Исламский терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости относится к числу опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Терроризм превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, а прогнозы ученных и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными.
Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1 ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ ………………………………………………… 5
1.1 Исламский терроризм: понятие и сущность……………………………… 5
1.2 История исламского терроризма…………………………………………… 6
1.3 Особенности исламского терроризма ……………………………………... 9
1.4 Современный исламистский терроризм…………………………………… 10
2 ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ……………… 12
2.1 Исламские организации…………………………………………………….. 12
2.2 Аль-Каида……………………………………………………………………. 22
зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 21
Библиографический список…………………

Работа содержит 1 файл

Копия gislamsky_terrorizm.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Ключевыми идеями и идеологией Аль-Каиды, как  и других исламсикх организаций  считаются:

    • панисламизм
    • исламский фундаментализм
    • джихад
    • такфир
 

     Панислами́зм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam‎‎ — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления:

    • о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и
    • о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).

     В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм  сосредотачивается на исламском  мире [9].

     Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата[10].

     Профессор Дамаскского университета Садик Аль-Азм считает, что исламизм «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии». По его мнению, исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах».[12]

     Аль-Азм  перечисляет следующие неотъемлемые свойства исламизма:

    • фундаментализм — как возвращение к основам ислама (салафизм)
    • возрождение — активной веры и обрядов
    • интегрализм — объединение всех сфер жизни общества и государства под законами шариата
    • теократизм — восстановление Аллаха как верховной власти
    • теономизм — буквально «главенство законов Господа», прямое, буквальное и всестороннее применение норм шариата
    • терроризм — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий

     Даниэль Пайпс — известный американский историк, публицист, писатель и политический комментатор, специалист по исламу и  ближневосточному конфликту считает, что:

     Исламизм  – третья тоталитарная идеология (после  фашизма и коммунизма) – предлагает нелепый средневековый подход к  проблемам современной жизни. Ретроградный и агрессивный, он притесняет немусульман, угнетает женщин и оправдывает распространение власти ислама с помощью силы [13].

     Ряд исследователей полагают, что исламизм это реакция клерикальных кругов на научное и материальное отставание исламского мира в XX столетии [14].

     Исламизм  в России

     Верховный суд РФ в 2003 и 2010 годах признал террористическими ряд исламистских организаций и запретил их деятельность на территории

России [9]:

    • «Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа»
    • «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»
    • «База» («Аль-Каида»)
    • «Асбат аль-Ансар»
    • «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»)
    • «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»)
    • «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)
    • «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), * «Лашкар-И-Тайба»
    • «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»)
    • «Движение Талибан»
    • «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)
    • «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)
    • «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)
    • «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)
    • «Боко харам»
    • «Кавказский эмират»[20]
 

     Джихад (от араб. الجهاد‎‎ [dʒɪ’hɑ:d] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой, однако понятие значительно шире.

     Джихадом  в исламе является также борьба со своими духовными или социальными  пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения  ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[10]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т. д.

     Согласно  Корану, каждый мусульманин должен[12] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооруженную борьбу против врагов веры. Джихад — это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма.

     Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и  получило название «священная война». Однако некоторые мусульманские авторы отвергают такой подход[11].

     Некоторые исламские богословы, основываясь  на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават  — вооруженная борьба). Как уже  было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране: «Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие».

     Поэтому в исламской доктрине имеются  положения о различных видах  джихада, в частности выделяют следующие:

  • Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
  • Джихад против своих пороков (нафс). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
  • Военный джихад (газават). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
  • Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, ученость ведет к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
  • Джихад материальными средствами. Этот вид джихада необходим в связи с тем, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи денег, имущества.
 
 

     После 2001 г. под флаг Аль-Каиды встали исламистские группы, ранее воевавшие с правительствами своих стран во имя сепаратизма и прочих локальных целей. Теперь их воодушевляет новая, более престижная интернациональная мишень, подсказанная бен Ладеном: США и западные интересы в целом. В настоящее время базы Аль-Каиды находятся в Сирии, Ливане и Северной Африке. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Терроризм – это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов  преступности. Он оказывает негативное воздействие  развитие на другие структурные  элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе [11].

     Современный терроризм обладает огромными финансовыми  и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижения политических, экономических и иных целей. Созданы боевые формирования, специфические силовые структуры, оснащенные современными материально-техническими средствами. Происходит сращивание терроризма с организованной преступностью. Для достижения своих целей, террористы используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием, работорговля и т.д.   Террористические организации способны содержать специалистов различных сфер экономической и научной деятельности.

     Например, основной источник финансирования перуанского  движения "Сендеро луминосо" и  ливанской "Хезболлах" - наркобизнес, а цейлонских "Тигров освобождения Тамил Ислама" – наркотики и сделки "оружие – драгоценные камни" [9].

     Предупреждение  терроризма представляет собой исключительно  сложную задачу, поскольку это  явление порождается многими  социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д. При всем этом терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку является разновидностью извечного и неумирающего спутника человечества – убийства. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

     Собственно, вопрос вовсе и не стоит о полном уничтожении терроризма в мире, особенно если иметь в виду его самые  разнообразные проявления. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.

     Предупреждение  терроризма должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях: 1) воздействие  на основные, даже глобальные явления  и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление  можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося терроризма и террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

     Помимо  названных направлений борьбы с  таким явлением как терроризм  необходимо бороться с этом злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

     До 1994 г. уголовная ответственность  предусматривалась только за убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью. Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 года.

Информация о работе Исламский терроризм