Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:07, контрольная работа
Актуальность рассмотрения темы "Коррупция как проблема национальной безопасности" состоит в том, что одной из непреходяще актуальных для человеческого общества является тема коррупции. В течение всего обозримого исторического периода развития человечества деятельность государственного аппарата повсеместно сопровождалась этим негативным системным явлением. Массовые коррупционные проявления ослабляли эффективность функционирования государственного механизма, нарушая нормальное функционирование публичной власти и создавая дополнительные препятствия возникновению и развитию легальных общественных отношений. Коррупцию не удалось окончательно искоренить еще ни в одном обществе.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие коррупции……………………………………………………………4
2. Проблемы, порождаемые коррупцией……………………………………….6
3. Экономические потери от коррупции……………………………………….9
4. Характеристика проблемы коррупции в России на современном этапе….11
Заключение………………………………………………………………………19
Список источников и литературы………………………………………………21
o Во-вторых, сошлемся на результаты недавних исследований ученых Гарвардского университета, которые цитируются П.Беннетом. Подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.
Если применить эту оценку к сумме собранных в России в 1997 г. налоговых поступлений (по утверждению Правительства, 65% запланированного в бюджете), то 20% составят 49 триллионов (неденоминированных) рублей. Это больше, чем все бюджетные расходы прошлого года, предполагавшиеся на науку, образование, здравоохранение и культуру с искусством вместе взятые.
В другом докладе оцениваются потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток, "подарков", вымогательства. "По приблизительным оценкам коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%.
Общие дополнительные издержки в 15% эквивалентны сумме налогов со среднего рабочего с ежегодным доходом, т.е. составляют 3450 долларов в год. Если эти средства использовать для развития производства, то количество рабочих мест возросло бы примерно на 10%, что приблизительно составляет 12 миллионов рабочих мест. Это позволило бы обеспечить работой всех безработных США, увеличить средний доход примерно на 10% и прибавить около 5% к среднему ежегодному росту ВНП.
В-третьих, упомянем дело одного
британского чиновника
В-четвертых, следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции — государственные заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30 % всех бюджетных затрат по этим статьям. (Если использовать подобный коэффициент, то антикоррупционные меры в состоянии избавить нас от потерь только в военной сфере в размере почти 8 триллионов неденоминированных рублей.)
По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ.
Дитер Фриш, бывший Генеральный директор по развитию в Европейской комиссии, отмечал, что когда в стране увеличиваются потери из-за экономически слабых коррумпированных проектов, эти потери не сводятся к сверхнормативным 10-20% затрат на взятки, а включают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.
К приведенным примерам можно добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности — нефть, газ, редкие металлы — тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, потери от ненадлежащего исполнения бюджета (а оно возможно из-за слабого контроля за коррупционным поведением) составили в 2007 г. сумму в десятки триллионов неденоминированных рублей.
Теперь обратимся к низовой коррупции. По подсчетам экспертов общественной организации "Технологии — ХХI век" мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей "крышам".) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. "Вход в бизнес" требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.
Добавим к этому слабо
изученную и практически не контролируемую
у нас коррупцию внутри предприятий
и негосударственных
Таким образом, при самых
оптимистических оценках
4. Характеристика проблемы коррупции в России на современном этапе
Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности и терроризму.
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни.
Как в России, так и в других странах мира масштабы коррупции, возрастающая степень ее негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена в современных условиях.
Коррупция как вид преступности
тесно переплетается с другими
видами антиобщественных проявлений и,
прежде всего, с организованной преступностью,
теневой экономикой и терроризмом,
"подпитывает" их и "питается"
от них. Это обусловливает
Гигантские ресурсы России являются тем "магнитом", который притягивает различные силы (как внутри страны, так и за рубежом), заинтересованные в завладении ими, включая транснациональные и международные корпорации. Для достижения преступных целей указанные структуры используют все имеющиеся в их распоряжении средства - воздействие через правительственные органы и на дипломатическом уровне (включая заказную оценку и критику тех или иных решений высшего российского руководства), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д.
Попытки различными способами
воздействовать на принятие управленческих
решений государственными структурами
России различного уровня начинают приобретать
скоординированный характер, что
особенно тревожно в условиях выборов,
когда появляется возможность не
просто воздействовать на чиновников,
но и предпринимать попытки
По оценкам специалистов годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны; взяточничеством "охвачена" значительная часть бизнесменов, бизнес без взяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия как система отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти, является серьезным препятствием на пути социально-экономического развития страны и успешного выполнения стратегических национальных программ.
В результате осуществления
социально-экономических
Переход российского общества в новое состояние неразрывно связан с возникновением новых вызовов и угроз как национальной безопасности в целом, так и таким ее важнейшим составляющим, как экономическая и общественная безопасность. Возникновение указанных угроз на фоне сильного отставания и недостаточного развития законодательной основы российского государства прежде всего сопряжено с:
- ускоренной капитализацией
экономических отношений
- бурным развитием рыночных отношений;
- включенностью России
в глобальные мировые
- глобализацией мировой экономики;
- глобализацией и
- возникновением и развитием международного терроризма и проч.
Все это требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия национальной и транснациональной преступности.
Коррупция является своего
рода индикатором состояния
Во многих случаях коррупция
проистекает из сущности сложившегося
в России бизнеса, из коррупционных
отношений власти и бизнеса. Порождают
коррупцию и несовершенные
В то же время можно с
уверенностью сказать, что в основе
пусковых механизмов возникновения
и развития коррупции лежат экономические
отношения и экономика в целом,
а ее фундаментом являются экономические
преступления. "Питательной" средой
коррупции являются свободные, неучтенные,
в том числе приобретенные
незаконным путем деньги, которые
появляются, как правило, в результате
совершения экономических преступлений.
Отсюда следует, что для эффективного
противодействия коррупции
В целях выработки эффективных механизмов противодействия коррупции необходимо не только осмыслить ее сущность и масштабы, но и выявить структуру этого сложного преступного явления в его взаимосвязи с основными политическими, экономическими, социальными и иными процессами жизнедеятельности страны.
При осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии и т.п.), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода и др.), механизмы шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.
Характерной особенностью современного состояния не только России, но и всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.
Несмотря на противодействие
со стороны государства, принятие различных
профилактических, предупредительных
и карательных мер, современная
коррупция охватывает все новые
и новые сферы
Информация о работе Коррупция как проблема национальной безопасности