Этапы становления и развития СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить основные направления и тенденции развития деятельности СНГ как международного института и органа межпарламентского сотрудничества стран СНГ, определить ее роль в процессе интеграции бывших республик СССР на современном этапе.
В задачи исследования входит:
изучить первоисточники возникновения СНГ;
рассмотреть поэтапное становление и развитие СНГ;
выявить перспективы развития СНГ.

Содержание

Введение___________________________________________________ 3
1. Этапы становления и развития СНГ________________________ 4
2. Проблемы и конфликты во взаимоотношениях между государствами Содружества_________________________________ 8
3. Перспективы СНГ________________________________________ 10
Заключение________________________________________________ 14
Список литературы_________________________________________ 15

Работа содержит 1 файл

Геополитика 10.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

      3. Перспективы СНГ 

     За 20 лет Содружество Независимых  Государств подтвердило свою важную историческую роль в мировых и  региональных политических и экономических процессах.

      Образованное  в конце 1991 г. на волне глобальных геополитических перемен, Содружество содействовало решению сложнейших проблем, связанных с распадом СССР, способствовало становлению суверенных независимых государств, сохранению и дальнейшему развитию исторически сложившихся связей на постсоветском пространстве.

      Со  времени своего основания СНГ  потерял Грузию, которая из-за конфликта  с Россией вышла из состава  организации в 2009 году. То есть, на первый взгляд организация не прогрессирует, а наоборот.

     Во  многом благодаря Содружеству торгово-экономические  отношения были переведены на рыночную основу, налажены постоянный политический диалог, сотрудничество в укреплении безопасности и стабильности, в гуманитарной сфере.

     СНГ стало единственной в своем роде платформой многостороннего взаимодействия его участников практически во всех областях.

      Тем не менее, не стоит совсем уж недооценивать  роль СНГ. Нельзя также говорить о бесполезности организации. Ведь именно это объединение сегодня может собрать за одним столом те государства, которые по той или иной причине сегодня конфликтуют друг с другом. А значит, есть возможность стабилизировать отношения.

      Новые перспективы развития Содружества  связаны с решением следующих  важнейших задач:

  • завершение формирования и обеспечение полномасштабного функционирования режима свободной торговли на пространстве Содружества в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации;
  • создание эффективных платежно-расчетных механизмов во взаимной торговле, организация в перспективе интегрированного валютного рынка;
  • формирование межгосударственного инновационного пространства;
  • развитие государственно-частного партнерства;
  • развитие общих рынков отдельных видов продукции;
  • сближение правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, формирование и развитие гармонизированной нормативной базы, основу которой составляют межгосударственные стандарты;
  • углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов, формирование общего электроэнергетического рынка Содружества;
  • формирование сети межгосударственных транспортных коридоров на пространстве Содружества, развитие железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта и повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
  • формирование и проведение согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства – участника СНГ и Содружества в целом;
  • завершение реформирования Экономического Суда СНГ;
  • создание механизмов реализации программ занятости и создания новых рабочих мест;
  • укрепление в СНГ связей в образовательной, научной, информационной и культурной областях, в сферах массовых коммуникаций, здравоохранения, спорта, туризма и работы с молодежью в интересах сохранения и развития общего гуманитарного пространства и межкультурного диалога;
  • формирование общего информационного пространства, расширение межгосударственного информационного обмена, создание и развитие современных цифровых информационно-телекоммуникационных систем, в том числе поэтапная реализация концепции информационного канала «Мир 24» на базе МТРК «Мир».

      Необходимо  наращивать взаимодействие в природоохранной  области, в том числе в контексте  экологической безопасности, обеспечивать регулярное получение достоверной гидрометеорологической информации.

      Требуется поиск новых, более эффективных  методов и механизмов совместного  использования предупредительных  мер, аварийно-спасательных сил и  средств для защиты населения, территорий и объектов государств – участников СНГ от стихийных природных явлений, техногенных аварий и катастроф, чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера.

      В сфере безопасности сохраняет актуальность дальнейшее совершенствование системы  мер в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем, торговлей людьми, преступлениями в сфере информационных технологий.

      Есть  возможности для укрепления военного и военно-технического сотрудничества, охраны и использования общего воздушного пространства, охраны государственных  границ, обеспечения мира и безопасности в формате заинтересованных государств – участников СНГ.

      По-прежнему актуальным является обозначенный в  Концепции дальнейшего развития СНГ комплекс задач по повышению  эффективности организации. Важно  будет продолжать добиваться улучшения  результативности и глубины сотрудничества в условиях его многоформатности.

      В политической сфере предстоит на основе накопленного опыта продолжать развивать и углублять политический диалог, более активно и предметно  использовать во взаимных интересах  такие инструменты, как согласованные выступления на общепризнанных международных форумах по ключевым вопросам мировой политики, выработка общих позиций в международных организациях – ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и др.

      Государства – участники СНГ готовы к диалогу  с другими интеграционными структурами в целях обмена опытом и обсуждения путей обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного развития процессов интеграции и сотрудничества при уважении интересов друг друга.

      Дальнейшее  развитие и укрепление Содружества  отвечает жизненным интересам народов государств – участников СНГ, их устремлениям к миру и процветанию.2 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Подводя итог работе, отмечу, что образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего, СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.

      В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства.

      Дальнейшая  судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества  и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам.

      Список  литературы:

  1. Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы  торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и  экономика. - 2003. - N 4.
  1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М.: Славянский диалог, 2000. – 656 с.
  2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1999.-286 с.
  3. Маринченко А.В. Геополитика. – М.: Инфра-М, 2009. – 429 с.
  4. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /В.Е. Рыбалкин и др. Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина – 5-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.

Информация о работе Этапы становления и развития СНГ