Национальная безопасность как системный объект геополитических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Объектом нашего исследования выступает не безопасность вообще, а - национальная безопасность. Термин “национальная безопасность” впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами “национальной безопасности” США.

Содержание

Введение 3
Сущность и особенности национальной безопасности 3
Влияние механизма гомеостазиса на систему национальной безопасности. 8
Сущность и особенности подсистем национальной безопасности. 10
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Средства  обеспечения национальной безопасности России

     Основное  средство обеспечения национальной безопасности России – власть. 

     Концепция определяет виды власти, располагая их иерархически по важности:

     Концептуальная  власть.

     Самая важная. Различает факторы и, исходя из законов, вырабатывает цели развития и концепции.

     Идеологическая  или политическая.

     Облекает  концепцию в простую и понятную форму, принимаемую большинством населения  страны.

     Законодательная.

     Под концепции подводит нормы права.

     Исполнительная

     Реализует.

     Судебная.

     Следит  за соблюдением законности.

     Средством борьбы за власть является оружие.

     Концепция определяет следующие обобщенные виды оружия, используемые для обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, располагая их приоритеты в  иерархическом порядке по уменьшению степени воздействия и увеличению скорости воздействия при применении:

     Концептуально-методологическое оружие, к которому относит:

     - мировоззренческую философскую информацию

     - философский взгляд на Вселенную, на добро и зло

     - решения по основным направлениям развития народов и государств (капитализм, социализм и др.)

     - методологические стереотипы (индивидуализм, коллективизм, борьба классов и др.)

     Хронологическое оружие, к которому относит:

     - информация о хронологическом порядке вещей, событий, процессов и др.

     Фактологическое оружие, к которому относит:

     - прикладная информация о технологиях, в том числе и социальных (религиозные, политические и др.)

     Экономическое оружие, к которому относит:

     - мировые деньги, кредитные организации, блокады, эмбарго и др.

     - оружие геноцида, к которому относит

     - то, что может изменить генофонд народа (ядерное, биологическое, химическое, генно-этническое, алкоголь, наркотики и др.)

     Обычное оружие физического поражения, к  которому относит:

     - холодное, огнестрельное, военную  технику, авиацию, флот и т.д.

     Концепция определяет такой порядок применения средств обеспечения национальной безопасности России, при котором для гарантированной способности и готовности людей, общества, государства по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, которые могут погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть путь к дальнейшему развитию, выбираются средства не ниже приоритета опасности и угрозы.

     Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается  и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

     Основу  системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

     Полномочия  органов и сил обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок  действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

     В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают  участие:

     Президент Российской Федерации – руководит  в пределах своих конституционных  полномочий органами и силами обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

     Федеральное Собрание Российской Федерации –  на основе Конституции Российской Федерации  по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную  базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

     Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

     Совет Безопасности Российской Федерации  – проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;

     Федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Заключение

 

     Национальная  безопасность вбирает в себя все  виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

     Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.

     Защита  национальных интересов подразумевает  создание системы национальной безопасности. Основными ее элементами являются органы законодательной, исполнительной и  судебной власти, государственные и общественные организации и объединения, отдельные граждане, законодательство в области национальной безопасности. Система безопасности должна обладать свойством предвидения, способностью своевременно принимать превентивные меры для предотвращения возникающих угроз. Кроме того, она должна быть сопряжена с глобальной и региональными системами безопасности, с системами безопасности других стран.

     Основные  нормативно-правовые документы в  области национальной безопасности:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в соответствующих актах и конвенциях;
  • международные договоры и обязательства РФ;
  • Конституция РФ, Закон РФ “О безопасности”, Федеральный закон “Об обороне”, другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ;
  • федеративный Договор и соглашения о разграничении полномочий между Центром и субъектами федерации;
  • конституции, уставы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

     Обеспечение национальной безопасности - это целенаправленный, сознательно регулируемый процесс, требующий скоординированных усилий и действий всех субъектов безопасности. Поэтому основные направления этого процесса находят отражение в концепции национальной безопасности. 

 

     Список литературы 

  1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для студентов вузов, обучающихся по следующим специальностям и направлениям: "Политология", "Международные отношения", "Юриспруденция", История", "Социология". - М.: Логос, 1998. - 415 с. - Имен. указ.: с. 407-410.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомеостазис
  3. Винер Н. Индивидуальный и общественный гомеостазис. Общественные науки и современность. – 1994. – № 6. – С. 127–130.
  4. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
  5. Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: сборник научных докладов. В 2 ч. Ч. 1. Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности /  отв. ред. В. В. Грохотова,  Б. Н. Ковалев,  Е. А. Макарова;  НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 304 с. (Серия «Научные доклады»; Вып. 7).
  6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями от 10 января 2000 г. № 24))
  7. Шохзода С. Деструктивные комплексы и региональная система безопасности: некоторые теоретические параллели Шохзода II Диалог цивилизаций: Восток-Запад... Материалы VI межвуз. науч. конференции. 4.1. М. Изд. РУДН. 2006.

Информация о работе Национальная безопасность как системный объект геополитических исследований