Коррупция как проблема национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения темы "Коррупция как проблема национальной безопасности" состоит в том, что одной из непреходяще актуальных для человеческого общества является тема коррупции. В течение всего обозримого исторического периода развития человечества деятельность государственного аппарата повсеместно сопровождалась этим негативным системным явлением. Массовые коррупционные проявления ослабляли эффективность функционирования государственного механизма, нарушая нормальное функционирование публичной власти и создавая дополнительные препятствия возникновению и развитию легальных общественных отношений. Коррупцию не удалось окончательно искоренить еще ни в одном обществе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие коррупции……………………………………………………………4
2. Проблемы, порождаемые коррупцией……………………………………….6
3. Экономические потери от коррупции……………………………………….9
4. Характеристика проблемы коррупции в России на современном этапе….11
Заключение………………………………………………………………………19
Список источников и литературы………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 45.85 Кб (Скачать)

o  Во-вторых, сошлемся на результаты недавних исследований ученых Гарвардского университета, которые цитируются П.Беннетом. Подсчитано, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура производит эффект, эквивалентный возрастанию сбора налогов на 20%.

Если применить эту  оценку к сумме собранных в  России в 1997 г. налоговых поступлений (по утверждению Правительства, 65% запланированного в бюджете), то 20% составят 49 триллионов (неденоминированных) рублей. Это больше, чем все бюджетные расходы  прошлого года, предполагавшиеся на науку, образование, здравоохранение и  культуру с искусством вместе взятые.

В другом докладе оцениваются  потери от коррупции, возникающие от того, что коммерческие сделки осуществляются не на основе цен и лучшего качества товаров, а на основе взяток, "подарков", вымогательства. "По приблизительным  оценкам коррупция увеличивает  стоимость товаров и услуг  на 5-15%.

Общие дополнительные издержки в 15% эквивалентны сумме налогов  со среднего рабочего с ежегодным  доходом, т.е. составляют 3450 долларов в  год. Если эти средства использовать для развития производства, то количество рабочих мест возросло бы примерно на 10%, что приблизительно составляет 12 миллионов рабочих мест. Это  позволило бы обеспечить работой  всех безработных США, увеличить  средний доход примерно на 10% и  прибавить около 5% к среднему ежегодному росту ВНП.

В-третьих, упомянем дело одного британского чиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, которые по минимальной оценке составляли 2,25 миллиона долларов. Эксперты британского филиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократно превосходил суммарный размер взяток. Легко убедиться на многих отечественных примерах в том, что соотношение между размером взяток и нанесенным от коррупционных решений ущербом бывает и более существенным.

В-четвертых, следует обратить внимание на наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной  коррупции — государственные  заказы и закупки. Для них оценки ущерба (а он, как правило, самый  значительный) проводились чаще всего. Согласно оценкам, потери от коррупции  в этой сфере часто превышают 30 % всех бюджетных затрат по этим статьям. (Если использовать подобный коэффициент, то антикоррупционные меры в состоянии  избавить нас от потерь только в  военной сфере в размере почти 8 триллионов неденоминированных рублей.)

По словам Удо Миллера, руководителя Счетной палаты земли Гессен, взятки в этой сфере нередко достигают 20% суммы заключаемых сделок; при этом взятки не выплачиваются наличными, а переводятся соответствующим лицам через подставные фирмы или принимают форму завышенных счетов за выполненную работу. По оценкам экспертов, завышенной является стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей. По утверждению главного прокурора Франкфурта-на-Майне, коррупция в строительстве наносит государству ежегодный ущерб на сумму в 10 миллиардов марок, в частности, путем завышения на 30% реальной себестоимости работ.

Дитер Фриш, бывший Генеральный директор по развитию в Европейской комиссии, отмечал, что когда в стране увеличиваются потери из-за экономически слабых коррумпированных проектов, эти потери не сводятся к сверхнормативным 10-20% затрат на взятки, а включают, как правило, всю стоимость непродуктивных и ненужных проектов.

К приведенным примерам можно  добавить оценки наших правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности — нефть, газ, редкие металлы — тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных  лиц. Если использовать приведенное  выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих  сумм, которые будут исчисляться  миллиардами долларов.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, потери от ненадлежащего  исполнения бюджета (а оно возможно из-за слабого контроля за коррупционным поведением) составили в 2007 г. сумму в десятки триллионов неденоминированных рублей.

Теперь обратимся к  низовой коррупции. По подсчетам  экспертов общественной организации "Технологии — ХХI век" мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Следует добавить, что приведенные расчеты не включают платежи мелких предпринимателей "крышам".) Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. "Вход в бизнес" требует разрешений примерно 50 чиновников. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг.

Добавим к этому слабо  изученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий  и негосударственных организаций (пример — предоставление коммерческими  банками кредитов за взятки), которая  также снижает эффективность  экономики.

Таким образом, при самых  оптимистических оценках суммарные  потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Эти данные приведены  здесь не для того, чтобы кого-либо удивить или напугать. Важно увидеть  другое — насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.

4. Характеристика  проблемы коррупции в России  на современном этапе

Президент РФ и Правительство  РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо  выделяют проблему борьбы с коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и  экономической преступности и терроризму.

Коррупция является одним  из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние  не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узкокорпоративных благ (в основном материальных), а не на обеспечение устойчивого и эффективного развития государственного устройства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства. Особую опасность коррупционные процессы представляют в политической, правовой, социальной и экономической сферах общественной жизни.

Как в России, так и  в других странах мира масштабы коррупции, возрастающая степень ее негативного  влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного  феномена в современных условиях.

Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими  видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом, "подпитывает" их и "питается" от них. Это обусловливает необходимость  рассмотрения данного явления не как совокупности отдельных фактов воздействия на принятие управленческого  решения посредством подкупа  чиновников, а как складывающуюся и развивающуюся систему, которая  является серьезным вызовом современности, реальной угрозой национальной и  экономической безопасности стран, в том числе и в первую очередь  России. Коррупция начинает всерьез  влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия на правовую систему.

Гигантские ресурсы России являются тем "магнитом", который  притягивает различные силы (как  внутри страны, так и за рубежом), заинтересованные в завладении ими, включая транснациональные и  международные корпорации. Для достижения преступных целей указанные структуры используют все имеющиеся в их распоряжении средства - воздействие через правительственные органы и на дипломатическом уровне (включая заказную оценку и критику тех или иных решений высшего российского руководства), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д.

Попытки различными способами  воздействовать на принятие управленческих решений государственными структурами  России различного уровня начинают приобретать  скоординированный характер, что  особенно тревожно в условиях выборов, когда появляется возможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринимать попытки проведения в органы государственной власти и управления представителей тех  или иных финансово-экономических  групп.

По оценкам специалистов годовая коррупция в России достигает  примерно одной трети бюджета  страны; взяточничеством "охвачена" значительная часть бизнесменов, бизнес без взяток в стране практически  не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия как  система отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов  государственной власти, является серьезным  препятствием на пути социально-экономического развития страны и успешного выполнения стратегических национальных программ.

В результате осуществления  социально-экономических преобразований за истекшие годы общество и общественные отношения перешли в качественно  иное состояние, характеризующееся, в  частности, сильным сращиванием  органов власти, организаций бизнеса  и криминалитета, что диктует  острую потребность пересмотра функций  и задач правоохранительных органов, органов обеспечения национальной безопасности, сил обеспечения экономической  безопасности и правопорядка.

Переход российского общества в новое состояние неразрывно связан с возникновением новых вызовов  и угроз как национальной безопасности в целом, так и таким ее важнейшим  составляющим, как экономическая  и общественная безопасность. Возникновение  указанных угроз на фоне сильного отставания и недостаточного развития законодательной основы российского  государства прежде всего сопряжено с:

- ускоренной капитализацией  экономических отношений общества;

- бурным развитием рыночных  отношений;

- включенностью России  в глобальные мировые экономические  отношения;

- глобализацией мировой  экономики;

- глобализацией и транснационализацией преступности в основных жизненно важных сферах общественных отношений;

- возникновением и развитием  международного терроризма и  проч.

Все это требует серьезного осмысления и выработки новых  механизмов организации противодействия  национальной и транснациональной  преступности.

Коррупция является своего рода индикатором состояния безопасности общества. Ее масштабы свидетельствуют  о том, что сфера теневой экономической  деятельности в нашей стране может  быть гораздо больше тех оценок, которые в настоящее время  являются наиболее распространенными (40 - 45%). Исходя из соизмеримости с  национальным бюджетом оценок общего объема финансовых средств, используемых для взяток и подкупа государственных  и иных должностных лиц, можно  ожидать, что объемы теневой экономики  могут превышать (при этом существенно) объемы легальной экономики, что  также представляет явную угрозу экономической безопасности страны.

Во многих случаях коррупция  проистекает из сущности сложившегося в России бизнеса, из коррупционных  отношений власти и бизнеса. Порождают  коррупцию и несовершенные нормативные  правовые акты, регламентирующие отношения  предпринимателей на внутренних и внешних  рынках; социальная среда существования  представителей власти и бизнеса.

В то же время можно с  уверенностью сказать, что в основе пусковых механизмов возникновения  и развития коррупции лежат экономические  отношения и экономика в целом, а ее фундаментом являются экономические  преступления. "Питательной" средой коррупции являются свободные, неучтенные, в том числе приобретенные  незаконным путем деньги, которые  появляются, как правило, в результате совершения экономических преступлений. Отсюда следует, что для эффективного противодействия коррупции необходимо прежде всего осуществить мероприятия по подрыву экономических основ данного негативного явления и снижению объемов оборота наличных денег в хозяйственной деятельности (сведя его до контролируемого минимума); осуществить мероприятия по борьбе с экономическими преступлениями и пресечению незаконных финансовых потоков. Сегодня можно говорить о том, что экономические основы коррупции, организованной преступности и терроризма представляют своего рода самостоятельный сектор экономики.

В целях выработки эффективных  механизмов противодействия коррупции  необходимо не только осмыслить ее сущность и масштабы, но и выявить  структуру этого сложного преступного  явления в его взаимосвязи  с основными политическими, экономическими, социальными и иными процессами жизнедеятельности страны.

При осуществлении коррупционной  деятельности используются разнообразные  механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях и честолюбии и т.п.), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода и др.), механизмы шантажа  и угроз, а также шпионажа и  иной противоправной деятельности, которые  в совокупности представляют собой  сложнейшую систему.

Характерной особенностью современного состояния не только России, но и  всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и  методов преступности, рост числа  преступлений с применением мощного  интеллектуального потенциала и  возможностей новейших информационных и иных технологий и средств.

Несмотря на противодействие  со стороны государства, принятие различных  профилактических, предупредительных  и карательных мер, современная  коррупция охватывает все новые  и новые сферы жизнедеятельности, негативно сказываясь прежде всего на политической устойчивости и экономической безопасности страны, подрывая их изнутри и создавая реальную угрозу национальной безопасности.

Информация о работе Коррупция как проблема национальной безопасности