Нельзя отрицать
того, что определенная помощь со стороны
как правительственных, так и
неправительственных организаций
ряда западных стран была оказана. Однако
она диктовалась соображениями
стратегической безопасности, главным
образом, в смысле контроля над российским
оружием массового уничтожения, а также
гуманитарными мотивами. Что же касается
финансовых займов со стороны международных
финансовых организаций и правительств
богатых стран, то они строились и продолжают
строиться на чисто коммерческой основе.
После распада Советского
Союза произошло изменение международного
положения качественного характера.
Фактически мир вступил в принципиально
новую полосу истории. Распад Советского
Союза означал конец противоборства
двух противоположных общественных систем
- "капиталистической" и "социалистической".
Это противоборство определяло основные
черты международного климата на протяжении
нескольких десятилетий. Мир существовал
в двухполюсном измерении. Одни полюс
был представлен Советским Союзом и странами-сателлитами,
другой - Соединенными Штатами Америки
и их союзниками. Противоборство двух
полюсов (двух противоположных общественно-политических
систем) накладывало отпечаток на все
стороны международных отношений, определяло
взаимные отношения всех стран, заставляя
их делать выбор между двумя системами.
Крушение двухполюсной
системы породило надежды на создание
принципиально новой системы
международных отношений, в которой
определяющими должны были стать
принципы равноправия, сотрудничества,
взаимопомощи. Стала популярной идея много-полюсного
(или многополярного) мира. Эта идея предусматривает
реальный плюрализм в сфере международных
отношений, то есть наличие на мировой
арене множества самостоятельных центров
влияния. Одним из таких центров могла
бы стать развитая в экономическом, научно-техническом
и иных отношениях Россия. Однако, при
всей привлекательности идеи многополюсности,
на сегодняшний день она далека от практического
осуществления. Следует признать, что
сегодня мир все более становится однополюсным.
Наиболее мощным центром международного
влияния стали Соединенные Штаты Америки.
Эта страна с полным основанием может
считаться единственной сверхдержавой
современного мира. И Япония, и Китай, и
даже объединенная Западная Европа уступают
США по уровню финансового, промышленного,
научно-технического, военного потенциала.
Этот потенциал в конечном итоге и определяет
колоссальную международную роль Америки,
ее влияние на все стороны международных
отношений. Под контролем США находятся
все крупнейшие международные организации,
а в 90-е годы через посредство НАТО США
стали вытеснять и такую прежде влиятельную
организацию, как ООН.
Из сложившегося
положения вытекают два важнейших
вывода, которые разделяют многие
российские политики и политологи. Во-первых,
Россия должна стремиться к налаживанию
и поддержанию нормальных, не конфронтационных
отношений с США и без ущерба для своих
национальных интересов по возможности
расширять сотрудничество и взаимодействие
в самых разнообразных сферах. Во-вторых,
совместно с другими странами Россия призвана
ограничивать всевластие Америки, не допустить
того, чтобы решение важнейших международных
вопросов превратились в монопольное
право США.
Задача восстановления
России в качестве одного из центров
современного мира диктуется не государственным
и национальным честолюбием, не притязаниями
на исключительную мировую роль. Это задача
жизненной необходимости, задача самосохранения.
Для страны с такими геополитическими
характеристиками, какими обладает Россия,
вопрос всегда стоял и продолжает стоять
так: либо быть одним из центров мировой
цивилизации, либо быть расчлененной на
несколько частей и, следовательно, сойти
с карты мира в качестве самостоятельного
и целостного государства. Для того чтобы
сохранить такую территорию в целостности
и неприкосновенности, страна должна быть
достаточно могущественной в международном
плане. Первый вариант оставлял бы для
России возможность постепенного выхода
из современного кризисного состояния.
Второй же однозначно и навсегда обрек
бы "осколки" прежней России на полную
зависимость от крупнейших центров современного
мира: США, Западной Европы, Японии, Китая.
Только сохранение целостности и соответствующей
мировой роли оставляет стране принципиальный
шанс для будущего процветания.
Еще один фактор постановки
вопроса о самосохранении в альтернативной
плоскости определяется для России
численностью населения и другими
демографическими показателями, такими,
как возрастной состав, здоровье, уровень
образования и др. По численности
населения Россия остается одной из крупнейших
стран современного мира, значительно
уступая только Китаю, Индии, США. Сохранение
и приумножение народонаселения, улучшение
его качественного состава напрямую определяются
целостностью российского государства.
Россия окружена целым рядом государств,
страдающих от перенаселения. К ним относятся
такие страны, как Япония и Китай, отчасти
южные республики бывшего Советского
Союза. Противостоять демографическому
давлению со стороны перенаселенных стран-соседей
может только могущественное государство,
способное самостоятельно, без посторонней
помощи постоять за себя.
Будучи страной
морской США, заинтересованы в максимальной
открытости мирового рынка, в максимальной
свободе мировой торговли. Доступность
и легкость выхода в мировой океан,
относительно небольшая протяженность
морских путей, близость основных экономических
центров к морскому побережью делают открытость
мирового рынка максимально выгодной.
При полностью открытом рынке мировой
торговли континентальная страна (типа
России) всегда окажется в проигрыше прежде
всего потому, что морские перевозки гораздо
дешевле сухопутных и воздушных, а также
потому, что все перевозки в случае ярко
выраженной континентальности оказываются
более длинными, чем в случае, когда страна
является морской. Эти факторы определяют
более высокую стоимость всех товаров
внутри континентальной страны, что больно
бьет по материальному благополучию граждан
этой страны. В невыгодном положении оказываются
и отечественные товаропроизводители,
продукция которых не в состоянии выдержать
конкуренции на мировом рынке уже потому,
что всегда будет более дорогой из-за дороговизны
перевозок. Исключение составляют те продукты,
которые поддаются транспортировке по
трубопроводам, - это нефть и газ или электроэнергия,
передающаяся по проводам. Континентальность
и связанные с ней трудности интеграции
в мировой рынок не означают, однако, что
экономическая политика России должна
быть изоляционной. Но Россия не может
и не должна идти по тому пути, который
ей экономически не выгоден, сколько бы
ее ни склоняли к избранию такого пути.
Она должна, следовательно, проводить
исключительно гибкую внешнюю экономическую
политику, сочетающую в себе формы открытых
рыночных отношений с методами развития
внутреннего рынка и защиты отечественного
товаропроизводителя.
Противоречие интересов
России и США обусловлено также
тем, что Россия является одним из
крупнейших мировых производителей
и экспортеров нефти и газа,
тогда как западные страны являются
импортерами этих продуктов. Россия
заинтересована в высоких мировых ценах
на нефть и газ, тогда как США заинтересованы
в обратном - в более низких ценах. На мировом
рынке военных технологий и вооружений
постоянно имеет место ожесточенная конкуренция,
между Россией и США. Распад СССР и ослабление
России привели к сокращению российского
рынка военных технологий и вооружений
по сравнению с тем, которым обладал Советский
Союз. Между тем продажа одних только автоматов
Калашникова - не говоря уже о более сложных
изделиях, - способна приносить России
многомиллионные прибыли. Разумеется,
речь идет о продаже изделий военного
назначениятолько в соответствии с правилами
международной торговли.
Все названные выше
факторы однозначно говорят о
том, что Россия нуждается в международном
противовесе, чтобы противостоять монопольному
контролю со стороны США над всеми сферами
мировой жизни, над всеми регионами планеты.
Следует вместе с тем особо подчеркнуть,
что Россия заинтересована в установлении
ровных и устойчивых отношений со всеми
странами мира. Она также заинтересована
в расширении самых разнообразных контактов
с максимально большим числом международных
партнеров. При этом в ее международной
политике должны быть выделены приоритеты,
обусловленные, прежде всего, геополитическим
положением страны. Одним из важнейших
приоритетов является создание противовеса
США на международной арене.
3. Геополитический вес Ирака
Шкала
мощи государств по Спайкмену
1.
Территория
2.
Границы
3.
Полезные ископаемые
4.
Объем населения
5.
Этническая однородность
6.
Национальный дух
7.
Уровень социальной интеграции
8.
Политическая стабильность
9.
Экономическое и технологическое развитие
10.
Финансовая мощь
Ирак
- государство в Юго-Западной Азии. Омывается
Персидским заливом. Большую часть Ирака
занимает Месопотамскую низменность,
на севере и северо-востоке страну окружают
хребты Армянского и Иранского нагорий.
Главные реки - Евфрат и Тигр. Преобладающие
ландшафты - степи, пустыни, полупустыни.
Площадь
- 437 072 кв. км (57-е место в мире). Население
- 31,2 млн человек
по данным
на 2009 год (44-е место в мире). ВВП на душу
населения $4 тыс. (2008 год).
Основные этнические группы: арабы
- 75% населения, курды - 20%, турки,
персы, армяне, туркмены, айсоры и
др. - 5%. Государственный язык - арабский.
Часть населения говорит на курдском языке.
Преобладающая религия - ислам: 97% верующих
- мусульмане (60% - шииты, 37% - сунниты), остальное
население исповедует различные толки
христианской религии (несториане, халдеи,
григориане). Столица - Багдад . Крупные города
- Басра, Мосул, Киркук, Карбала. Главные порты:
морской - Басра, речной - Багдад.
Недра Ирака богаты
полезными ископаемыми. Страна обладает
большими запасами природного газа, есть
залежи поваренной соли, в пустыне открыты
крупные месторождения самородной серы
и фосфатов. В Ираке обнаружены проявления
руд цветных металлов, свинца, цинка, хрома,
марганца. Во многих районах страны встречаются
глины, кварцевые пески, гипс, доломиты,
мрамор. Также обнаружен бурый уголь. Железная
руда обнаружена в западной части страны,
на северо-востоке встречается золото.
Но первое место по объёмам
залежей и доходности занимает нефть.
Нефтеносная зона Ирака представляет
собой часть крупнейшей в Азии нефтеносной
полосы, протянувшейся с севера на юг,
до берегов Персидского залива. Страна
занимает второе место в мире по запасам
«чёрного золота».
Территория Ирака (араб. - "Земля меж
берегов", "Междуречье") была колыбелью
нескольких древних цивилизаций, среди
которых Шумер, Вавилон и Ассирия. В VIII
веке Багдад стал столицей Арабского халифата,
а с XVI века земли между реками Тигр и Евфрат
принадлежали Османской империи. В начале
Первой мировой войны они были завоеваны
Великобританией. Королевство Ирак было
образовано 3 октября 1922 года, когда истек
выданный Лигой наций Великобритании
мандат на управление этой территорией.
В 1958 году в результате военного переворота
Ирак был провозглашен республикой. В
1979 году президентом страны стал Саддам
Хусейн, немедленно присвоивший себе диктаторские
полномочия. В то время Ирак действительно
был опасен для мирового сообщества. Он
разрабатывал ядерное оружие, применял
химическое, нападал на соседей. Но сначала
Израиль разбомбил его ядерный реактор,
затем в Персидском заливе его разбили
США. А за тем ввела жесткие санкции ООН.
Они в значительной мере разрушили его
экономику. Такой Ирак уже не представлял
серьезной угрозы для мирового сообщества.
20 марта 2003 года началось американское
вторжение в Ирак, закончившееся в начале
мая 2003 года свержением Хусейна и оккупацией
страны.
Негативное
отношение США к Ираку в большей мере объясняется
сознанием того, что отпор его глобальному
геополитическому диктату пришел не со
стороны крупных экономических или ядерных
держав, а от относительно небольших стран
— стран с многовековой историей. Ирак
открыто выступил против бесцеремонного
навязывания всему миру, а не только ему,
чужих интересов, мировоззрения и образа
жизни, вступил в борьбу во имя самобытности
и индивидуальности каждого народа.
Чем
же Ирак так выделяется в мировом сообществе?
Ведь такие страны как Россия, Турция,
Иран, Саудовская Аравия проявляли к ней
не однозначный интерес. Даже единственная
сверхдержава – США пошла на довольно
сомнительные и осуждаемые действия -
вторжение и оккупацию.