Контрольная работа по "Геополитике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский — географ и геополитик, сын
известного географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-
Шанского, в 1893 г. окончил естественное отделение физико-
математического факультета Петербургского университета, принимал
участие во многих географических экспедициях в Сибирь, на Урал, на
Кавказ, в первой переписи населения России (1897). В 1905-1917 гг. работал
в статистических учреждениях.

Содержание

1.Предыстория российской геополитики (П. Н. Савицкий, В.П.
Семенов-Тян-Шанский)
2.Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе.

Работа содержит 1 файл

геополитика.docx

— 45.08 Кб (Скачать)

Трубецкой был инициатором  и идейным вдохновителем, главой евразийства,

то Савицкий стал главным  организатором и политическим лидером 

евразийского движения, лично  разрабатывавшим его экономо-

географические и геополитические  основы.

В 1921 г. в Софии Савицкий организовал публикацию сборника статей

«Исход к Востоку: предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», в 

котором были изложены принципы и основные задачи евразийства. Этот

манифест евразийцев представлял  собой программу так называемого 

третьего пути России (первый путь — царизм, второй — большевизм) и 

явился рефлексией русской  философской и политической мысли  на события 

в Европе и России, подобно  тому как итальянский тоталитаризм и немецкий

консервативный революционаризм  примерно в то же время искали выхода

для своих наций в сложных  условиях послевоенного бытия. На следующий 

год в Берлине вышел  второй сборник «На путях. Утверждение  евразийцев», а 

через год еще один —  «Россия и латинство». Эти выступления  в печати не

только дали начало и направление  движению евразийцев, но и создали  ему 

определенную известность. В 1926 г. Савицкий принял участие в  публикации

брошюры «Евразийство. Опыт систематического изложения», ставшей 

программной для всего  движения. Это был пик, расцвет  евразийства. Уже на

закате движения выходят  «Евразийский сборник» (Прага, 1929) и 

«Тридцатые годы» (Париж, 1931). Савицкий редактировал «Евразийский

вестник», «Евразийские хроники» — периодические издания, выходившие не

систематически, но предоставлявшие  возможность публикаций участникам

движения, создавал евразийские  кружки в Праге, Софии и Белграде.

В 1926 г. в Париже появился кружок «левых» евразийцев, выказывавших

явные симпатии большевикам. Фракция «правых», антибольшевистских

евразийцев существовала до середины 1930-х гг., но с течением времени под 

влиянием «левой» группировки  и реальных успехов СССР расслоилась  на

мелкие группки, да и сама тематика исследований под действием 

отмеченных факторов тоже мельчала. Подъем нацизма, оккупацию 

Чехословакии П. Н. Савицкий пережил, находясь в Праге и работая 

преподавателем гимназии. С приходом советских войск (1945), он был 

арестован и осужден в  СССР на десять лет за антисоветскую  деятельность. В 

заключении Савицкий познакомился с Л. В. Гумилевым, будущим советским

неоевразийцем. По окончании  срока заключения (1956), Савицкий

возвратился в Прагу.

В программной статье «Евразийство», опубликованной в 1925 г., он

обосновывал позицию движения, вытекавшую, по его мнению, из

«срединного» положения  России: ни в Европе, ни в Азии, а  на особом

евразийском материке, «континенте-океане-России», граничившем на западе

с Европой, а на востоке  с Азией. При этом Европа и Азия существуют не

только как географические, но и как культурно-исторические реалии — 

таковой должна быть и Россия. Действительно, в ее истории причудливо

перемешались культурные влияния византийского Юга, европейского Запада

и монгольско-тюркского Востока. Этот сплав культур, развивавшийся  в 

определенной географической среде и историческом пространстве, получив 

такое своеобразие, не может  быть причислен ни к европейской, ни к 

азиатской культурной традиции. Кроме того, обладая огромной территорией,

не соизмеримой с территорией  ни одной европейской или азиатской  страны,

Россия просто не уместится  в то или иное географическое пространство.

       Итак, Россия, по мнению евразийцев, обречена своим географическим

положением, размерами и  самой судьбой на исключительно  самостоятельное 

развитие. А любые попытки  привнести в ее самобытную культуру

европеизацию в виде атеизма  или социализма вызывают отклонение от

истинного, евразийского исторического  курса. Опыт коммунистической

революции в России лишний раз показал, что «здоровое социальное

общежитие может быть основано только на неразрывной связи человека с 

Богом, религией», на традиционной соборности и духовности, на

привязанности к своей  земле, своему «месторазвитию», своей  истории и 

традиции.

  «Месторазвитие» является не только базовым термином, но и центральной

концепцией евразийства. Место, т. е. географические условия, и развитие как

исторический процесс, интегрируясь, не только определяют характер, душу,

национальное лицо того или  иного народа, но и предопределяют его судьбу и 

перспективу развития. Другим важнейшим понятием евразийства  является

«идеократия», понимаемая как  государство, подчиненное «идее-

правительнице» (под которой  и понимается идея евразийства), государство,

выполняющее особую историческую миссию.

   В другой статье «Евразийство как исторический замысел» (1933)

Савицкий смягчил непримиримую позицию по отношению к большевизму,

представив евразийцев сторонниками диалектики, людьми, не опасающимися

противоречий, умеющими совмещать  традицию и революцию, видящими

подобное совмещение в  современной советской действительности. Особенно

его вдохновляла замена «лозунгов  Интернационала лозунгом укрепления и 

развития самодовлеющего мира России-Евразии». Но свою доктрину

коммунисты хотят навязать всему остальному миру. В этом и  проявляется 

основное отличие между  коммунистами и евразийцами. Евразийцы  не верят 

в возможность слияния  разных культур. Для них истинным остается «закон

творческого взаимодействия»  культур, каждая из которых развивается  своим 

собственным путем.

   В статье «Географические и геополитические основы евразийства»

(1933) Савицкий обосновывал  свою евразийскую, «срединную»  позицию, 

подводя под нее географические, исторические и этно-политические

основания. В географическом смысле он делал упор не на орографические

различия, выражающиеся в  разнообразии земной поверхности территории

России, а на климатическое  однообразие зон тундры, леса, степи, пустыни,

пролегающих как к западу, так и к востоку от Урала. Савицкий толковал

скифские, гуннские, монгольские  завоевания территории и народов  России

как «объединительные попытки», которые составляют суть истории 

евразийского пространства, выражающейся в «культурных слияниях» 

различных народов от германских и славянских, через «звенья» финских,

монгольских, тюркских до тунгусско-манчжурских. «Евразийское

"месторазвитие"» по  основным свойствам своим приучает  к общему делу.

Назначение евразийских  народов — увлечь на эти пути также другие народы

мира».

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль Японии в Азиатско – Тихоокеанском регионе.

Мировая экономика входит в ХХI век. Центр деловой активности перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Именно здесь перекрещиваются потоки товаров и капиталов на триллионы долларов.           -        Одним из инициаторов образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стала Япония. Сейчас в эту организацию входят 11 азиатских государств: Япония, Бруней, Китай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд; 4 американских: Канада, Мексика, США, Чили, а также Австралия, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея. В 1994 г. этими 18 странами подписана Декларация об образования до 2020 г. зоны свободной торговли и капиталовложений. При этом необходимо учитывать, что эти страны дают свыше 50 % общего мирового ВВП и на их территории проживает 40 % населения земного шара.                                                               -       Политика Японии в Центральной Азии вот уже на протяжении ряда лет представляет стабильный интерес для широкого круга исследователей. В прессе, равно как и в специализированных сборниках регулярно выходят публикации, посвященные мотивам, целям и стратегическим планам Японии в Центральной Азии. Благо Япония периодически дает для этого повод: с промежутками в 2-3 года МИД Японии выдвигает все новые и новые инициативы, предоставляя аналитикам почву для размышлений о новых геополитических конструкциях Токио в регионе, словно не давая забыть странам Центральной Азии о своем существовании.                                             -       Так в период с 1991 по 2007 гг. Япония выдвигала следующие инициативы:                                                                                                                       -       • 1993 г. - Инициатива по включению стран Центральной Азии в Организацию экономического сотрудничества и развития – позволила странам региона получать финансовую и иную помощь, в частности по программе Официальная Помощь Развитию (ОПР);                                                  -       • 1997 г. - Евразийская дипломатия, предполагавшая активизацию экономического и политического сотрудничества между Японией, Россией и Центральной Азией. Три главных принципа: взаимная выгода, доверие и долгосрочная перспектива;                                                                                           -       • 1998 г. - Программа действий по «Дипломатии Шелкового пути», направленная на поддержку демократических преобразований, содействие экономическим реформам, реконструкцию транспортной инфраструктуры и разведыванию природных ресурсов;                                                                            -       • 2004 г. - Инициатива «Центральная Азия плюс Япония» - проведение регулярных встреч на уровне глав министерств и ведомств для содействия сотрудничеству и региональному взаимодействию;                                                -       • 2006 г. - «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» - подход к ЦА с учетом долгосрочной перспективы, поддержка открытого регионального сотрудничества, поиск партнерства, основанного на общих универсальных ценностях.                                                  -        В действительности эти инициативы имели большое значение для стран региона, а в совокупности с оказываемой помощью по линии ОПР, составляющей на сегодняшний день около двух млрд. долл. США, реально содействовали развитию Центральной Азии.                                                          -        В целом, общая картина политики Японии в Центральной Азии складывается из следующих аспектов: заинтересованность Японии в разведке и перспективной разработке природных ресурсов региона, обеспечение безопасных путей их доставки на мировой рынок и подспудно, содействие демократизации стран региона и их экономическому развитию. На протяжении длительного времени именно эти цели объявляли официальные лица Японии в качестве основы ее политики в регионе.                                         -       С началом антитеррористической операции сил НАТО в Афганистане, акценты Японии заметно сместились в сторону обсуждения проблем безопасности региона.                                                                                                   -       Особенностью политики Японии, в отличие от США или стран ЕС, всегда являлась в первую очередь экономическая выгода и отсутствие ее жесткой привязки к идеологическим установкам во внешней политике.             -       С другой стороны, очевидно, что ощутимой экономической выгоды от сотрудничества со странами Центральной Азии для Японии в настоящее время нет. И она возможна только в перспективе. Еще в 1997 г. советник посольства Японии в Узбекистане И. Накадзима сказал: «Мы работали и работаем здесь с убытками, но мы не намерены уходить из этого региона. Мы богаты, можем себе это позволить, и все равно дождемся лучшего будущего».                                                                                                                     -        И наступление этого лучшего будущего в меньшей степени зависит от Японии. Поскольку лучшее будущее в понимании многих исследователей, означает установление в регионе прочной и надежной системы безопасности, а это Япония не в состоянии самостоятельно гарантировать. Но от гарантий безопасности в регионе зависят дальнейшие перспективы внешнеполитического курса Японии и успешное осуществление намеченных целей, главные из которых в долгосрочной перспективе заключаются в создании политических и экономических условий для проникновения частного капитала в Центральную Азию.                                                                   -        Только при выполнении задачи по обеспечению безопасности в регионе   

Центральная Азия обретет  устойчивый и постоянно возрастающий интерес для развитой экономики  Японии.                                                                               -         Для многих специалистов остались практически неотмеченными новые тенденции в политике Японии в Центральной Азии, которые теперь включают инициативы регионального масштаба. Объявленный в 2004 году диалог «Центральная Азия плюс Япония», а затем «Трансформация Центральной Азии в коридор мира и стабильности» внешне не сулили кардинальных перемен в восприятии региона в Японии.                                              -        К примеру, трудно вычленить что-либо конкретное и ощутимое для стран Центральной Азии из этих программ. Даже намерение «содействовать региональной интеграции и сотрудничеству стран региона в отдельных отраслях», не более чем просто намерение, поскольку очевидно, что особых возможностей у Японии для реализации этого проекта в настоящее время нет, хотя потенциально Япония могла бы выполнять эту роль. Но оно сопряжено со многими трудностями, сугубо политического характера, так как маловероятно, что Китай и Россия это могут допустить в зоне своих жизненно важных интересов.                                                                                    -       Сейчас в условиях растущей взаимозависимости регионов, возможно, возникала реальная необходимость создания площадки для обсуждения проблем безопасности в Азии, и неофициальное предложение Японии о паназиатской организации безопасности, с необходимыми корректировками, может быть принята к рассмотрению странами региона, по крайней мере на уровне научных сообществ заинтересованных стран.                                                -        В ХХI веке возрастает роль Японии как посредника между Азией и Западным миром. Задача Токио - найти способы примирения позиций двух полюсов, усилить их взаимное притяжение. Уникальность Японии состоит в том, что она, с одной стороны, принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, но географически и исторически она - часть Востока, и от этого ей никуда ни деться.                                                                                                        -        Трудно найти общее решение для задач, стоящих перед миром в XXI веке, так же трудно говорить о новой роли Японии как о чем-то реально существующем. Во всяком случае, нельзя не отметить то, что Япония, судя по происходящим переменам, находится в поиске новых стратегий поведения, в чем ей можно только пожелать удачи.

 

 

 

 

Список литературы.

Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"