Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:22, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что геополитика понимается как инструмент, который используется при разработке внешней политики России и позволяет учесть географический, демографический, экологический и некоторые другие факторы. Такой инструмент также весьма полезен при построении иерархии целей и приоритетов внешней политики, при определении стратегического потенциала, а также глобальных, региональных и национальных интересов России.
Таким образом, современный российский экспорт машинотехнической продукции в значительной степени является заложником мировой политической конъюнктуры и сильно зависит от реализации отдельных крупных проектов по линии технического содействия зарубежным странам. Экспортные перспективы отечественной машинотехнической продукции и готовых изделий осложняются отсутствием действенной государственной поддержки в этой области, что особенно необходимо в связи с проведением агрессивной проэкспортной политики основными конкурентами России.
Неудовлетворительная структура экспорта приводит к тому, что из-за падения цен приходится вывозить все больше сырья. Так, падение мировых цен на алмазы в 1995 г. на 42% привело к тому, что Россия увеличила физический объем экспорта алмазов на 70%, но получила выручку меньше на 12,7%.
Ясно, что угроза превращения России в « сырьевой придаток» — это не преувеличение. Перед нами действительно возникает перспектива занять в мировой экономике нишу, жестко ограниченную сырьевыми возможностями. При этом Россия может быть поставлена в положение жесткой зависимости от тех государств и экономических блоков, которые занимают ключевые позиции в мировой экономике.
Как видно из табл. 6, российский импорт в 1997 г. составил 52,9 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1996 г. на 14,4%. При этом все увеличение импорта произошло за счет резкого (наиболее высокого за весь период 90-х годов) роста поставок из дальнего зарубежья, перекрывшего почти 3%-ное снижение ввоза из стран СНГ. Наиболее динамичными статьями российского импорта, спровоцировавшими его бурный рост в 1997 г., были закупки машин и оборудования, продовольствия, сигарет, медикаментов, мебели. В структуре российского импорта преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольствие и сельскохозяйственное сырье (см. табл. 6).
Географическое распределение внешней торговли России характеризуется высокой концентрацией торговли с небольшим числом государств. На Германию, США, Китай, Италию, Нидерланды приходится 27% всего внешнеторгового оборота. На 13 стран, включая упомянутые, а также Финляндию, Великобританию, Швейцарию, Японию, Польшу, Ирландию, Францию, Венгрию приходится половина его стоимостного объема.
Широкие торговые связи Россия имеет с Европейским союзом, на который в 1996 г. приходилось 32% всего объема внешней торговли и 42% внешнеторгового оборота с «дальним зарубежьем».
В торговле со странами Центральной и Восточной Европы прослеживается замедление роста: за 1995 и 1996 гг. стоимостной прирост внешнеторгового оборота по отношению к предшествующему году составил соответственно 38,2 и 4,7%. Среди стран этого региона в число двенадцати важнейших торговых партнеров России в 1997 г. вошла лишь Польша.
Особый интерес для России представляет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Внешнеторговый оборот с этим регионом в 1996 г. составил около 18% всего объема. Среди этих стран наиболее высокими темпами в 1996 г. развивалась торговля с Китаем (рост 34,7%) и Сингапуром (5,4%).
В то же время сохраняется крайне опасная тенденция в наших отношениях со странами СНГ. Экспорт России в СНГ фактически неуклонно сокращается по сравнению с экспортом на «дальний Запад» и сегодня составляет всего лишь примерно 19% от общего объема экспорта, При этом оказались разорванными многие исторически сложившиеся хозяйственные связи. В число двенадцати основных торговых партнеров России в 1997 г. входили всего две страны СНГ — Украина и Беларусь. Следовательно, наша промышленность утрачивает даже рынок бывших советских республик, который, как и российский рынок, постепенно заполняется продукцией дальнего зарубежья.
Следует также
учитывать, что экспорт в СНГ
— это не только производственные
объемы, это — занятость в стране.
Возрождение российской промышленности
будет весьма затруднено, если этот
наш «естественный рынок» будет
окончательно потерян. Ведь через нескол
ько лет может произойти
Вместе с тем в нашем экспорте в СНГ также преобладают энергоносители, без которых экономика большинства бывших советских республик просто не может функционировать. Однако экономический кризис в странах Содружества сделал их неплатежеспособными. На долю России приходится 52% населения СНГ, но примерно 85% объема внешней торговли, около 90% добычи нефти и более 85% добычи природного газа, В результате возник значительный долг стран СНГ Российской Федерации. В 1992—1994 гг. он достиг 6 млрд долл. (в том числе Украина 2223 млн долл., Казахстан 1147, Узбекистан 620, Беларусь 440 млн долл.), а к концу 1995 г. увеличился еще на 3 млрд долл. Это означает, что Россия фактически безвозмездно субсидирует страны СНГ. Большинство этих долгов в ближайшем будущем, судя по всему, не будет возвращено, в то время как российские долги «дальнему зарубежью» растут как снежный ком.
Постсоветские
государства включаются в целый
ряд геополитических союзов, альтернативных
СНГ (европейская, тюркская, исламская
и другие виды интеграции). Их роль недооценена
в России, где еще сильно убеждение,
что "никуда они от нас не денутся".
На границах РФ возникают новые региональные
системы сотрудничества. В некоторых
из них она принимает посильное
участие — балтийская, черноморская,
каспийская, азиатско-тихоокеанская
системы, но в ряде случаев объединение
идет без ее присутствия. Активно
взаимодействуют страны Центральной
Азии. Здесь регулярно проходят встречи
"тройки" (Казахстан, Узбекистан,
Киргизия) и "пятерки" (те же плюс
Туркмения и Таджикистан), формулирующих
свои особые интересы. Как альтернативу
СНГ в данном регионе рассматривают
собственный Центрально-
Важное геополитическое
явление — консолидация Украины,
Молдовы, Грузии и Азербайджана (объединение
названо ГУАМ); в 1999 г. к процессу
присоединился Узбекистан (отныне —
ГУУАМ). Этот блок задуман как геополитический
противовес российскому влиянию
в постсоветском пространстве. Здесь
очень активна Украина, чьи руководители
неоднократно обменивались визитами с
главами стран, составивших ГУУАМ.
Официальный Киев при поощрении
Запада пытается играть роль геополитической
альтернативы Москве. Кроме того, опыт
последних лет показывает: в Восточной
Европе идеи союза любой конфигурации,
но без России, — это, как правило,
проекты союза против России, значит,
перспективы воссоздания
Уже решается важная задача преодоления странами СНГ транспортной зависимости от России. Например, центрально-азиатские государства "прорубают окно" к Индийскому океану. Построена железная дорога Теджен – Серахс - Мешхед, соединяющая Туркмению с Ираном, что дает странам региона выход к этому океану (что в перспективе полезно и России, особенно в случае строительства транспортного коридора "Север - Юг" по относительно короткому маршруту казахский Ералиев - Красноводск -Кизыл56 Атрек - Иран). Рассматриваются варианты альтернативной коммуникационной оси, соединяющей Туркмению и Узбекистан через Афганистан с Пакистаном. Реанимирована идея Великого шелкового пути (ВШП), который почти полностью выводит южных соседей РФ изпод ее влияния на коммуникации. Маловероятно, что через Россию будет осуществлен транзит каспийской (азербайджанской) нефти: многообещающими сейчас считаются нефтепроводы, выходящие в Грузию (Супса) и Турцию (Джейхан). Только экспорт нефти из Казахстана может идти через порт Новороссийск. Кроме того, закономерно и введение Туркменией виз для россиян. Повод к таким акциям дала сама наша страна, обвинив Грузию и Азербайджан в поддержке чеченских сепаратистов и инициировав процесс установления визового режима с этими странами. Фактически это означает их выход из СНГ.
В итоге участники СНГ "разбегаются", переориентируясь на другие геополитические центры. Лишь ось Москва - Минск остается геополитически устойчивой: она скрепляет единство Евразии на пророссийском базисе и препятствует созданию Балто-Понтийского пояса. Россия явно идет по пути к утрате геополитической роли центра Евразии. Исходя из этого обстоятельства, многие западные исследователи уже полагают, что основные глобальные процессы определяются отношениями Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Под вопросом геополитическое
единство самой Российской Федерации,
Национальные республики развивают
свои внешние связи, руководствуясь
этнокультурными критериями. В ряде
из них усилилось турецкое влияние,
особенно на Северном Кавказе и в
Волго-Уральском регионе (Татарстан, Башкортостан).
В республиках с мусульманским населением
ощущается влияние Саудовской Аравии
и Ирана (в меньшей степени). Исламские
страны даже конкурируют за такое влияние.
Результатом геополитического расслоения
российского пространства явилась фактическая
"автаркия" Чечни, а Северный Кавказ
в целом стал зоной риска в пределах российских
границ.
Геополитические
проблемы связаны и с другими
регионами РФ. Так, Дальний Восток
остается заброшенной окраиной России
и вынужден самостоятельно развивать
связи с Китаем, Японией и др.
В сложном положении пребывает
эксклавная Калининградская область,
вместе с тем сохраняющая роль
западного военного форпоста страны.
В этой проблемной ситуации усиливается
давление соседних стран, претендующих
на части российской территории (Карелия,
Псковская область, граница с
Китаем, Сахалин и Курильские острова).
После распада СССР выходы России к морю были сильно ограничены. Роль геополитических "окон" выполняют: на Балтике Санкт-Петербург с Ленинградской областью (понятно, что Калининградский эксклав здесь не в счет); на Черном море - Краснодарский край (Новороссийск) и Ростовская область (попытки возрождения Таганрога); на Каспийском - Астрахань (Дагестан выпадает из за этнополитических проблем); на Тихом океане - Приморский край и (гораздо меньше) Хабаровский край, Сахалин и Камчатка. При этом важно, что Балтийское и Черное моря относятся к числу "закрытых", ибо проливы контролируют другие державы (отсюда минимальная геополитическая значимость Балтийского и Черноморского флотов). "Закрытым" является и Японское море. Поэтому особое военно-стратегическое значение имеют Кольский и Камчатский полуострова - единственные территории России, имеющие выход к открытым пространствам Мирового океана: здесь базируются соответственно Северный и Тихоокеанский флоты .
Проблемной становится и роль нашей страны в качестве транзитного узла. Реально действующие международные коммуникации сейчас минуют Россию. Связи между Европой и АТР в основном осуществляются по морю в обход ее территории (морские перевозки достаточно дешевы). Не действуют и российские сухопутные коммуникации. Зато воссоздается ВШП в виде трансевразийского коридора, связывающего Восточную Азию и Европу по суше. Начинается работа по реализации проекта транспортного коридора - "Европа - Кавказ - Центральная Азия" (ТРАСЕКА), которая находит поддержку как в Китае и Японии, так и в Европейском союзе (особенно в Германии). Проект ТРАСЕКА был одобрен в 1993 г. на конференции в Брюсселе (участвовали руководители восьми государств Закавказья и Центральной Азии; позднее к программе примкнули Монголия, Украина и Молдова). А в сентябре 1998 г. в Баку прошла встреча лидеров Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии, где было принято соглашение о развитии транспортного коридора, транзита и коммуникаций.
III.Заключение
Новые геополитические
реалии сложились на западных границах.
Россия оказалась отделенной от Европы
поясом самостоятельных, независимых
государств и в настоящий момент
имеет ограниченные выходы к Балтийскому
и Черному морям. Крупнейшие порты
на Черном и Балтийском морях стали
для России иностранными. Из крупных
портов на Балтике остался Санкт-
На западной границе до распада СССР имелось 2 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные пере. валочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы.
Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас -16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.
Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.
IV.Список
литературы 1)Абалкин Л. Россия в меняющемся мире: (Материалы к докл. на конф. "Россия в cоврем. мире", проведенной Конгрессом рус. общин 3 нояб. 1995 г. в Москве) // Безопасность. - 1995. - N 11; 2)Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. ВНИКИ, 1997. №2; 3)Внешняя торговля России в 1996 г.//Экономика и жизнь. 1997. № 16; 4)Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997; 5)ИнфоТЭК. 1997. № 10; 6)Кириллова И. Рынок топливно-энергетической продукции России //Внешняя торговля. 1997. № 10—12; 7)Колосов В.А.
Российская геополитика: 8)Могилевкин
И.М. Метастратегия: проблемы 9)Новиков А. Разделенная нация // Москва. – 1998; 10)Россия в
мировой экономике начала 1990-х
годов. Межстрановой 11)Сорокин К.Э.
Геополитика России в "ближнем" 12)Тихонравов
Ю.В. Геополитика: Учеб. пособие. -
М., 1998. Оглавление I.Введение……………………………………………………
II.Главная часть……………………………………
IШ.
Заключение……………………………………………………
IV. Список литературы………………………………… |
Информация о работе Геополитическое положение России в середине 90х годов XX века