Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 07:56, курсовая работа
В начале XX века громкую известность получила новая наука - геополитика (термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В сфере познания она играет несколько своеобразную роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала скандальную славу. В СССР ее запретили в 1934 г., в Германии пытались признать преступной на Нюрнбергском трибунале в 1946 г., в остальном мире ею пользуются, ее изучают, но при этом как-то стесняются ссылаться на геополитические данные, предпочитая изливать водопады лицемерной болтовни о правах человека и о мире во всем мире.
Введение
1 Геополитика в ее историческом развитии 6
1.1 Геополитические школы в России 6
1.2 Исторические отношения с Западом 13
1.3 Трагедия 1991 года 20
2 Задачи современной российской геополитики 22
2.1 Геополитика и современные проблемы этногенеза 22
2.2 Разработка военной политики России 26
3 Вооруженные конфликты 33
3.1 Исторические предпосылки национальных конфликтов 33
4 Россия как новая Европа 45
Заключение
Список использованной литературы
Для того чтобы понять цели и задачи американской геополитики необходимо заглянуть глубже и вспомнить о меморандуме Совета международных отношений от 1939 года, который широко обсуждался в политических кругах Вашингтона и был встречен одобрением со стороны Франклина Делано Рузвельта и его администрации.
Вкратце его суть сводится к следующему: война в Европе неминуема. Как следствие грядущей войны США должны взять на себя прежнюю роль Британской империи как мирового властелина. В ряду встреч между представителями госдепартамента США и Совета международных отношений (Council on Foreign Relations) в 1939 году были детально выработаны планы принятия США бывшей роли Британской империи в качестве мирового властелина. Эти планы, подчеркивают американские профессора Мишио Каку и Даниель Ахелдьрод в своей книге «Выиграть ядерную войну» в последствии воплотились в основных документах «холодной войны», NSC 20/1 и NSC 68. В протоколах заседаний Совета по послевоенной международной политики Комитета безопасности при Совете международных отношений подчеркивается, что «Британская империя так как она существовала в прошлом перестанет существовать.
США предназначено перенять её роль... США должны создать идеологию и глобальный стратегический план которые позволят им навязать свои односторонние условия мира. Послевоенное устройство мира должно превратиться в всеохватный, мирового масштаба Pax Americana»,а геополитические силовые регионы предвоенного мира должны консолидироваться в единое гемогенное геополитическое пространство под американским господством.
В отличии от Великобритании и старого Pax Britanica, аксиома которого была сравнительный перевес силы Великобритании в контексте международной системе баланса сил, грядущей мировой Pax Americana должен был основываться на решающем перевесе силы США в мире. Этот принцип был не только несовместим, но и в корне отрешал старую концепцию баланса сил. Позже в 1940-41 годах и, в особенности после подписания Атлантической хартии в 1941 году и конференции глав стран-союзников в Касабланке в 1943 году, Великобритании и США, была выработана основная стратегическая концепция США, которая известна как «установление решающего перевеса силы США» в послевоенном мире - доктрина Рузвельта.
Концепция «сдерживания» начала таким образом оформляться уже 1939 году в сугубо военных терминах. «NSC 68 является документом в котором принципы эскалации и доминации внешней политики США основанной на угрозе применения силы наиболее ярко выражены...Без подавляющего военного преимущества, политика «сдерживания» - которая в своей сущности является политикой планированного и осуществляемого постепенного давления и принуждения - невозможно».
Американская доктрина установления «решающего перевеса силы США в мире» и связанное с этой доктриной геополитический императив политического и экономического контроля над ключевыми регионами мира, и прежде всего Евразии, являлись первопричиной «холодной войны». Т. е. Можно сказать что фундамент, первопричина и цели «холодной войны» были заложены еще в период второй мировой войны. Основным препятствием для установления мирового господства США было существование Советского Союза . Или как это сказано в документе NSC 20/1 «Роль Советского Союза как основной силы Евразии стратегически и политически совершенно неприемлема для США». Императивы имперского мышления США, вскормленного на тех же амбициях мирового господства как и гитлеровская Германия, повелевали никогда не мириться с существованием второй супердержавы могущей поддерживать баланс сил в мире и ограничивать наступательный американский империализм.
Американские амбиции требовали положить конец геополитическому сосуществованию Советского Союза и низвести своего геополитического соперника до уровня вассального государства и сырьевой базы. Необходимо подчеркнуть, что в период после окончания второй мировой войны США выступили не только как приемник Великобритании, но и как приемник нацисткой Германии в качестве злейшего врага Советского Союза, уничтожение которого отныне становилось категорическим императивом «политики как продолжение войны иными средствами» Соединённых Штатов. США - Левиафан, Атлантическая морская сила - готовились к решающей схватке с Советским Союзом - Бегемотом, ведущей Евразийской континентальной силой.
С геополитической точки зрения стратегия установления американского мирового господства базируется на геополитических концепциях и работах Х. Маккиндера и Н. Спайкмена, и заключается в том, что геополитические цели США требуют установления американского господства на Евразийском континенте. Как Маккиндер писал «тат кто контролирует Евразию, тат господствует над Мировым островом. Кто правит над Мировым островом, тот господствует над миром». Эти геополитические цели императивно требовали не только утверждения американской гегемонии над Западной Европой, но и завоевание Восточной Европы, - одного из ключевых регионов для Маккиндера - а также, что самое главное, разрушение СССР в качестве государственного и геополитического образования, являющегося не только «осевым регионом» Евразии - Heartland - но и основной континентальной силой препятствующей американским планам мирового господства.
Известный американский историк «холодной войны» профессор Дж. Галдис замечает, что стратегический план сдерживания заключался в указанном документе не только в установлении «решающего перевеса силы США в мире», но и в разрушении всех геополитических регионов, где могли бы образоваться и консолидироваться геополитическая, экономическая и военная мощь, которая могла бы представлять потенциал угрозы или конкуренции США. Джордж Кеннеди, духовный отец понятия «сдерживания», подчеркивал, что после окончания второй мировой войны таких регионов было четыре: Великобритания, Германия, Япония и СССР. Стратегическая цель США - взять под свой контроль эти регионы. Выдающийся французский политический деятель де Голь заметил со скорбью, что страны Западной Европы перестали существовать как независимые политические государства - их внешняя политика оказалась всецело в руках Вашингтона. СССР руководимый Сталиным, противостоял американской агрессии и взял под свою защиту страны Восточной Европы. Т.о. из четырёх геополитических пространств, могущих стать геополитическим соперником США, только одно, - большое пространство СССР, осталось вне сферы гегемонии США.
Внешняя политика США--война иными средствами,
причем не только внешняя политика но
и экономический империализм под лозунгом
«открытых дверей». Поскольку для Америки
нет принципиального различия между войной
и миром , то установившееся положение
вещей после второй мировой войны -- военный
мир, иными словами т отальная война или,
как сказано в NSC 20/1, « тотальная политическая
война , конечной целью которой являлась
безоговорочная капитуляция Советского
Союза». Промежуточными целями США в отношении
СССР были следующие: геополитическое
ограничение силы и влияния СССР. Любые
сферы влияния в Восточной Европе должны
быть ликвидированы , что требует перехода
Восточной Европы в сферу американского
влияния. Но это недостаточно: в первую
очередь балтийские союзные республики
и Украина должны отделится от СССР.
компрометация идеологии геополитического
противника, включая, с одной стороны,
теологизацию американской идеологии
в качестве универсального мировоззрения,
возведенного в статус , если не воли всевышнеего,
как президент Вудро Вильсон утверждал
в прошлом, то по крайней мере естественного
права, а с другой --демонизация всякой
идеологии, представляющей потенциальную
угрозу для гегемонии США. Репрессивная
диалектика процесса теологизации - демонизации
приводит к тому, что правительства, не
признающие абсолютного политического
авторитета Вашингтона являются тоталитарными
режимами, представляющими собой идеологических
противников и должны быть уничтожены
подобно еретикам, сжигавшимся на кострах
папской инквизиции. Не случайно выдающийся
немецкий юрист Карл Шмитт заметил, что
американская политическая теология более
ортодоксальна, чем католическая ортодоксия
в прошлом и содержит в себе такой же заряд
доктринарной нетерпимости как и инквизиция
в далеком прошлом. В идеологическим
отношении документ 20/1 базируется на следующих
установках. Авторитет Вашингтона беспрекословен
и не может быть поставлен под сомнение.
Не может быть национальных интересов
, идущих вразрез с национальными интересами
Вашингтона. Они являются противоестественными
и по отношению к ним не может быть никакой
терпимости. Вывод: «Наши цели в отношении
Советского Союза, если они не могут быть
осуществлены средствами граничащими
с войной, должны быть достигнуты с помощью
самой настоящей войны, ибо наша задача
свергнуть советскую власть и разрушить
СССР». Далее в документе говорится, что
геополитические цели США , по существу,
-- военные цели. Каковы же они? Во-первых
, уничтожить сферу советского влияния
в Восточной Европе. Это достигается с
помощью экономического проникновения,
т.е. экономика также входит в арсенал
продолжения войны иными средствами. Именно
поэтому государственный секретарь Маршалл,
выступая в Гарварде в 1947 году, заявил,
что его план «военные действия, осуществляемые
при помощи экономики, цель которых , с
одной стороны--сделать Западную Европу
полностью зависимой от Америки, с другой--подорвать
влияние СССР в Восточной Европе и подготовить
почву для установления американской
гегемонии в этом регионе. » Помимо того,
в NSC 20/1 утверждается: «Наша первая цель
в отношении России--поощрять и активно
содействовать путем применения средств
граничащих с войной уничтожению советского
влияния в Восточной Европе и превращение
этого региона в сферу нашего влияния.
Вторая цель--изменение границ Советского
Союза и отделение от него, в первую очередь,
Балтийских стран и Украины. Для этой цели
надлежит поощрять и инициировать любые
сепаратистские движения в Советском
Союзе, ибо сепаратистские движения, правильно
организованные, являются самым лучшим
средством для уничтожения советской
мощи и расчленения СССР ». Конечная цель
США --полное расчленение Советского Союза.
Эта цель включает в себя следующие компоненты:
На территории распавшегося СССР не может
сохраняться военно-экономический потенциал,
который в будущем, вне зависимости от
социального строя этой территории, мог
бы возродиться, консолидироваться и стать
потенциальной угрозой американской гегемонии.
Геополитическое пространство бывшего
Советского Союза должно быть перманентно
расчленено. Бжезинский теперь называет
это сохранением геополитического плюрализма,
который необходим для предотвращения
консолидации этого геополитического
пространства в будущем. Соединенные
Штаты должны на останках бывшего Советского
Союза установить правительство , которое
полностью признало бы авторитет Вашингтона
и беспрекословно ему подчинялось. США
должны создавать перманентные каналы
влияния чтобы не допустить политического
возрождения того, что называлось некогда
Советским Союзом. Квази-правительственная
квинслинговская структура, которую документ
рассматривал как единственно приемливую
для побежденной России, можно было бы
назвать своего рода русским эквивалентом
Виши режима маршала Пэтена в побежденной
Франции в прошлом ( 10 ).
1.3.Трагедия
1991 года
Обозревая
трагические события последних лет, приходишь
к выводу, что события в Советском Союзе
развивались в точности по американскому
сценарию. Неоспоримым фактом является,
что замыслы Вашингтонских стратегов
превратились в действительность именно
в той последовательности в какой и намечались.
В 1989 году тайная война против социалистического
лагеря привела к свержению законных правительств
в Восточной Европе, а в следующем году
и к расторжению Варшавского договора.
На этой первой стадии США удалось полностью
вытеснить СССР из восточноевропейского
региона, что привело к резкому ухудшения
не только внутреннего положения в СССР,
но и к решающему ослаблению геополитической
позиции страны. С помощью контрреволюционного
переворота в 1991 году и последующего Беловежского
преступного сговора завершился второй
этап по разгрому и уничтожению советской
супердержавы , переставшей существовать
в своих исторических границах как интегрированное
и защищенное геополитическое пространство.
Начиная с 1991 года, и в особенности после
совещания в верхах НАТО в Риме в том же
году, США уверенно пошли к выполнению
следующей цели-- захвату Восточной Европы
под лозунгом расширения НАТО, следуя
геополитическому императиву Макиндера:
«тот кто господствует над Восточной Европой,
тот господствует над Еврзией». Американский
сенатор Конноли совершенно недвусмысленно
заявил в 1949 году что «Атлантический Пакт
и НАТО являются логическим расширением
сферы применения доктрины Монро». И вот
теперь США осуществляют очередное расширение
сферы применения своей доктрины Монро,
по своей геополитической значимости
вполне сравнимое с доктриной Трумэна
в прошлом. Очевидно, что план расширения
НАТО--это план для захвата и удержания
власти на государствами. Эта рабочая
формула порабощения народов, наука подрыва
и уничтожения суверенитета государств,
опирающиеся сперва на квислинговские
структуры и криминальные элементы, а
потом на «партии подчинения». Что же касается
Балканского полуострова, то для его порабощения
США не сочли нужным прибегать к какой
- либо маскировке. В данном случае американской
аргументацией были откровенные средства
разбоя и насилия, акты агрессии и геноцида
в Югославии. Основной целью НАТО в настоящее
время является, с одной стороны, сдерживание
Западной Европы, с другой, захват Восточной
Европы. Наконец, явно наметилась тенденция
расчленения уже самой России. Ее наглядным
прототипом служит война в Чечне, которая
планировалась в Вашингтоне сразу же после
распада СССР. Что же касается экономического
пространства России, то его разрушение
проводится под девизами приватизации,
разоружения, конверсии. Насколько эффективен
этот план видно хотя бы из того неоспоримого
факта , что в течение считанных лет после
распада Советского Союза урон нанесенный
промышленности превышает потери СССР
во время второй мировой войны. Комментарии,
как говорится, излишни. После захвата
Восточной Европы Соединенными Штатами
под маской расширения НАТО и упрочнения
американской доминации над Балканским
полуостровом, в чем и заключается суть
агрессивной войны против Югославии, можно
ожидать, что локальные конфликты подобные
войне в Чечне вспыхнут и в других регионах
России и настанет час последнего, заключающего
этапа американского геополитического
сценария-- расчленение уже не Советского
Союза, а России, и превращение осколков
российской государственности в колониальное
экономическое пространство ( 10 ).
Осознание Россией своей новой роли в изменяющемся мире требует определения ее долгосрочных стратегических интересов, выбора ближайших и отдаленных приоритетов, формирования систем "обратной связи", регистрирующих вектор движения страны и меру его расхождения с намеченной траекторией. Необходима доктрина национальной безопасности, рассчитанная на длительную перспективу --на 15--20--25 лет, на первую четверть наступающего XXI века. Попытки формирования такой доктрины в последние годы предпринимались неоднократно.
В основе предлагаемой в материалах Совета безопасности РФ [1] доктрины национальной геополитической безопасности лежит известная концепция "стабильного развития" (2). Однако при этом не предлагается каких-либо конкретньх технологий оценки эффективности защиты национальной безопасности при использовании тех или иных стратегий. Не содержат подобных рекомендаций и исходные документы бразильской конференции, оставаясь скорее протоколом о намерениях, а не программой действий.
Аналогичную недосказанность обнаруживаем и в докладе "Национальная доктрина России: Проблемы и приоритеты" (3). Декларируя в качестве национальной цели "выживание нации", авторы этого добротного (с позиций приводимого фактического материала) документа остаются в ограниченных рамках "гуманитарного пространства", гуманитарной геополитики, привлекая к анализу и прогнозу весьма узкий круг явлений и процессов, тогда как большая часть глобальных феноменов и глобальных опасностей -- экологического, технологического, эпидемиологического, демографического, культурно-образовательного характера --- остается вне поля зрения. Даже если признать "выживание" цепью национально-государственного развития, по видимому, следует указать и основные факторы. обеспечивающие это выживание, дать оценку их вклада в конечный результат. прогнозы применения тех или иных стратегий, оценить затраты необходимые для реализации соответствующих альтернативных вариантов общественной динамики.
На необходимости уточнения содержания самого понятия "национальная безопасность" применительно к стабильному существованию социальных объектов справедливо настаивает И.А.Лазарев ( 6 ), но, к сожалению, не подкрепляет этот тезис ни концептуальными, ни методическими предложениями.
<