Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 21:38, реферат
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. На мой взгляд, отказ на этом этапе от государственного присутствия в экономике равносилен потере управляемости и возможной дезинтеграции страны. В этот период роль государства особенно значима.
Подобные начинания подвергаются критике со стороны многих либералов. Они действительно не согласуются с либеральной доктриной. Больше того, они не адекватны действиям властей по «выстраиванию» бизнеса, поскольку успех возможен только при доверии со стороны бизнеса и высокой деловой активности. Но, как отмечено выше, усиление роли государства на стадии модернизации должно выразиться в продуманной реализации именно этой его функции.
Институциональные реформы, в свою очередь, могут рассматриваться как своеобразные инвестиционные проекты, цель которых -- новые продуктивные институты.
Противники проведения активной структурной политики аргументируют свою позицию тем, что увеличение государственных расходов для развития экономики в современных условиях приведет прежде всего к усилению коррупции. Это весомый аргумент. Его понимание подтолкнуло власть к началу проведения административной реформы, к принятию законов о госслужбе, к разграничению полномочий между уровнями управления, переходу к бюджетированию по результатам. Все это важно, но проблема не может быть решена внутри структуры исполнительной власти при наличии давних российских бюрократических традиций. Нужны действенные демократические механизмы общественного контроля. Казалось бы, и в этом плане предприняты меры -- сформирована Общественная палата. Однако одной ее недостаточно, тем более что в ее состав включены только лица, угодные власти. Независимость контроля -- условие его долгосрочной эффективности даже при высоких издержках в первый период. Но власть хотела бы совместить независимость и эффективность с послушностью. А это невозможно. Система способна к развитию, если ней есть неопределенность, свобода выбора для многих актеров.
Государственное
При
быстрой капитализации
Анализ показывает, что реального усиления роли государства в модернизации экономики не происходит. Экономическая политика колеблется между альтернативными моделями модернизации, склоняясь скорее всего к централистскому варианту. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции -- «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. А приоритет получают государственное регулирование (цены для борьбы с инфляцией), увеличение государственного сектора, государственное предпринимательство. На мой взгляд, требуются серьёзные корректировки в экономической политике, достижение ее непротиворечивости. Разумеется, предпочтителен скорейший переход к проекту модернизации снизу.
Что
касается непосредственно проблемы
пределов вмешательства государства
в экономику России, то до так
называемых «пределов своего вмешательства»
государству еще далеко. К настоящему
времени проблема состоит в том,
что рыночные механизмы государственного
регулирования в России еще очень
слабы и остается много сфер социальной
и экономической жизни страны,
требующих глубокого
Государственное
регулирование экономики - это система
мероприятий государства, посредством
которых оно может
1. Создание
нормальных условий для
2. Обеспечение
устойчивых темпов
3. Регулирование
структурных изменений в
4. Обеспечение
социальной стабильности и
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и его пределам было различным на разных этапах её становления и развития.
Особенность государственного регулирования российской экономики заключается в том, что мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.
Переход
к рыночной экономике выдвигает
новые теоретико-
Идея
сильного государства и государственное
регулирование экономики
К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции -- «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.
В целом, трудно переоценить роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.
Я считаю, что для современной России особенно важно государственное регулирование и поэтому надо изучать мировой опыт государственного регулирования.
Информация о работе Концепция государственного регулирования экономики России