Геополитика исламской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:25, реферат

Описание работы

История ислама, второй по численности последователей мировой религии, ведет свое начало с 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед, спасаясь от преследований, бежал из Мекки в Медину. Со временем возник исламский мир — сообщество 48 государств, в которых большинство населения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев ислама составляет пятую часть населения Земли (мусульманами считают себя 20%), или 1,3 млрд человек.
Понятие «исламский мир» достаточно условно. Этот термин охватывает два географически разнородных региона.
Так называемый мусульманский Восток — арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Южной и Юго-Восточной Азии — Афганистан, Иран, Пакистан и Турцию. В этих странах ислам выступает определяющим фактором общественной жизни.

Содержание

1)Введение
2)Исламский мир в геополитике
2.2) Исламский экстремизм
2.3) Геополитический вектор Ирана и Турции
2.4) Саудовская Аравия на геополитическом пространстве
2.5) Афганистан и Пакистан - боевой отряд исламизма
3) Геополитическое противостояние исламского мира
3.2)Исламский мир и Запад
3.3) Исламский мир на постсоветском пространстве
4)Заключение

Работа содержит 1 файл

Гаополит..doc

— 91.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

(МГУПИ)

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Геополитика

на тему: «Геополитика исламской цивилизации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки

3 курса ГМУ 

Смирнова  Анастасия

Группа 0906

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание:

1)Введение

2)Исламский мир в  геополитике 

  2.2) Исламский экстремизм

  2.3) Геополитический вектор Ирана и Турции

  2.4) Саудовская Аравия на геополитическом пространстве

  2.5) Афганистан и Пакистан - боевой отряд исламизма

3) Геополитическое противостояние исламского мира

  3.2)Исламский мир и Запад

  3.3) Исламский мир на постсоветском пространстве

4)Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение:  

 История ислама, второй  по численности последователей  мировой религии, ведет свое  начало с 622 г. н.э., когда пророк  Мухаммед, спасаясь от преследований,  бежал из Мекки в Медину. Со  временем возник исламский мир — сообщество 48 государств, в которых большинство населения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев ислама составляет пятую часть населения Земли (мусульманами считают себя 20%), или 1,3 млрд человек.   

 Понятие «исламский  мир» достаточно условно. Этот  термин охватывает два географически разнородных региона.   

 Так называемый мусульманский Восток — арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Южной и Юго-Восточной Азии — Афганистан, Иран, Пакистан и Турцию. В этих странах ислам выступает определяющим фактором общественной жизни.   

 Другим является  так называемый мусульманский Север, включающий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавказе и в Центральной Азии, мусульманские регионы России (где мусульманами считают себя 15 млн человек). Правда, мусульманский Север заметно отличается от Востока. В советский период атеизм значительно подорвал здесь исламские традиции. По этой причине фактором наднациональной идентичности выступали клановые отношения, но не ислам.   

 За пределами этих двух наиболее крупных ареалов исламского мира быстро растут мусульманские общины в странах Запада: в США (5,7 млн), во Франции (3 млн), в Германии (2,5 млн), Великобритании (1,5 млн).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исламский мир в геополитическом мире

2.1 Исламский мир в геополитике  

 В современном мире мусульманские государства выступают важным фактором геополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссальными запасами нефти и газа, здесь происходит интенсивное движение мировых капиталов, во многом благодаря тому, что через этот регион проходят основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией.   

 В мире интерес  вызывает феномен “исламского  возрождения” в странах Ближнего  и Среднего Востока. Решающий  толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г в Иране. По напряжению общественных сил в Иране и в мире, числу жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах Третьего мира. Революция в Иране оказала значительное влияние на все страны исламского мира.   

 Быстрому росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, то в 2000 г. — уже 23%, а, по прогнозам, к 2025 г. составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты.  

 Сам исламский мир  идеологически расколот: 80% — это  сунниты, 20% шииты. Из-за своей разнородности и многообразия мусульманский мир не стал единым центром силы. Исламский мир неоднороден политически, отсутствуют объединительная идея. Но в сфере внешней политики многие мусульманские государства пытаются закрепить за собой политическую нишу на международной арене, мотивируя ее религиозными мотивами. Другой характерной приметой внешней политики большинства стран Ближнего Востока и Персидского залива стал ярко выраженный антиамериканизм.   

 В настоящее время  все обиды и претензии арабского  мира вылились в национально-религиозный протест, соединились в новой интернациональной идее арабских идеалистов — «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи», которые направлены прежде всего против Запада. Однако большинство российских востоковедов уверены в том, что весьма трудно ожидать сплочения мусульманского мира на антизападной платформе. Как и прежде, за фасадом заявлений об исламской солидарности или арабском единстве скрываются серьезные внутренние споры и разногласия. С этой точки зрения само понятие «мусульманский мир» выглядит во многом политической абстракцией.

2.2Исламский экстремизм  

 Идеи «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи» взяли на вооружение в основном действующие на международной арене исламские неправительственные религиозно-политические организации, исповедующие экстремизм и террористические методы. Для этих исламистских организаций характерно агрессивное отношение к европейско-христианским духовным ценностям, использование ислама как революционной идеологии, проповедь строгих правил общественной жизни, обязательных для «истинных» мусульман, что превращает веру в радикальную идеологию.  

 На рубеже XX—XXI вв. в мусульманском мире появилось  огромное количество экстремистских организаций. Американская тактика, нацеленная на контроль за экстремизмом в исламском мире, себя не оправдала. Джинн, выпущенный США из бутылки в Афганистане (движения «Талибан» и «Аль-Каида»), вместо того, чтобы держать в напряжении Россию и Китай, ограничивать свободу их маневра в регионе, повернул против своего создателя — США.   

 Наиболее крупные  из них: «Мировой фронт джихада»  — Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами, созданный Бен Ладеном, подписавшим соглашение о сотрудничестве с лидерами египетской организации «Джихад» М. Хамзой и А. аль-Завахири.  

 Международная организация  «Исламская партия освобождения» (Хизбут-Тахрир аль-Исламия) ставит своей целью возрождение исламской умы, «освобожденной от чуждых идей, систем и законов», а также восстановление исламского халифата. Исламская партия освобождения призывает искоренить коррупцию и бедность в исламском мире с помощью строгого применения шариата. Идеологи Исламской партии освобождения считают антитеррористические операции в Афганистане и Ираке «войной США против ислама», восхваляют действия палестинцев-смертников, требуют вывести из Центральной Азии войска антиталибской коалиции, а мусульман всего мира призывают участвовать в джихаде и защищать веру.  

 Крупная неправительственная  организация «Народная исламская конференция» возникла в 1990-е годы в Хартуме, поставив перед собой задачу полного освобождения Иерусалима и оккупированных Израилем территорий, она также поддерживает освободительные движения мусульман в Боснии, Косово, Кашмире и Чечне.

В Ливии проводит свои идеи «Всемирное исламское народное руководство», которое не только пропагандирует ислам, но и оказывает военно-политическую поддержку экстремистским религиозно-политическим движениям. Множество радикальных религиозных организаций действуют в Пакистане, куда стеклись исламисты из «горячих точек» — Афганистана, Боснии, Кашмира. Исламабад почти открыто поддерживает международный экстремизм, что является важным элементом антишиитской направленности его политики.  

 Эксперты считают, что источники финансирования исламистских экстремистских неправительственных организаций различны: благотворительные и религиозные организации, богатые аравийские страны, Международный исламский университет в Исламабаде, каирский Аль-Азхар, бруклинский Центр беженцев «Алькифах», Пакистан, ЦРУ. Хорошее финансирование позволяет неправительственным религиозно-политическим организациям создать разветвленную информационно-пропагандистскую сеть по всему миру, активно использовать Интернет и спутниковые телефоны. Экстремистские группировки часто распадаются и возникают вновь уже совсем под другими названиями, что затрудняет их идентификацию и делает почти неуловимыми.  

 Можно констатировать, что в исламском мире осуществляется  эксперимент — попытка с помощью экстремистских методов реализовать особый исламский проект, сочетающий идеи вооруженного джихада против Запада с консервативным утверждением ислама. Этот проект носит транснациональный характер, объединяя сотни выходцев из Центральной Азии, арабов, суданцев, йеменцев, палестинцев, а также мусульман-уйгур из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.  

 Вместе с тем, в большинстве государств - Ближнего и Среднего Востока наиболее влиятельными являются не религиозные, а светские экономические и политические объединения — ОПЕК, Совет арабского сотрудничества, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Союз арабского Магриба. Практически единственной мусульманской организацией, действующей на государственном уровне, является организация «Исламская конференция» (ОИК), однако членство в ней не предполагает исламского характера внутренней политики участников и не накладывает на них обязательств по введению шариата. Многие современные наблюдатели обращают внимание на то, что деятельность ОИК пока не принесла особых результатов, поскольку так и не смогла объединить мусульманские страны общими целями.   

 На неправительственном уровне в мусульманском мире наибольшую известность в последние годы приобрели такие организаций, как Лига исламского мира и Всемирный исламский конгресс. Однако и они не смогли сформировать общий вектор «мусульманской» внешней политики для сближения позиций разных стран. Даже те государства Ближнего и Среднего Востока, которые декларируют во внешней политике идеи распространения ислама, в действительности на практике занимают весьма прагматичную позицию.

2.3Геополитический вектор Ирана и Турции  

 В геополитических  вопросах на постсоветском пространстве  Иран сыграл позитивную роль.  

 В одном случае  в урегулировании межтаджикского конфликта. Иран опасался усиления этнической нестабильности в регионе, что неизбежно усилило бы и его сложные внутренние этнические проблемы. В карабахском конфликте Иран стал на сторону христианской Армении, проявив здравый смысл и не поддавшись солидарности с единоверным Азербайджаном.  

 Российские эксперты  подчеркивают, что иранское политическое  руководство обеспокоено возможностью  повторения «афганской модели»  в Иране для свержения теократического  режима Тегерана и замены его  прозападным, поскольку США поддерживают антиклерикальные силы в Иране.  

 Основная проблема  в том, что Иран уязвим с  точки зрения этнических конфликтов: из 65-миллионного населения страны только чуть более половины населения персы, четвертую часть составляют азербайджанцы, а остальную четверть — разнообразные меньшинства: курды, туркмены и арабы. Азербайджанцы и персы представляют определенную опасность для национальной целостности Ирана.  

 Это постоянно пытаются  использовать американцы для  усиления нестабильности в регионе, поддерживая постсоветский Азербайджан в его имперских устремлениях к созданию так называемого «Большого Азербайджана».   

 Другой причиной  нестабильности на мусульманском  Востоке является «вечная вражда» Ирана и Турции, поскольку каждое из государств имеет свои имперские устремления. Турки и персы исторически противостоят друг другу в исламском регионе. Каждое государство имеет свою концепцию исламского общества, их устремления направлены к расширению геополитических сфер влияния. В случае обострения отношений между Ираном и Турцией весь регион будет охвачен массовыми беспорядками, при этом можно прогнозировать, что этнические конфликты выйдут из-под контроля. Турция вполне может стать жертвой региональных этнических конфликтов, поскольку имеет в своем составе примерно 20% курдов, проживающих в основном в восточных регионах страны. Иракские и иранские курды активно втягивают турецких курдов в борьбу за национальную независимость. Поэтому обострение внутренних конфликтов в Турции способно стимулировать курдов к стремлению получить полную национальную автономию.  

 Современные геополитики  часто называют Турцию постимперским государством, которое сегодня пребывает в ситуации определения своего геополитического вектора. При этом возможно развитие трех сценариев:  

- прозападные модернисты  стремятся превратить ее в  европейское государство;  

- правоверные исламисты,  напротив, ориентируются на Ближний  Восток и мусульманский мир;  

 современные националисты обращают свой взор в сторону постсоветского пространства и России — они видят новое предназначение тюркских народов в создании Великой тюркской империи, включая бассейн Каспийского моря и Среднюю Азию.   

 Турция стремится предстать  в роли «освободительницы» своих  братьев по вере от долгого российского гнета. Но идеи пантюркизма и панисламизма не получили широкого отклика на постсоветском пространстве, отчасти из-за продолжительного атеистического советского прошлого центрально-азиатских народов, которые во многом утратили восприимчивость к воинственным религиозным призывам.   

 Ни Турция, ни Иран не смогли  закрепиться в Центральной Азии, частично успешной оказалась  лишь их политика в Закавказье. Но и здесь Иран не сумел  создать клерикальную опору наподобие  той, на которую он опирается  в Ливане или Афганистане. Шансы на утверждение «иранской модели» в Азербайджане ничтожны — во многом потому, что в качестве образца там избрали светскую кемалистскую Турцию.

Информация о работе Геополитика исламской цивилизации