Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа
Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909 г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип «сильное нейтральное государство свободно в своей политике».
На рубеже XX - XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.
Введение………………………………………………………………….3
1. История российско-китайских отношений………………………….6
2.Специфические условия развития Китая…………………………….9
3.Внешнеэкономическая и демографическая политика Китая………12
4. Сущность геополитики Китая……………………………………….27
Заключение………………………………………………………………31
Список использованных источников…………………………………..33
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»
Кафедра
социально-гуманитарных
дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
Геополитика
на тему:
Геостратегическая политика Китая
Выполнила студентка
заочной формы обучения
направления (специальности)
080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
1 курса ГиМУ-11(СК) группы _____________ /Бронникова С.В./
(подпись)
Отметка ________________
Рецензент работы
_____________ кафедры_____________ _____________ /_________________/
(должность)
CОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. История российско-китайских отношений………………………….6
2.Специфические
условия развития Китая…………………………….9
3.Внешнеэкономическая
и демографическая политика
4. Сущность геополитики Китая……………………………………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………..33
Введение
Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой
страны характерна давняя и принципиальная
традиция нейтралитета. Но еще в 1909
г. За сорок лет до образования
КНР генерал Елчанинов
На рубеже XX - XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью. Трехтысячелетний опыт позволил Китаю много раньше Запада понять, что «влияние важнее власти». Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи - сокращенная форма от «цзинши цзиминь» (управление миром, помощь народам). Метод осуществления этой стратегии - увэй (фэйгун), или «недеяние» (т.е. ничего такого, что прямолинейно, грубо, примитивно легко бросается в глаза). Иносказательно этот метод мудро назван «цзими» (ненатянутые поводья). Его суть - не диктат, а дипломатическая направляющая подсказка, сделанная к месту и вовремя. Древнейший принцип китайской стратегии - «побеждать, не сражаясь», гибко действовать приемам сотрудничества и борьбы всеми мыслимыми методами.То, что написал журнал «Time» в своем первом номере за 1979 г. Казалось просто фантазией не основанной на реальных факторах.В нем утверждалось, двухтысячный год, Китай встретит современным государство, превратившимся из экономически и политически отсталой страны в супердержаву, с экономической и военной мощью с которой должен будет считаться весь мир. И нам прекрасно видно, что предсказание журнала сбываются. Страна, преодолевая огромные трудности, медленно, но уверено продвигается вперед. И, хотя со времени начала преобразований в Поднебесной прошло уже более двух десятков лет, эта тема не потеряла актуальности и сегодня.Во-первых, это связано с тем, что ещё продолжаются и далеки от завершения. Во-вторых, в Азиатско-Тихоокеанском регионе многие исследователи видят зачатки возникновения некой супердержавы, формирование которой непосредственно связано с реформами в КНР.
Геополитическая стратегия Китая должна одновременно преследовать две цели, определенные в августе 1994 г. Дэн Сяопином: «Первое - противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе - создать новый международный политический и экономический порядок». Первая задача, очевидно, направлена против интересов США и имеет своей целью уменьшить американское превосходство, тщательно избегая при этом военного столкновение, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. Вторая задача - пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией, в которой наверху располагаются США, при поддержке Европы (или Германии) на крайнем западе Евразии и Японии на крайнем Востоке.
Вторая цель Китая предполагает воздержание Пекина от каких либо серьезных конфликтов с ближайшими соседями, даже продолжая вести поиск путей достижения регионального превосходства.
Профессиональный культуролог, профессор Пекинского университета Сю Яньчун в своей работе Восток и Запад выделяет разницу между культурой Запада и Китая. Ссылаясь на древнекитайскую литературу, он подчеркивает, что для последней характерна склонность к миру, к мирному решению конфликтов.Запад же, напоминает он, со времен Гомера, наоборот воспевал героев воинов, т.е. силу.Разницу между двумя культурами можно представить в формулировке, которую когда-то использовал великий китайский философ Фэн Юлань. Традиция предполагает упорядоченность во вселенной, в то время как мощь - категория Запада - ориентируется на силу, которая всегда права. Китай в конце 70-х гг. ХХ в. оказался перед труднейшими проблемами. Мыслящие люди в стране стали понимать, что решить их невозможно без проведения структурных реформ. С ноября 1980 г., после процесса над «бандой четырех» Дэн Сяопин стал основным лицом в партии формировавшим внутреннюю и внешнюю политику, подлинным её руководителем.
Изменения
в КНР начались с изменения
внешней политики. Как страна с
социалистической системой Китай на
протяжении многих лет находился
в противостоянии с капиталистическим
миром. Внутренняя замкнутость была характерной
чертой и тормозом его развития на протяжении
многих веков.Это прекрасно понял Дэн
Сяопин, который неоднократно заявлял:
«Одновременно с курсом на оживлении экономики
внутри страны мы взяли курс на расширение
экономических сношений с заграницей».Для
успешного развития экономических реформ
Китай и нуждается в длительном и прочном
мире.
1. История российско-китайских отношений
История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных - с первой половины XVII в. Русское правительство пыталось установить с Пекином тесные дипломатические отношения. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завоевания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе.
Для решения этих и других отношений между Россией и Китаем царское правительство в начале 1686 г. отправило на Амур посольство, наделенное широкими полномочиями - «великое и полномочное посольство» - во главе с Ф.А. Головиным. Желая избежать судьбы предыдущих русских посольств, часто терпевших неудачи из-за отказа русских представителей выполнять различные обряды, принятые для послов при цинском дворе, граф Головин предложил провести переговоры на русско-китайской границе. Цинские правители затягивали начало переговоров, действуя с помощью военных угроз, пытаясь занять крепость Албазин.
Эти
попытки не увенчались успехом
и 12 августа 1689 г. близ Нерчинска
переговоры закончились
Договор состоял из семи статей. В первых двух Россия соглашалась на территориальные уступки на Амуре, русский город Албазин должен быть срыт. Особое значение имела пятая статья договора, по которой подданным обеих сторон разрешалась взаимная торговля: всем людям с проезжими грамотами «разрешалось и покупать и продавать, что им надобно». Кроме того, Нерчинский договор установил порядок разрешения возможных пограничных столкновений между двумя странами, .способствовал развитию мирных взаимоотношений.
За 170 лет после подписания Нерчинского договора русские замлепроходцы освоили северный берег Амура, побережье Охотского моря и Татарского пролива. На этих землях были возведены военные городки и укрепления. Англичане проявили пристальный интерес к низовьям Амура. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский убедил китайских представителей в необходимости размежевания по Амуру. Пекинское правительство, не видя выгод от левобережья Амура, а также понимая, что собственными силами Китай не сможет защитить Приамурье от английской экспансии, пошло на соглашение с Россией.
По Айгунскому договору, подписанному 16 мая 1858 г., левый берег Амура от впадения в него реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур до моря оставался в общем владении “впредь до определения границ между двумя государствами”. По сути договор 1858 г. возвращал России территорию, отданную Китаю по Нерчинскому договору. Плавание по рекам Амуру, Сунгари, Уссури разрешалось только судам России и Китая. Подтверждалась соответствующая статья Нерчинского договора о взаимной торговле подданных обоих государств.
В 1858 г.
был подписан Тяньцзиньский, в 1860 г.
- дополнительный Пекинский договоры,
которые подтвердили Айгунский договор.
2. Специфические условия развития Китая
В 90-х гг. XX в. произошло значительное укрепление региональных экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в конце 1978 г. под руководством лидера компартии Китая Дэн Сяопина (1904-1997) китайская экономика вышла из кризиса. К середине 80-х гг. в стране была решена продовольственная проблема, а к началу 90-х гг. КНР стала одним из крупных мировых экспортеров. В стране осуществляется “очаговая модернизация” и индустриализация на современной технологической основе. По оценкам специалистов, Китай к концу столетия вышел на третье место в мире по объемам ВНП, уступая США и Японии.
Правда, абсолютные цифры не отражают степени эффективности экономики КНР. Огромное население не позволяет отнести Китай к числу экономически передовых стран мира по показателю дохода на душу населения. Страна страдает от неравномерности хозяйственного развития: передовые технологичные производства в основном сосредоточены в прибрежной зоне КНР, тогда как основная часть территории в глубинных районах остается отсталой и бедной, что порождает напряженность. Бременем для страны остается демографический рост. С учетом этих и ряда других обстоятельств часть специалистов полагает, что Китай не сможет удерживать нынешние темпы роста долго. Но КНР располагает крупными ресурсами для проведения масштабного военного строительства и активной внешней политики в географически приближенных к Китаю регионах.
Уже на основе вышесказанного можно говорить о специфических условиях развития Китая, к которым относят ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал, планомерное государственное регулирование развития экономики, ускоренное развитие военной мощи.В связи с высокими темпами экономического развития (около 10% прироста ВВП в год, начиная с 80-х годов XX в.) КНР все острее ощущает дефицит ряда важнейших природных ископаемых: угля, железной и медной руды, сырья для получения алюминия, удобрений и т.д. Китай вынужден импортировать железную руду, лом черных и цветных металлов, удобрения и т.п. Не менее болезненными являются проблемы, связанные с нехваткой сельхозугодий, пахотных земель, водных ресурсов для выращивания зерновых, пресной воды для обеспечения нужд промышленности и населения городов (более половины городов КНР ощущают нехватку пресной воды).