Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний. Его предмет и методы изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Государственное управление: общая характеристика института.
1.1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление……….4
1.2. Функции государственного и муниципального управления………………8
1.3. Методы государственного и муниципального управления………………11
Глава 2. Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия…………………………………………………………………..13
Глава 3. Нормативные модели систем государственного и муниципального управления……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос и мун упр.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

1.2. Функции  государственного и муниципального  управления.

 Достигая целей  управления, субъект управления выполняет определенные функции, которые являются основными структурными единицами управленческой деятельности.

Впервые функции управления выделил основатель школы административного  управления Анри Файоль: планирование, организовывание, руководство, координация и контроль. Представитель той же школы Д. Гьюлик расширил и уточнил классификацию. Предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета.

Отечественные исследователи предполагают различные перечни функций управления и разное их толкование: «планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация» или «целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет» и т.д.

ФУ неразрывно связаны между  собой. Они образуют управленческий цикл. Управленческий цикл – совокупность целенаправленных и непрерывных  действий предпринимаемых субъектом  управления для достижения поставленных целей. ФУ являются стадиями управленческого цикла.

Стратегическое планирование определяет основные цели и направление действий организаций и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования  имеющихся преимуществ и создания новых. Процесс стратегическое планирования это цикл состоящий из этапов: миссия организации, цели организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.

Составной частью планирования является прогнозирование – научно обоснованная деятельность по составлению прогнозов. Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного  объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний.

- Организация – функция управления, задачей которой является формирование  структуры организации. Организовать  – это значит разделить на  части и делегировать выполнение  общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.

- Мотивация – побуждение к  эффективной деятельности людей,  работающих в организации, ради  достижения поставленных целей.  Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. В общем виде процесс мотивации включает: установление неудовлетворенных потребностей сотрудников, формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей.

- Контроль – управленческая  функция, задачей которой является  количественная и качественная  оценка и учет результатов  работы организации. В этой  функции выделяются два основных  направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, учет и анализ.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе, всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Интегральной функцией управленческого  процесса является функция принятия и реализации управленческого решения. Управленческое решение – основной инструмент воздействия профессиональных работников на управляемый объект. Эти решения, прежде всего, должны быть нужными, т.е. решениями, которые приближают к цели деятельности. Среди нужных решений, должны быть стратегические и тактические решения. Стратегические – направлены на достижение существенных качественных изменений в самой структуре управляемого объекта. Тактические – направлены на поддержания нормального функционирования управляемого объекта.

Любое решение выполняет, как минимум, три функции: направляющая (целеполагание, выбор и обоснование стратегических направлений), организующая функция (обеспечивает координацию действий отдельных  элементов), мотивирующая функция.

Любое решение, предназначено для того, чтобы решить проблему, преодолеть или смягчить возникшие противоречия, решение должно приниматься своевременно. Оно должно быть обоснованным, т.е. всесторонне сбалансированным по срокам, ресурсам, целям.

Управленческие решения классифицируются: по содержанию решения, времени действия, степени обязательности выполнения, степени формализации проблемы, степени информационного обеспечения.

 

 

1.3. Методы государственного  и муниципального управления

 Метод – совокупность  приемов, способов достижения целей управления. Методы управления носят объективный характер (средство реализации объективных законов) и субъективный характер, т.к. определяются знаниями и способностями людей.

Методы разделяются на а) морально-идеологические, социально-политические, экономические, административные или на б) методы внеэкономического воздействия (организационные, административные) и экономического воздействия. Методы также делят на общие, используемые для выполнения всех или основных ФУ (регулирование, общее руководство, административные и экономические методы) и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций (методы выработки и принятия УР).

1. Профессура госуниверситета управления  выделяет общенаучные методы (системный  подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование и т.д.) и конкретные или специфические, подразумевая под ними подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ. Конкретные методы в свою очередь можно классифицировать: управление функциональными подсистемами, выполнение ФУ, принятие УР.

2. С точки зрения ученых РАГС  методы делятся: административные (организационно-распорядительные), экономические,  социально-психологические, воспитательные.

Административные методы реализуются  путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, положения и правила. Для АМ характерно: конкретно-адресное задание, отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала, как объекта управления, высокая доля ответственности вышестоящих органов за принимаемое решение, решение не предполагает выбора, требует обязательного и точного исполнения.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность субъектов управления за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. ЭМ – это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерно: учет экономических интересов, как коллектива, так и отдельных работников; самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников. ЭМ считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений.

Под социальными методами управления понимают конкретные способы  и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуально-личностным поведением.

Под психологическими методами управления понимают способы, приемы воздействия  на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических методов используются: методы комплектования команд и коллективов, методы гуманизации труда, методы профотбора и обучения.

 

Глава 2. Государственное  управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия.

 Сфера действия  системы управления в государстве  не ограничивается региональным уровнем. Она завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Единичное (МС), особенное (органы регионального управления), общее (центральные госорганы) составляют целостность – общегосударственную систему управления. Ключевая проблема заключается в том, каков механизм взаимодействия и обеспечивает ли он единство системы управления государственной и общественной жизни страны.

Российский и зарубежный опыт показывают, что деятельность системы госвласти и управления может быть эффективной лишь при условии, что она основывается на жизнеспособной структуре местного самоуправления. Ведь почти все гос. решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты госполитики и оценивают ее прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, общественного порядка в городах и сельских поселениях, через способность образовательных учреждений и органов здравоохранения удовлетворять потребности человека в приобретении соответствующего образования и сохранения здоровья и т.д.

В России формируется  система местного самоуправления на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении, и в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Как записано в Законе, « местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя РФ» и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению непосредственно и ли через органы местного самоуправления.

В соответствии с Законом  местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях и на других территориях.

Жесткое разграничение  органов местного самоуправления с  системой органов государственной  власти порождает основную проблему: как обеспечить единство системы  управления государственными и общественными делами, как сохранить необходимую централизацию госвласти и управления, обеспечив оптимальную демократическую децентрализацию. Выведение органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает, что они исключатся из системы общегосударственного управления. Местное самоуправление является первичным уровнем публичной власти и системы управления в стране, наиболее приближенной к народу. Местное самоуправление – это фактический институт управления местным сообществом, учрежденный государством, но действующий самостоятельно от государственных организаций в пределах установленных полномочий.

Как первичный уровень  самоорганизации населения и  публичной власти местное самоуправление – база формирования целей государственного управления. Несоответствие целей государственного управления целям общества – условие возникновения хаоса.

Местное самоуправление – не только сфера непосредственного  или через своих представителей участия населения в управлении местными делами и государством, но также и сфера конечной реализации государственных решений и проявления их эффективности.

Существенно важна роль местного самоуправления в формировании и развитии гражданского общества. Все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном счете реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.

Единство трехуровневой  организации публичной власти и  системы управления: федерального, регионального и местного самоуправления – основное условие обеспечения управляемости государством и обществом.

Направления и механизмы  взаимодействия:

- обеспечение государством  развития полноценного, эффективно  действующего местного самоуправления, как фундамента народовластия, создание необходимых политических, нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических условий;

- обеспечение единства  местного самоуправления с системой  государственной власти и управления, его ответственности перед государством и населением территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Нормативные  модели систем государственного и муниципального управления.

 Нормативная модель  системы Г и М управления  дает возможность представить  в основных чертах усовершенствованную  систему управления, взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Современный уровень  познания систем управления не позволяет  строить их формальные модели. Формирование таких моделей возможно только для  определенных подсистем, например таких, как подсистемы сбора и переработки информации. Модель системы Г и М управления в целом в настоящее время может быть построена только на содержательном, описательном уровне.

По форме представления  такая нормативная модель состоит  из совокупности методических и инструктивных материалов, определяющих структуру и процесс управления территориальным образованием.

Структура нормативной  модели соответствует структуре  Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых  в соответствии с принципами иерархичности  и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно-организационная, технического и управленческого труда.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний. Его предмет и методы изучения