Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:37, контрольная работа
В 70-90-е гг. XX столетия достоянием общественности стали многочисленные проекты решения глобальных проблем, создания моделей нового мирового развития. Их авторами были учёные, политические деятели, неправительственные организации, комиссии и комитеты ООН.
Учёный приводит следующие аргументы в защиту своей концепции:
1) различия между цивилизациями являются глубокими, они складывались на протяжении столетий, а то и тысячелетий и скоро не исчезнут;
2) процессы модернизации и глобализации ослабляют национальные государства с позиции их единства, сплочённости. И в подавляющем большинстве стран вперёд выдвинулись религии, национальная культура, фундаменталистские движения, особенно в исламской цивилизации.
3) рост
самосознания цивилизаций
4) цивилизационные (культурные) различия гораздо более консервативны, менее способные к изменениям, чем политические экономические. Русские не станут эстонцами, а азербайджанцы – армянами. Ещё более универсальны религиозные различия. Можно быт полу арабом, полу французом и даже одновременно гражданином двух стран, но невозможно быт полу католиком или полу мусулманиным.
5) Усиливается экономический регионализм, как в Европе, так и в Азии и Северной Америке. Значение региональных экономических группировок (больших пространств, объединяющих несколько государств в единый экономический и политический блок), вероятно, будет расти в будущем на базе общности цивилизаций и субцивилизаций. Хантингтон уверяет, что государство-нации будут играть по-прежнему главную рол в международных делах, но решающие мировые политические конфликтыбудут происходит между нациями и группами, принадлежащие разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике.
Ханктигтон
считает, что сейчас уже многие конфликты
носят цивилизационный
На макроуровне государства, принадлежащие к различным цивилизациям, стремятся утвердит свои особые ценности в зонах конфликтов, (Турция поддерживает Азербайджан в его конфликте с Арменией, в бывшей Югославии мусульманские страны поддерживают боснийцев и косовцев, а Германия Хорватию).
По Хантингтону, наиболее вероятными являются следующие разломы. Главный разлом – это разлом между Западом (Атлантическая цивилизация и Япония, которая после 1945 г. тесно связана с Западом) и остальными цивилизациями. Другие серьезные линии противостояния: Запад — исламская цивилизация (Северная Африка, Ближний и Средний Восток); западное христианство — православное христианство (по Восточной и Юго-Восточной Европе); между арабо - мусуланским миром и миром чернокожей Африки; между Пакистаном и Индией и т. д.
Внутри
Запада военные конфликты
Безусловно, те проблемы, о которых пишет Хантингтон, имеют место и влияют на мировую геополитическую обстановку. Но такой культурологический взгляд на систему международной безопасности представляется несколько узким. Культурные, цивилизационные противоречия, под которыми понимаются противоречия этнические и религиозные, имеют огромное значение, но не являются главным, как утверждает Хантингтон, источником современных конфликтов. Если следовать логике Хантингтона, противостоящие стороны в конфликтах будут сражаться за цивилизационные связи и верность цивилизации. На самом деле они предпочтут борьбу за свои геополитические интересы и свою долю в так называемом переделе мирового продукта. Конфликтующие стороны будут поддерживать своих «братьев по цивилизации» до тех пор, пока не затрагиваются их собственные коренные геополитические и геоэкономические интересы.
Хантингтон отрицает возможност универсалной цивилизации и выступает против насаждения западных ценностей во всём мире. «Цертралной осю мировой политики в будущем станет конфликт между Западом и осталным миром», прежде всего – с исламско-конфуцианскими странами2.
Таким образом, гипотеза Хантингтона отражает лишь частный, хотя и фундаментальный, случаи геополитических конфликтов. К сожалению, цивилизационная геополитика замыкается на противостоянии цивилизаций и не развивает идеи геополитики диалога цивилизаций, взаимодействия каждой с прилегающими и отдаленными цивилизациями.
Концепция
С. Хантингтона, хотя и вызвала продолжающуюся
до сегодняшнего дня дискуссию, нашла
немало сторонников.
3. Обозначьте основные проблемы сотрудничества РФ и США в сфере безопасности и перспективы их решения.
Сотрудничество
в области безопасности – самое
важное направление российско-
Успешно развивались отношения в сфере сокращения ракетно-ядерного оружия. Обе страны сотрудничают в сохранении режима нераспространения ОМП. Борьба против международного терроризма также является важным аспектом сотрудничества РФ И США.
Двухсторонние экономические отношения между нашими странами в начале 90-х гг. развивались относительно высокими темпами. США стали третьим по значению торговым партнёром Москвы. Больше всего прямых американских капиталовложений направлено в российскую топливно-энергетическую промышленность. Кроме того американские компании участвуют в реализации проектов в космической, авиационной, химической и медицинской промышленности, а также в сфере электронных коммуникаций.
Но отсутствие серьёзной экономической базы сотрудничества РФ и США отрицательно сказывается на развитии отношений и вызывают проблемы в различных сферах в том числе и в сфере безопасности.
1. Россия – противник установления однополюсного мира под эгидой США. Её не устраивает и модель мира «по-американски», и методы наведения мирового порядка: вмешательство во внутренние дела, угроза превентивных ударов игнорирование ООН и норм международного права и т.п.
2. Россия не согласна с американскими оценками процессов укрепления государственности, упорядочения политических и административных реформ в нашей стране. Политическая элита, СМИ США оценивали курс В.В. Путина как возвращение к авторитаризму, отказ от демократии, защиты свобод и прав человека, усиление государственного вмешательства в экономику и т.п.
3. США
более 10 лет сопротивлялись
приёму РФ в ВТО, выдвигая
условия, противоречащие
4. Война против Ирака расценена Россией как грубое нарушение Устава ООН и всех принципов международных отношений. В результате Россия понесла большие экономические потери. А также конфликт Грузинско-Осетинский.
5. Серьёзные
расхождения были вызваны
Итак, на основе данных примеров, видим, что России нужна более чёткая, последовательная, самостоятельная, прагматичная политика по отношению к США. Основа такой политики – восстановление экономической, военной, научно-технологической мощи России, наведение порядка в собственном доме. Америке тоже предстоит понять, что время слабой России проходит, и США должны считаться с этой реальностью.
.