Геополитика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Теория евразийской цивилизации была создана представителями социально-философской и культурологической школы евразийцев (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, Л. П. Карсавин). Высокий научный потенциал, заданный этой концепции ее создателями, обеспечил ее актуальность вплоть до наших дней. Обращение к ней необходимо при разрешении вопроса о цивилизационной идентичности России. Более того, сегодня есть политические силы, которые считают, что эта концепция имеет шансы стать основой национальной идеи России. Обратимся же к наследию евразийцев.

Содержание

1. Раскройте основное содержание евразийской школы геополитики (Н.Н. Алексеев, П.Н. Савицкий и др.).
2. Покажите, в чем проявляются геополитические аспекты глобализации.
3. Практическое задание. Используя шкалу мощи государств, определите геополитический вес Германии в Евросоюзе.
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

геополитика нормальная.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 

Кафедра геополитики 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «геополитика»

Вариант  №14 
 
 
 
 
 

                                  

                                                                                Исполнитель: Винюкова Е.В.

                                                                      Специальность: ГМУ

                                                                                 №  зачётной книжки: 07МГБ01482

3 курс, день                                                                                

Руководитель: Петров Д.С.  
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2009 

Содержание: 
 

  1. Раскройте основное содержание евразийской школы  геополитики          (Н.Н. Алексеев, П.Н. Савицкий и др.).
  2. Покажите, в чем проявляются геополитические аспекты глобализации.
  3. Практическое задание. Используя шкалу мощи государств, определите геополитический вес Германии в Евросоюзе.
  4. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Раскройте основное содержание евразийской школы геополитики          (Н.Н. Алексеев, П.Н. Савицкий и др.).

Теория евразийской  цивилизации была создана представителями  социально-философской и культурологической школы евразийцев (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, Л. П. Карсавин). Высокий научный потенциал, заданный этой концепции ее создателями, обеспечил ее актуальность вплоть до наших дней. Обращение к ней необходимо при разрешении вопроса о цивилизационной идентичности России. Более того, сегодня есть политические силы, которые считают, что эта концепция имеет шансы стать основой национальной идеи России. Обратимся же к наследию евразийцев.

Евразийская цивилизация  понималась ими как совокупность народов, существующих в месторазвитии Евразия и объединенных общим местоположением, историей, культурными тенденциями, хотя и разных по происхождению, языкам, религиям. Месторазвитием Евразия (Россия-Евразия) евразийцы называли территорию, приблизительно совпадающую с землями Российской Империи и СССР. Евразийцы отмечали, что разделение этой территории на европейскую и азиатскую части по Уральским горам не оправдано географически: и до Уральских гор, и после мы наблюдаем сходные ландшафты, климат, флору и фауну. В то же время есть серьезные отличия между географически-климатическими условиями территории бывшего СССР и Восточной и Западной Европы — до границы СССР теплые зимы и прохладное лето, мозаично-дробный ландшафт, после границы СССР холодные зимы и жаркое лето и протяженная равнина.

Главная особенность  месторазвития Евразия — флагоподобное  строение. Подобно горизонтальным полосам  на флаге, здесь с севера на юг чередуются сплошные зоны тундры, леса, степи и  пустыни. Месторазвитие не просто некий внешний ареал, в котором развивается цивилизация, это часть симфонической личности цивилизации, ее тело. Отсюда влияние условий месторазвития на жизнь народов, в нем живущих, в нашем случае, народов евразийских.

Поскольку тундра и пустыня слабо заселены, то основу народов Евразии составляют народы Леса и Степи. В основном это славянские (русские, украинцы, белорусы) и туранские (тюркские, финно-угорские и монгольские) народы. Сосуществование в одном геополитическом пространстве, предполагающее тесную связь хозяйственной и политической жизни, наложило на них отпечаток. При всех различиях их религий, антропологических типов, происхождения, евразийцы находили и существенные сходства между ними.

Несмотря на религиозные различия народов Евразии, и для православных славян, и для тюркских мусульман, и для буддистов-бурятов и монголов свойственны переплетение религии с бытом (так называемое бытовое исповедничество), стремление строить государственную политику и жизнь не на корыстных интересах, а на идеях (идеократия), восприятия жизни как судьбы, предопределенной высшей силой (религиозный фатализм).

Исходя из этого, евразийцы делали неожиданный вывод. Подобно тому, как географически  Россия-Евразия есть не Европа, и  не Азия, и не их пересечение, а особая территория — Евразия, и народы Евразии не делятся на европейцев (славяне) и азиатов (туранцы), все они евразийцы. Основоположники теории евразийства много сделали для того, чтобы показать неевропейскую, евразийскую природу самого русского народа.

Евразийцы считали, что русские должны избавиться от плена западнических идей, осознать, что они не являются европейцами и никто в Европе их таковыми и не считает, принять свою близость к восточным народам и исходить из нее в политике.

Географические и культурные особенности евразийской цивилизации диктуют ее историческое, политическое и экономическое своеобразие. Прежде всего, в месторазвитии Евразия с древних времен наблюдается тенденция к политической интеграции.

Как отмечал  П. Н. Савицкий, сама природа евразийского пространства препятствует сепаратизмам и принуждает к взаимообщению народов, потому что южные, степные области, где возможно скотоводство и отчасти земледелие, но нет лесов, не могут вести полноценную хозяйственную жизнь без северных областей, где очень много ценной древесины, и полезных ископаемых, но мало земель, пригодных для сельского хозяйства.

Далее, в Евразии  всегда существовало сильное, авторитарное государство. Попытка установить в  Евразии демократию западного образца  обречена закончиться распадом Евразии, социальным хаосом. Евразийский правовед Н. Н. Алексеев отмечал, что демократия есть удел малых государств Запада, евразийское, равнинное месторазвитие и сами масштабы евразийской государственности предполагают сильную и централизованную власть. Добавим, что суровый климат и постоянная внешняя угроза не могли не сформировать здесь устойчивой коллективистской ментальности.

Итак, евразийская  цивилизация есть совокупность славянских и туранских народов, живущих  в месторазвитии Евразия и  объединенных исторической судьбой  и сходствами культуры и жизнеустройства. Для евразийской цивилизации на всех этапах ее развития — от Золотой Орды до СССР — были свойственны тенденции к объединению и созданию сверхдержавы, коллективизм, сильная власть, господство религиозного (как минимум, псевдорелигиозного) идеала — идеократия.

Можно выделить несколько исторических периодов евразийской  цивилизации. Первый- государства кочевников (с первого тысячелетия до н. э. до 14 века н.э.), когда последовательно  сменяли друг друга империи скифов, гуннов и монгол. Правящим слоем там были кочевники, идеологией — язычество. Второй период — эпоха русского владычества в Евразии (с 14 века по 1917 год). Это русские государства: Московское царство и Петербургская империя Романовых. Московское царство для евразийцев, как и для славянофилов — высшая точка развития русской истории. Период Российской Империи евразийцы оценивали негативно, называя его «романо-германским игом». По их мнению, Петр отказался от евразийской идентичности, попытался насадить западную культуру и политические традиции.

Благодаря реформам Петра, русские стали осознавать себя не последним православным царством, а культурной провинцией Европы, к  другим, туранским народам Евразии  относиться не как к союзникам  и братьям, а как к «варварам». Наконец, произошел раскол в самом русском обществе: дворянство стало чувствовать себя европейцами в «Азии», простонародье стало воспринимать свою собственную аристократию как иностранцев. Итогом стала Октябрьская Революция, которую евразийцы понимали как стихийный ответ русского народа и других народов Евразии на насильственную европеизацию. Она открыла третий, советский период истории Евразии. Революция Октября 1917 года, по мнению евразийцев, объективно была национально-освободительной, она свергла немецкую династию, триста лет правившую Россией, прозападный правящий слой, вырвала страну из пут западного капитала, которые, все более стягиваясь, превращали наше отечество в неявную колонию Запада.

Евразийцы воспринимали как полезные находки многие новшества, принесенные революцией — федерализм, однопартийную систему, комсомол, Советы. Позитивным евразийцы считали и то обстоятельство, что правящий слой теперь формировался из представителей всех народов и сословий Евразии. Евразийцы видели в этом возвращение к подлинно евразийским тенденциям Московского царства, когда, по выражению Савицкого, «в Кремле звучала татарская речь». Однако евразийцы резко критиковали сами идеи коммунизма, считая их ложными и не подходящими к Евразии с ее культурной спецификой. Они предсказывали, что это несоответствие евразийского духа и западнической марксистской идеи рано или поздно погубит СССР. Они надеялись, что после новой «Смуты», когда Запад постарается воспользоваться дезинтеграцией евразийского пространства в своих целях, Евразия возродится, вобрав все лучшее от советского прошлого, но вооружившись при этом новой аутентичной евразийской идеологией, опирающейся на ценности традиционных религий Евразии — православия, ислама и буддизма. Евразийцы не ошиблись в той части прогноза, которая касалась распада СССР, хочется думать, что и оптимистическая часть прогноза — о возрождении величия России-Евразии также оправдается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Покажите, в чем проявляются  геополитические  аспекты глобализации.

Глобализация  — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенитета государств. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на дела внутри государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Необходимо отличать форму глобализации в рамках империй (таких, например, как Британская), которые  простирались на огромные пространства и объединяли их в единую политическую и экономическую систему, от современных  форм глобальных потоков, характеризующихся, во-первых, громадными инвестициями промышленно развитых стран в экономики друг друга через многонациональные корпорации, а во-вторых, высоким уровнем движения капиталов.

Первоначально, развитие взаимосвязей между народами и странами протекало в форме экспансии Европы, а затем Запада в целом, поэтому глобализация означала, в сущности, европейскую, западную глобализацию. Ныне же процессы регионализации и глобализации охватили весь земной шар.

Интенсификация  этих процессов способствовала расширению функций и сфер ответственности национального государства, с одной стороны, и эрозии его возможностей эффективно справляться с предъявляемыми к нему требованиями, с другой стороны. Товары, капиталы, люди, знания, образы, оружие, наркотики и т.д. стали легко пересекать государственно-территориальные границы. Транснациональные сети, социальные движения и отношения проникли почти во все сферы человеческой деятельности. Существование глобальных систем торговли, финансов и производства связало  воедино процветание и судьбу домохозяйств, коллективов и целых наций по всему миру. Таким образом, государственно-территориальные границы становятся все больше прозрачными.

Информация о работе Геополитика