Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:25, реферат
История ислама, второй по численности последователей мировой религии, ведет свое начало с 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед, спасаясь от преследований, бежал из Мекки в Медину. Со временем возник исламский мир — сообщество 48 государств, в которых большинство населения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев ислама составляет пятую часть населения Земли (мусульманами считают себя 20%), или 1,3 млрд человек.
Понятие «исламский мир» достаточно условно. Этот термин охватывает два географически разнородных региона.
Так называемый мусульманский Восток — арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Южной и Юго-Восточной Азии — Афганистан, Иран, Пакистан и Турцию. В этих странах ислам выступает определяющим фактором общественной жизни.
1)Введение
2)Исламский мир в геополитике
2.2) Исламский экстремизм
2.3) Геополитический вектор Ирана и Турции
2.4) Саудовская Аравия на геополитическом пространстве
2.5) Афганистан и Пакистан - боевой отряд исламизма
3) Геополитическое противостояние исламского мира
3.2)Исламский мир и Запад
3.3) Исламский мир на постсоветском пространстве
4)Заключение
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»
(МГУПИ)
Реферат
по дисциплине: Геополитика
на тему: «Геополитика исламской цивилизации»
Студентки
3 курса ГМУ
Смирнова Анастасия
Группа 0906
Москва 2012
Содержание:
1)Введение
2)Исламский мир в геополитике
2.2) Исламский экстремизм
2.3) Геополитический вектор Ирана и Турции
2.4) Саудовская Аравия на геополитическом пространстве
2.5) Афганистан и Пакистан - боевой отряд исламизма
3) Геополитическое противостояние исламского мира
3.2)Исламский мир и Запад
3.3) Исламский мир на постсоветском пространстве
4)Заключение
1.Введение:
История ислама, второй по численности последователей мировой религии, ведет свое начало с 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед, спасаясь от преследований, бежал из Мекки в Медину. Со временем возник исламский мир — сообщество 48 государств, в которых большинство населения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев ислама составляет пятую часть населения Земли (мусульманами считают себя 20%), или 1,3 млрд человек.
Понятие «исламский мир» достаточно условно. Этот термин охватывает два географически разнородных региона.
Так называемый мусульманский Восток — арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Южной и Юго-Восточной Азии — Афганистан, Иран, Пакистан и Турцию. В этих странах ислам выступает определяющим фактором общественной жизни.
Другим является так называемый мусульманский Север, включающий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавказе и в Центральной Азии, мусульманские регионы России (где мусульманами считают себя 15 млн человек). Правда, мусульманский Север заметно отличается от Востока. В советский период атеизм значительно подорвал здесь исламские традиции. По этой причине фактором наднациональной идентичности выступали клановые отношения, но не ислам.
За пределами этих двух наиболее крупных ареалов исламского мира быстро растут мусульманские общины в странах Запада: в США (5,7 млн), во Франции (3 млн), в Германии (2,5 млн), Великобритании (1,5 млн).
2. Исламский мир в геополитическом мире
2.1 Исламский мир в геополитике
В современном мире мусульманские государства выступают важным фактором геополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссальными запасами нефти и газа, здесь происходит интенсивное движение мировых капиталов, во многом благодаря тому, что через этот регион проходят основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией.
В мире интерес
вызывает феномен “исламского
возрождения” в странах
Быстрому росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, то в 2000 г. — уже 23%, а, по прогнозам, к 2025 г. составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты.
Сам исламский мир идеологически расколот: 80% — это сунниты, 20% шииты. Из-за своей разнородности и многообразия мусульманский мир не стал единым центром силы. Исламский мир неоднороден политически, отсутствуют объединительная идея. Но в сфере внешней политики многие мусульманские государства пытаются закрепить за собой политическую нишу на международной арене, мотивируя ее религиозными мотивами. Другой характерной приметой внешней политики большинства стран Ближнего Востока и Персидского залива стал ярко выраженный антиамериканизм.
В настоящее время
все обиды и претензии
2.2Исламский экстремизм
Идеи «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи» взяли на вооружение в основном действующие на международной арене исламские неправительственные религиозно-политические организации, исповедующие экстремизм и террористические методы. Для этих исламистских организаций характерно агрессивное отношение к европейско-христианским духовным ценностям, использование ислама как революционной идеологии, проповедь строгих правил общественной жизни, обязательных для «истинных» мусульман, что превращает веру в радикальную идеологию.
На рубеже XX—XXI вв.
в мусульманском мире
Наиболее крупные
из них: «Мировой фронт
Международная организация
«Исламская партия
Крупная неправительственная организация «Народная исламская конференция» возникла в 1990-е годы в Хартуме, поставив перед собой задачу полного освобождения Иерусалима и оккупированных Израилем территорий, она также поддерживает освободительные движения мусульман в Боснии, Косово, Кашмире и Чечне.
В Ливии проводит свои идеи «Всемирное исламское народное руководство», которое не только пропагандирует ислам, но и оказывает военно-политическую поддержку экстремистским религиозно-политическим движениям. Множество радикальных религиозных организаций действуют в Пакистане, куда стеклись исламисты из «горячих точек» — Афганистана, Боснии, Кашмира. Исламабад почти открыто поддерживает международный экстремизм, что является важным элементом антишиитской направленности его политики.
Эксперты считают, что источники финансирования исламистских экстремистских неправительственных организаций различны: благотворительные и религиозные организации, богатые аравийские страны, Международный исламский университет в Исламабаде, каирский Аль-Азхар, бруклинский Центр беженцев «Алькифах», Пакистан, ЦРУ. Хорошее финансирование позволяет неправительственным религиозно-политическим организациям создать разветвленную информационно-пропагандистскую сеть по всему миру, активно использовать Интернет и спутниковые телефоны. Экстремистские группировки часто распадаются и возникают вновь уже совсем под другими названиями, что затрудняет их идентификацию и делает почти неуловимыми.
Можно констатировать,
что в исламском мире
Вместе с тем, в большинстве государств - Ближнего и Среднего Востока наиболее влиятельными являются не религиозные, а светские экономические и политические объединения — ОПЕК, Совет арабского сотрудничества, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Союз арабского Магриба. Практически единственной мусульманской организацией, действующей на государственном уровне, является организация «Исламская конференция» (ОИК), однако членство в ней не предполагает исламского характера внутренней политики участников и не накладывает на них обязательств по введению шариата. Многие современные наблюдатели обращают внимание на то, что деятельность ОИК пока не принесла особых результатов, поскольку так и не смогла объединить мусульманские страны общими целями.
На неправительственном уровне в мусульманском мире наибольшую известность в последние годы приобрели такие организаций, как Лига исламского мира и Всемирный исламский конгресс. Однако и они не смогли сформировать общий вектор «мусульманской» внешней политики для сближения позиций разных стран. Даже те государства Ближнего и Среднего Востока, которые декларируют во внешней политике идеи распространения ислама, в действительности на практике занимают весьма прагматичную позицию.
2.3Геополитический вектор Ирана и Турции
В геополитических
вопросах на постсоветском
В одном случае в урегулировании межтаджикского конфликта. Иран опасался усиления этнической нестабильности в регионе, что неизбежно усилило бы и его сложные внутренние этнические проблемы. В карабахском конфликте Иран стал на сторону христианской Армении, проявив здравый смысл и не поддавшись солидарности с единоверным Азербайджаном.
Российские эксперты
подчеркивают, что иранское политическое
руководство обеспокоено
Основная проблема в том, что Иран уязвим с точки зрения этнических конфликтов: из 65-миллионного населения страны только чуть более половины населения персы, четвертую часть составляют азербайджанцы, а остальную четверть — разнообразные меньшинства: курды, туркмены и арабы. Азербайджанцы и персы представляют определенную опасность для национальной целостности Ирана.
Это постоянно пытаются использовать американцы для усиления нестабильности в регионе, поддерживая постсоветский Азербайджан в его имперских устремлениях к созданию так называемого «Большого Азербайджана».
Другой причиной
нестабильности на
Современные геополитики
часто называют Турцию
- прозападные модернисты стремятся превратить ее в европейское государство;
- правоверные исламисты, напротив, ориентируются на Ближний Восток и мусульманский мир;
современные националисты обращают свой взор в сторону постсоветского пространства и России — они видят новое предназначение тюркских народов в создании Великой тюркской империи, включая бассейн Каспийского моря и Среднюю Азию.
Турция стремится предстать
в роли «освободительницы»
Ни Турция, ни Иран не смогли
закрепиться в Центральной