Международное экономическое положение современного Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.
Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики…………………………………………………………………..3
1.1 Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики………………………………………………………………………3
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан………………………………………………………..9
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана……………………………………………………….9
3. Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана………………………………………………………13
4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности…………………………………….14
4.1 Конкурентоспособность национальной экономики…………………..14
5. Правовая среда……………………………………………………………..16
5.1 Анализ состояния правовой среды……………………………………...16
6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде……………………….19
Заключение…………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

Было заявлено, что внешнеэкономическая  политика будет развиваться по следующим  направлениям: 
1. “СНГ”. Здесь приоритетными являются отношения с Россией. 
2. “АТР” (Азиатско-Тихоокеанский регион). Здесь приоритетными были объявлены отношения с осью Пекин—Сеул—Токио. Цель — получение передовых технологий, кредитов, сбыт казахстанской продукции и привлечение рабочей силы в Казахстан. 
3. “Азиатское”. Здесь приоритетными были объявлены отношения с Турцией. 
4. “Европейское”. Приоритетное внимание — ФРГ. 
5. “Американское”. Главное внимание — США, как ведущей экономической державе мира.

С 1992 года Казахстан выступил с рядом внешнеполитических инициатив. На 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года Н. Назарбаев впервые выступил с трибуны ООН в качестве главы независимого государства с инициативой, высказанной им в виде формулы “1 + 1″. Предложение Президента Казахстана предусматривало ежегодное сокращение военных бюджетов государств на один процент в пользу формирования фонда ООН на установление, поддержание и укрепление мира. Н. Назарбаев предложил сделать все возможное для эффективного разрешения “формулы мирового неравенства”, согласно которой 20% самых богатых людей в мире (в странах Севера и Запада) потребляет 83% мирового валового продукта, а 20% самых бедных (в странах Юга и Востока) — только 14. 
Он предложил также созвать специальную сессию или конференцию ООН для обсуждения проблем пост тоталитарной, пост конфронтационной эпохи.

За годы независимости  Казахстан ратифицировал такие  международные акты, как: 
Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 года и дополнительные протоколы к ним I и II от 1977 года; 
Конвенцию о правах ребенка от 3989 года; 
Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года; 
Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1979 года; Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1966 года; Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Протокол, касающийся статуса беженцев от 1967 года; Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания; 
Конвенцию 1958 года о дискриминации в области труда и занятий; 
Конвенцию о политических правах женщин от 1953 года; 
Конвенцию 1948 года о свободе ассоциаций и защите права на организацию.

Но руководство нашей  страны так и не ратифицировало такие  основополагающие пакты в области  прав человека, как “Международный пакт о гражданских и политических правах” и “Международный пакт об экономических и социальных правах”.

 

2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан

2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана

В экономической литературе в основном выделяют 2 модели развития внешнеторговой деятельности: экспортоориентированную и импортоориентированную.

В основу первой модели развития внешней торговли зарубежных стран  ставится экспорт определенных товаров  и соответствующей международной  специализации. За счет прямых иностранных  инвестиций и импорта приобретается  технология. Задачей первостепенной важности для государства становится переход к экспорту технически более  сложных товаров. Развитие производства, технический прогресс, расширение номенклатуры произво-димых товаров, повышение квалификации рабочей силы – все это направляется на изменение международной специализации.

Вторая же ставит во главу  угла международную промышленную специализацию  и кооперацию, с развитием которых  связываются надежды и на насыщение  внутреннего рынка, и на его структурирование .

Большой интерес вызывает китайский путь развития внешней  торговли. «Китайской» модели присуща  большая жесткость в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности и постепенность в  открытии экономики. Она играет важную роль в экономическом развитии страны и всецело подчинена внутренней экономике. Развитие внешнеэкономической  деятельности представляет типичный пример страны, идущей по пути «догоняющего развития».

Характерной особенностью проводимой политики Китая явилось осуществление  мер внешнеэкономической либерализации  лишь в той степени, в которой  они отвечают национальным интересам.

Наступательная тактика  внешней торговли в Китае в  значительной степени повысила эффективность  использования и распределения  материальных ресурсов страны, существенно  стимулировала непрерывный рост экономики. Одними из основополагающих причин роста китайской внешней  торговли является децентрализация  и ослабление условий торговли. На сегодняшний день около 4000 компаний обладают правом осуществления внешнеторговых операций.

Довольно длительное время  китайское правительство осуществляло поддержку и защиту отечественному производству. До вступления Китая  в ВТО, их импортные пошлины считались  наиболее высокими в мире. Действовали  различные административные требования по соответствию достаточного уровня качества товара, недопущению загрязнения  окружающей среды и т.д.

В экспортной политике Китая  существовал своеобразный механизм государственной поддержки всей цепочки экспортного производства. Прежде всего, предусматривались крупные  льготы и государственное кредитование.

В Китае осуществлялась политика всяческого стимулирования экспорта. В данном направлении предпринимались  следующие меры:

-предоставление внешнеторговым  организациям финансовой самостоятельности;

- осуществление поддержки и выдача кредитов предприятиям, занимающихся производством экспортной продукции;

-выделение материальных  ресурсов для производства экспортной  продукции;

- освобождение от таможенных пошлин;

-  поощрение различных форм торговли готовой продукцией.

Таким образом, экспорт в  Китае является основным источником развития национальной экономики. Либерализация  внешней торговли осуществлялась в  первую очередь в системе государственных  интересов внутренней экономики.

Для «канадско-австралийской» модели развития внешней торговли характерно использование экспорта природных  ресурсов, а также сельскохозяйственного  сырья для оплаты импорта передовых  технологий.

Важно подчеркнуть, что Канада достаточно быстро наращивает промышленный потенциал и меняет структуру  своего экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий, в том числе  машин и оборудования.

В целях интенсивного развития внешнеторговой деятельности страны правительством Канады принята Программа продвижения  товаров и Программа развития экспортных рынков.

 

Внешнеторговая стратегия  Канады основывается на принципах и  методах предусмотренных в вышеназванных  программах. Так, программа продвижения  товаров предусматривает инструменты  регулирования и поддержки экспорта, по которой правительства субсидируют  товары приоритетных отраслей.

Программа развития экспортных рынков предусматривала финансирование части расходов по реализации экспорта, производимого по инициативе частного и сектора. В соответствии с данной программой правительство оказывало  финансовую поддержку перспективным  экспортным отраслям, продвижение которых  на внешние рынки способствовали бы повышению притока экспортной выручки.

Огромное содействие продвижению  современной продукции (машины, авиационная  техника, атомные реакторы) на международный  рынок оказывала Корпорация по развитию экспорта посредством выделения  среднесрочных и долгосрочных кредитов. Увеличение канадского экспорта благодаря  этим кредитам осуществлялась за счет привлечения к экспортной деятельности мелких и средних компаний.

Продовольственная помощь за границу рассматривается как  важное средство продвижения сельскохозяйственной продукции на внешний рынок. Поскольку  привыкание к канадской продукции  способствует спросу их продукции.

Считается «китайская» и  модель «стран Персидского залива»  приемлемы к применению, если страна обладает такой же развитой многоотраслевой  промышленностью, геополитическим  положением и политическим режимом. «Канадско-австралийская» модель отличается особой тактикой продвижения товаров  на внешние рынки и увеличения доли готовых изделий в экспорте.

Тем самым данная модель представляет собой наиболее сбалансированный тип развития внешней торговли страны.

Для модели «стран Персидского  залива» характерна ориентация на экспорт  ограниченного числа ценных ресурсов, который приобретает исключительное значение для социально-экономического развития страны. Производство и экспорт  таких ресурсов становятся главным  содержанием всей экономики, дают возможность  обеспечивать достаточно высокий уровень  жизни населения и мобилизацию  средств для развития некоторых отраслей обрабатывающей промышленности.

 

3. Укрепление нормативно-правовой основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности

На наш взгляд, в Казахстане необходимо укрепить нормативно-правовую основу государственного регулирования  внешнеторговой деятельности. Допустим, в нашей республики отсутствует закон о внешнеторговой деятельности. В первую очередь, необходимо разработать комплексный закон о внешнеторговой деятельности, определяющий общую концепцию государственного регулирования внешнеторговых связей, а также рассмотреть те вопросы, правовое регулирование которых отсутствует. К данным вопросам относятся проблемы, связанные с экспортом капитала, торговлей лицензиями, страхованием экспорта и т.д. Немаловажную роль в сфере активизации внешней торговли играют ведомственные акты министерства индустрии и торговли. В Казахстане назрела необходимость модернизировать систему информационного обеспечения внешнеторговой деятельности.

Позитивную роль в данном направлении может сыграть создание некоммерческой организации, финансируемой  из республиканского бюджета, занимающейся сбором и анализом маркетинговой  информации, организацией выставок казахстанских  товаров за рубежом, рекламной работой (аналогично организации содействия развитию внешней торговли ДЖЕТРО).

В плане заимствования  опыта американской модели, наиболее полезной является практика использования  тарифов или квот для ограничения  импорта зарубежных товаров в  интересах защиты отечественной  индустрии и сельского хозяйства. В США четко отрегулирован  механизм предоставления поддержки  конкретным отраслям производства, действительно  нуждающимся в ней. Таковыми являются следующие отрасли: текстильная  промышленность, автомобилестроение, сельское хозяйство. Для вышеперечисленных  отраслей определяется объем предоставления финансовых ресурсов для их развития. Наряду с этим, устанавливаются относительно высокие барьеры для импорта  товаров аналогичных иностранных  отраслей. Оказание широкой поддержки  отечественным производителям выборочных отраслей и установление высоких  требований на ввоз иностранных товаров  носит временный характер, т.е. на период становления и укрепления отечественных предприятий.

На сегодняшний день перед  Казахстаном существует угроза становления  сырьевым придатком развитых стран. Для избежания такого пути развития, необходимо пройти сложный путь интеграции Казахстана в систему международного разделения труда. Прежде всего, этому способствует поддержание экспорта высокотехнологичных производств; переориентация импорта, способствующей модернизации экономики; усиление региональной интеграции посредством расширения взаимодействия со странами ЕЭП.

На наш взгляд, Казахстану значительное внимание необходимо уделить  совершенствованию механизма продвижения  готовой продукции на международные рынки. Безусловно, казахстанская продукция еще не способна конкурировать с иностранной продукцией, а также не пользуется достаточным спросом. Однако казахстанские товары могут обладать конкурентными преимуществами в развивающихся странах. Продвижение отечественных товаров на соответствующие рынки требует поддержки со стороны государства. Наиболее действенной формой государственной поддержки сможет стать заключение двусторонних или многосторонних договоров о режиме наибольшего благоприятствования в торговле и предоставление государственных гарантий.

 

4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности

              4.1 Конкурентоспособность национальной экономики

Конкурентоспособность национальной экономики – это системное  и динамичное понятие. Сегодня, когда  Казахстан добился устойчивых позиций  во многих секторах экономики, вопрос встает о развитии качественной конкурентоспособности, основанной на модернизации экономики, процессе глобализации национальных хозяйств и развитии социально ориентированного общества.

Сегодня для Казахстана важно  не только достижение хороших позиций  в различных международных рейтингах, но и обеспечение устойчивого  роста нашей экономики и благосостояния нашего общества.

В этой связи Правительством Республики Казахстан было принято  Постановление от 28 декабря 2007 года № 1332 «О Концепции достижения качественно  нового уровня конкурентоспособности  и экспортных возможностей экономики  Республики Казахстан на 2008-2015 годы».

Согласно этой Концепции  определены следующие шесть приоритетов:

- конкурентоспособная ментальность;

- макроэкономическая, институциональная  и правовая среда;

- инновационность и технологичность;

Информация о работе Международное экономическое положение современного Казахстана