Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:55, курсовая работа
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.
Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.
Введение……………………………………………………………………...2
1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики…………………………………………………………………..3
1.1 Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики………………………………………………………………………3
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан………………………………………………………..9
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана……………………………………………………….9
3. Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана………………………………………………………13
4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности…………………………………….14
4.1 Конкурентоспособность национальной экономики…………………..14
5. Правовая среда……………………………………………………………..16
5.1 Анализ состояния правовой среды……………………………………...16
6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде……………………….19
Заключение…………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………..22
Было заявлено, что внешнеэкономическая
политика будет развиваться по следующим
направлениям:
1. “СНГ”. Здесь приоритетными являются
отношения с Россией.
2. “АТР” (Азиатско-Тихоокеанский регион).
Здесь приоритетными были объявлены отношения
с осью Пекин—Сеул—Токио. Цель — получение
передовых технологий, кредитов, сбыт
казахстанской продукции и привлечение
рабочей силы в Казахстан.
3. “Азиатское”. Здесь приоритетными были
объявлены отношения с Турцией.
4. “Европейское”. Приоритетное внимание
— ФРГ.
5. “Американское”. Главное внимание —
США, как ведущей экономической державе
мира.
С 1992 года Казахстан выступил
с рядом внешнеполитических инициатив.
На 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН
в октябре 1992 года Н. Назарбаев впервые
выступил с трибуны ООН в качестве главы
независимого государства с инициативой,
высказанной им в виде формулы “1 + 1″.
Предложение Президента Казахстана предусматривало
ежегодное сокращение военных бюджетов
государств на один процент в пользу формирования
фонда ООН на установление, поддержание
и укрепление мира. Н. Назарбаев предложил
сделать все возможное для эффективного
разрешения “формулы мирового неравенства”,
согласно которой 20% самых богатых людей
в мире (в странах Севера и Запада) потребляет
83% мирового валового продукта, а 20% самых
бедных (в странах Юга и Востока) — только
14.
Он предложил также созвать специальную
сессию или конференцию ООН для обсуждения
проблем пост тоталитарной, пост конфронтационной
эпохи.
За годы независимости
Казахстан ратифицировал такие
международные акты, как:
Женевские конвенции о защите жертв войны
от 1949 года и дополнительные протоколы
к ним I и II от 1977 года;
Конвенцию о правах ребенка от 3989 года;
Конвенцию против пыток и других жестоких,
бесчеловечных и унижающих достоинство
видов обращения и наказания от 1984 года;
Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин от 1979 года; Международную
конвенцию о ликвидации всех форм расовой
дискриминации от 1966 года; Конвенцию о
статусе беженцев 1951 года и Протокол, касающийся
статуса беженцев от 1967 года; Конвенцию
о передаче осужденных к лишению свободы
для дальнейшего отбывания наказания;
Конвенцию 1958 года о дискриминации в области
труда и занятий;
Конвенцию о политических правах женщин
от 1953 года;
Конвенцию 1948 года о свободе ассоциаций
и защите права на организацию.
Но руководство нашей страны так и не ратифицировало такие основополагающие пакты в области прав человека, как “Международный пакт о гражданских и политических правах” и “Международный пакт об экономических и социальных правах”.
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана
В экономической литературе в основном выделяют 2 модели развития внешнеторговой деятельности: экспортоориентированную и импортоориентированную.
В основу первой модели развития
внешней торговли зарубежных стран
ставится экспорт определенных товаров
и соответствующей
Вторая же ставит во главу угла международную промышленную специализацию и кооперацию, с развитием которых связываются надежды и на насыщение внутреннего рынка, и на его структурирование .
Большой интерес вызывает
китайский путь развития внешней
торговли. «Китайской» модели присуща
большая жесткость в
Характерной особенностью проводимой
политики Китая явилось осуществление
мер внешнеэкономической
Наступательная тактика внешней торговли в Китае в значительной степени повысила эффективность использования и распределения материальных ресурсов страны, существенно стимулировала непрерывный рост экономики. Одними из основополагающих причин роста китайской внешней торговли является децентрализация и ослабление условий торговли. На сегодняшний день около 4000 компаний обладают правом осуществления внешнеторговых операций.
Довольно длительное время
китайское правительство
В экспортной политике Китая
существовал своеобразный механизм
государственной поддержки всей
цепочки экспортного
В Китае осуществлялась политика всяческого стимулирования экспорта. В данном направлении предпринимались следующие меры:
-предоставление
- осуществление поддержки и выдача кредитов предприятиям, занимающихся производством экспортной продукции;
-выделение материальных
ресурсов для производства
- освобождение от таможенных пошлин;
- поощрение различных форм торговли готовой продукцией.
Таким образом, экспорт в
Китае является основным источником
развития национальной экономики. Либерализация
внешней торговли осуществлялась в
первую очередь в системе
Для «канадско-австралийской» модели развития внешней торговли характерно использование экспорта природных ресурсов, а также сельскохозяйственного сырья для оплаты импорта передовых технологий.
Важно подчеркнуть, что Канада достаточно быстро наращивает промышленный потенциал и меняет структуру своего экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий, в том числе машин и оборудования.
В целях интенсивного развития внешнеторговой деятельности страны правительством Канады принята Программа продвижения товаров и Программа развития экспортных рынков.
Внешнеторговая стратегия
Канады основывается на принципах и
методах предусмотренных в
Программа развития экспортных рынков предусматривала финансирование части расходов по реализации экспорта, производимого по инициативе частного и сектора. В соответствии с данной программой правительство оказывало финансовую поддержку перспективным экспортным отраслям, продвижение которых на внешние рынки способствовали бы повышению притока экспортной выручки.
Огромное содействие продвижению современной продукции (машины, авиационная техника, атомные реакторы) на международный рынок оказывала Корпорация по развитию экспорта посредством выделения среднесрочных и долгосрочных кредитов. Увеличение канадского экспорта благодаря этим кредитам осуществлялась за счет привлечения к экспортной деятельности мелких и средних компаний.
Продовольственная помощь за
границу рассматривается как
важное средство продвижения
Считается «китайская» и модель «стран Персидского залива» приемлемы к применению, если страна обладает такой же развитой многоотраслевой промышленностью, геополитическим положением и политическим режимом. «Канадско-австралийская» модель отличается особой тактикой продвижения товаров на внешние рынки и увеличения доли готовых изделий в экспорте.
Тем самым данная модель представляет собой наиболее сбалансированный тип развития внешней торговли страны.
Для модели «стран Персидского
залива» характерна ориентация на экспорт
ограниченного числа ценных ресурсов,
который приобретает
3. Укрепление нормативно-правовой основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности
На наш взгляд, в Казахстане необходимо укрепить нормативно-правовую основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Допустим, в нашей республики отсутствует закон о внешнеторговой деятельности. В первую очередь, необходимо разработать комплексный закон о внешнеторговой деятельности, определяющий общую концепцию государственного регулирования внешнеторговых связей, а также рассмотреть те вопросы, правовое регулирование которых отсутствует. К данным вопросам относятся проблемы, связанные с экспортом капитала, торговлей лицензиями, страхованием экспорта и т.д. Немаловажную роль в сфере активизации внешней торговли играют ведомственные акты министерства индустрии и торговли. В Казахстане назрела необходимость модернизировать систему информационного обеспечения внешнеторговой деятельности.
Позитивную роль в данном
направлении может сыграть
В плане заимствования
опыта американской модели, наиболее
полезной является практика использования
тарифов или квот для ограничения
импорта зарубежных товаров в
интересах защиты отечественной
индустрии и сельского
На сегодняшний день перед Казахстаном существует угроза становления сырьевым придатком развитых стран. Для избежания такого пути развития, необходимо пройти сложный путь интеграции Казахстана в систему международного разделения труда. Прежде всего, этому способствует поддержание экспорта высокотехнологичных производств; переориентация импорта, способствующей модернизации экономики; усиление региональной интеграции посредством расширения взаимодействия со странами ЕЭП.
На наш взгляд, Казахстану
значительное внимание необходимо уделить
совершенствованию механизма
4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности
4.1 Конкурентоспособность национальной экономики
Конкурентоспособность национальной экономики – это системное и динамичное понятие. Сегодня, когда Казахстан добился устойчивых позиций во многих секторах экономики, вопрос встает о развитии качественной конкурентоспособности, основанной на модернизации экономики, процессе глобализации национальных хозяйств и развитии социально ориентированного общества.
Сегодня для Казахстана важно
не только достижение хороших позиций
в различных международных
В этой связи Правительством Республики Казахстан было принято Постановление от 28 декабря 2007 года № 1332 «О Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы».
Согласно этой Концепции определены следующие шесть приоритетов:
- конкурентоспособная
- макроэкономическая, институциональная и правовая среда;
- инновационность и технологичность;
Информация о работе Международное экономическое положение современного Казахстана