. Поппером, который не видел оснований для использования оценочных понятий «развитие» и «прогресс» применительно к научному по-знанию и его результатам, американский исследователь Т. Кун предложил некумулятивную модель развития науки, отрицающую традиционное пред-ставление о ней как о процессе постепенного и неуклонного приращения но-вых знаний, подтверждающих, уточняющих и дополняющих прежние. По его мнению, история науки представляет собой чередование двух периодов — «нормальной науки» и научных революций. В первом из них господствует парадигма — система идей и принципов научного объяснения, принятая про-фессиональным сообществом ученых и какое-то время не подвергающаяся сомнению. Именно парадигма определяет критерии «научности» проблем и пути их решений, при этом подразумевается, что поставленные проблемы принципиально разрешимы — Т. Кун сравнивал нормальную науку с головоломкой, дающей ожидаемые результаты. В случае неспособности парадигмы справиться с научной задачей, складывается кризисная ситуация, нередко приводящая к научной революции, представляющей собой смену парадигм. Но это вовсе не означает, что новая парадигма более истинна, чем старая, каждая из них является определенным способом видения мира и практикой его описания — парадигмы в принципе несоизмеримы.
Свою оригинальную модель развития научного знания (т.н. эпистемо-логический анархизм) предложил П. Фейерабенд, по мнению которого реальный процесс производства научного знания представляет собой не строго упорядоченное движение человеческой мысли от одного открытия к другому, а хаотичный поток гипотез, идей, ошибок, заблуждений и эмоций. Всякая действующая парадигма является жестким цензором, вытесняющим в область «псевдонауки» противоречащее ей знание, ее стандарты препятствуют развитию творческого мышления ученых.
П. Фейерабенд пришел к выводу, что единственным принципом, кото-рым должен руководствоваться исследователь в своей научно-познавательной деятельности, является принцип вседозволенности. Ученые, в целях спасения науки от стагнации и догматизма, обязательно должны соз-давать теории, альтернативные по отношению к общепризнанным. Более того, никакая научная идея не может быть названа абсурдной: по убеждению Фейерабенд а, подлинная наука — это сфера деятельности безумцев.
Современная философия науки представлена множеством направлений, школ и концепций, предлагающими различные модели развития научного знания. В отличие от прежней эпистемологии, признающей объективность научного знания и кумулятивный характер его эволюции, демонстрирующей незыблемую веру в научный прогресс и считающей его безусловным благом для человечества, новая парадигма — неклассическая — редуцирует научное знание к дескрипции опыта, утверждает, что социальные и культурные факторы оказывают детерминирующее воздействие на развитие научных идей, ставит вопрос о соотношении науки и других форм рациональности.
Наука,
несомненно, является неотъемлемой частью
жизни современного общества. Это
связано, прежде всего, с научно-технической
революцией — скачкообразным ростом
научного знания и как никогда
полным использованием научных открытий
в производстве, социальной жизни, быту.
Наука сегодня развивается как
ответ на требование практики, производства.
Научное знание в своем развитии
все решительнее опережает
Под
воздействием научно-технической революции
происходят колоссальные сдвиги в структуре
общества: повышается доля квалифицированного
труда и уменьшается ручной труд,
увеличивается доля работоспособного
населения в сфере
Научно-техническая
революция привела к
Современное
общество все более прогрессирует
в направлении к информационной
цивилизации, где главным фактором
развития станет не капитал, а знания
и способность свободно оперировать
с ними при решении различных
задач (интеллект). Рост технологических
инноваций и обслуживающей
Наука
очень быстро меняет наши представления
и ценности, образуя новые способы
передачи культурной информации, расширяя
рамки узко-национального
Информация о работе Онтология — теория бытия мира и человека