Геополитика и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Данная тема была выбрана не случайно в силу специфики состояния и тенденций современной мировой политической ситуации. За последние десятилетия геополитическая картина мира значительно изменилась, появились новые центры силы. На протяжении ХХ века в силу происходивших перемен огромное значение для ведущих государств мира приобретала геополитика.
Геополитика охватывает проблемы мирового сообщества в тех аспектах, которые касаются разработки, принятия и реализации политической стратегии основными действующими лицами, так называемыми акторами международной системы на глобальном, региональном и локальном уровнях. Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне.

Содержание

ПЛАН

Введение……………………………………………………….…………………
3
ГЛАВА І. Основы геополитики………………………………………………...
5
Понятие, сущность и функции геополитики……………………………...
5
Основные идеи и концепции классиков геополитики……………………
7
Геополитика в современном мире…………………………………………
11

ГЛАВА ІІ. Внешняя и внутренняя политика Республики Казахстан...........
13
2.1 Внешняя политика Казахстана в современном этапе...............................
13
2.2 Внутренняя политика и национальная безопасность Казахстана...........
18

ГЛАВА III. Геополитические факторы и их влияние в Казахстане………….
19
3.1 Геополитическое положение Казахстана………………………………….
19
3.2 Казахстан – ворота Китая в Центральную Азию……………………….
23

Заключение……………………………………………………………………….
25

Список использованных литератур…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Геополитика и Казахстан.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Общепризнано, что геополитическая мысль в  собственном понимании этого  слова начинается с немецкого  географа Фридриха Ратцеля (1844 – 1904.) В  его работе «Политическая география» были заложены основы будущей геополитики. Ратцель сравнивает государство с организмом. Государство, так же как и организм, возникает, растет и исчезает. А так как для развития государства нужны обширные континентальные территории, то необходимо расширять границы за счет других государств. Сильные государства должны иметь пространство для своего роста. Только значительное пространство может обеспечить доминирующие позиции в мире, что и должно преследовать государство. Эта концепция была названа концепцией «жизненного пространства» (Лебенсраум). Ратцель сформулировал семь основных законов пространственного роста государства:

  1. Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.
  2. Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.
  3. Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств
  4. Граница — это периферийный орган государства, она — признак его роста, силы или слабости и изменений в его организме.
  5. Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.
  6. Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.
  7. Тенденция к слиянию — характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.

Ратцель уделяет  первостепенное внимание значению естественных границ в жизни государства. Он выводит  зависимость степени выгодности естественных границ государства от их протяженности. Выгодность сухопутных границ обратно пропорциональна их протяженности, а выгодность морских границ – прямо пропорциональна.

Все, что утверждал  Ратцель, относилось в первую очередь  к Германии, ибо все ее основные экономические и политические границы  были связаны с тесными и несправедливыми государственными границами, которые служили преградой для экономического развития страны. Наряду с этим Ф. Ратцель подчеркивал, что существуют различные типа народов и государств – слабые и сильные, господствующие и подчиненные. В немецком народе он видел черты народа-руководителя, за которым будущее [4, c. 257].

Первым ученым, введшим понятие «геополитика», был шведский государствовед и географ  Рудольф Челлен (1864 – 1922).

Будучи последователем Ратцеля, Челлен подходил к государству как к живому организму со сложной структурой, развивающемуся в пространстве. Государство как биологический организм, стоящий над индивидуумами и одновременно включающий их, обладает особым «разумом» и наделено волей к власти. Отец термина “геополитика” считал, что на основе глубокого изучения отдельного государства могут быть сформулированы самые общие принципы и законы, соответствующие всем государствам и во все времена. Ведущим принципом является сила государства. Силу государства Челлен определял как функцию от пяти его свойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти.

Геополитика, по определению Челлена, - это учение о государстве как географическом организме в пространстве. В ее состав, по Челлену входят:

  1. Топополитика - изучает политическое окружение данного государства.
  2. Морфополитика − учение о форме государственной территории.
  3. Физиополитика – учение о государственной территории с позиции ее содержания.

Челленом предпринята  попытка создания теории великих  держав. Все великие державы он подразделил на мировые державы и великие державы. В качестве мировых держав он рассматривал Великобританию, США, Россию и Германию. К обычным великим державам он относил Францию, Японию, Австро-Венгерскую империю и Италию.

Основной объединяющей идеей Ф. Ратцеля и Р. Челлена являлась идея о том, что государство – сознательный организм, ведущий борьбу за жизненное пространство.

Развитие геополитической  идеи о расширении жизненного пространства было предложено германским, отставным  генералом, профессором географии Карлом Хаусхофером (1869 – 1946), создавшим первую школу геополитики – германскую. Развивая взгляды Ратцеля, Челлена, Макиндера и идею Бисмарка о русско-германском союзе, Хаусхофер разработал теорию «континентального блока», или «жизненного пространства», ставшую официальной доктриной третьего рейха.

Концепция Хаусхофера учитывала произошедшие политические изменения в мире. Как считал ученый, упадок былого могущества морских держав, и в первую очередь Великобритании, создает благоприятные условия  для формирования нового европейского порядка, с доминирующим положением Германии. Хаусхофер рассматривал Восток, как главное направление германской экспансии. Он был убежден, что жизненное пространство Востока даровано Германии самой судьбой. Геополитика стала официальной доктриной немецкого фашизма.

По схеме  Хаусхофера, новый европейский порядок  должен был стать основой мировой  политической системы, формулирующийся  на панидеях, или панрегионализме.

Позже Хаусхофер  предлагал как один из вариантов  развития геополитических событий четырехчленное деление мира. Четвертым панрегионом стала Пан-Россия с ее сферой влияния в Иране, Афганистане и на Индостане.

Хаусхофер предугадал ориентацию геополитических устремлений  США по линии «Запад – Восток»  и считал, что эта геополитическая экспансия создает серьезную угрозу миру, так как может привести к установлению господства Соединенных Штатов над миром.

К. Хаусхофер  – автор концепции континентального блока. Блок «Берлин-Москва-Токио», должен был помочь Германии, заключившей союз с Россией и Японией, дать достойный ответ стратегии морских держав. Основной идее континентального блока Хаусхофера не суждено было осуществиться, поскольку Германия в 1941 г. напала на СССР.

Профессор истории  права, юрист Карл Шмидт (1888 – 1950) в своей книге «Международно-правовой порядок Большого пространства с запретом интервенции пространственно чужих сил» теоретически обосновывал идею Большого пространства, в основе которой лежит идея объединения нескольких держав в единый стратегический блок. Большое пространство находится под господством государства, имеющего идею-силу. В качестве примера Большого пространства он рассматривал Северную и Южную Америку, объединенную доктриной Монро. Целью нацистской Германии было создание всемирной империи (Третьего рейха).

Шмидт ввел понятие «Номос Земли», отражающее закономерность взаимосвязи между организацией мирового порядка и особенностями социального и правового устройства государства. «Номос» обозначает принцип организации любого пространства (географического, политического, экономического или культурного). Первый «Номос» существовал до великих географических открытий, когда еще не были известны все океаны и Америка, поэтому не было глобального представления о мире. Каждый многочисленный народ считал себя центром мира. После Великих географических открытий основателями второго «Номоса» стали европейцы, разделившие планету между собой. Суша была поделена, но море было свободным. Самая богатая морская держава Англия постепенно захватила и мировые океаны и установила равновесие между «землей и сушей». Европоцентристский второй «Номос» был разрушен Первой мировой войной. В результате войны образовался третий «Номос», расколовший Землю на Запад и Восток. Началось «холодное» и «горячее» противостояние между континентальным и морским миром. Если будет нарушено равновесие между Континентом и Морем, наступит цивилизационная катастрофа.

Основоположником  американской школы геополитики  является военно-морской теоретик и  историк, практик военно-морской  стратегии и активный политический деятель контр-адмирал Альфред Тайер Мэхен, который создал теорию так называемой морской силы. Впервые Мэхен детально проанализировала роль морских и континентальных держав в истории. Его взгляды изложены в двух основных трудах: «Влияние морской силы на историю» и «Заинтересованность Америки в морской силе».

Согласно главной  идее Мэхена морская мощь в значительной мере определяет исторические судьбы стран и нардов. Этим объясняется  мировое превосходство Великобритании в конце XIX в. Мэхен определил главные условия морской мощи – географическое положение страны, ее природные ресурсы и климат, размер территории, численность населения, национальный характер и государственный строй. При благоприятном сочетании этих факторов образуется формула морского могущества: военный флот+торговый флот+военно-морские базы.

Мэхен обосновал  мысль о необходимости превращения  США в могущественную морскую  державу. «Морская судьба», по мнению Мэхена, выведет США на уровень мирового господства. Он предлагал создать американско-британский альянс, который бы управлял морями и океанами мира, что образовало бы противовес материковым державам. В результате образовался бы стабильный баланс мировой талассократической власти. Главную опасность для морской цивилизации Мэхен видел в континентальных государствах Евразии, в первую очередь в лице России и Китая. Борьба с Россией для «морской силы» была главной долговременной задачей.

Теория «морского  могущества» оказала влияние  на политику США, способствовала превращению  в одну из сильнейших военно-морских держав мира [5, c. 359].

Таким образом, в развитии геополитики принимали  активное участие представители  многих геополитических школ. Одними из наиболее важных теоретиков, оказавших  большое влияние на становление  современной геополитики, были: Фридрих Ратцель, Рудольф Челлен, Карл Хаусхофер, Эрнст Мориц Арндт, Йозеф Парч, Фридрих Науманн, Карл Шмидт, Видаль де ла Бланш, Альфред Мэхен и Хэлфорд Макиндер. Они оставили глубокий след в истории геополитики. До сих пор их концепции глубоко изучаются и применяются в современной геополитике. Все эти достижения исторически широко использовались как во внутренней, так и во внешней политике, на мировой арене.

 

 

    1. Геополитика в современном мире

 

Современный этап развития геополитики  отражает переходный этап становления новой системы международных отношений и характеризуется необходимостью анализа мирового распределения сил и поиском вариантов его последующей динамики: концепция «столкновения цивилизаций», «конца истории», «управления мировым сообществом», многочисленные экологические концепции [6, c. 26].

Меняется конфигурация регионов и  межрегиональных пространств. С  карты мира исчезают целые государства, появляются новые национальные и  региональные центры. Каждое государство, в разной степени, имеет свои интересы на международной арене. Но исследование политических процессов непосредственно привязано к территории, на которой они протекают, и любое обобщение требует конкретного анализа. При анализе определения силы на мировой арене, как правило, учитываются соотношения между политическими субъектами силы, или государствами. Поскольку эти политические единицы определяются территорией и отношения между ними обусловливаются, среди прочего, пространственными отношениями, география играет здесь существенную роль [7, c. 40].

Исследование того или иного  региона обычно включает большое  количество географических, геостратегических, экономических, социально-политических, военных, демографических и других данных. Все эти разнородные факторы  национальной мощи систематизируются в соответствии с критериями оценки соотношения сил в регионе или мире в целом. В этом и состоит уникальная синтезирующая роль геополитического подхода.

Пространственно-географическая ориентация государства среди ему подобных, исторически сложившийся стиль и методы поведения на международной арене на основании объективно существующих факторов отражают его геополитические приоритеты. Исходя из своего географического положения, государство определяет свою политику в мире. Так формировалась, например, «морская ориентация Великобритании (постоянное наличие мощного флота и колониальных владений). Островное положение создавало возможность балансирования, когда, не вмешиваясь непосредственно в европейский конфликт, страна могла определять его исход» [8].

Современная эпоха вносит много  нового в понятие геополитики. Но по-прежнему не сходит с повестки дня  вопрос о расширении влияния стран  на экономическую, военную и политическую сферы.

Сегодня мир сталкивается с важностью  геостратегического и геоэкономического положения государств. Во внешней политике это проявляется во всем, начиная с учета последствий косовской драмы в Югославии и кончая созданием союзного государства России и Беларуси [9].

Проблема в том, что в настоящее  время противоборствуют две тенденции на уровне, как государств, так и регионов. С одной стороны, мир сталкивается с ростом сепаратизма и национализма, борьбой против проникновения чужой массовой культуры, со стремлением сохранить самобытность и исторические корни, с другой — глобализация, или транснационализация, с ее экономическим детерминизмом неумолимо ведет к размыванию границ, к максимальному облегчению передвижения людей и их общения.

Информация о работе Геополитика и Казахстан