Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа
Дипломатические отношения между Россией и Китаем были установлены почти 60 лет назад, их основой являются прежде всего новые геополитические реалии и национальные интересы обеих стран. Процесс налаживания российско-китайских отношений был довольно длительным: потепление отношений между Москвой и Пекином началось при Леониде Брежневе, продолжилось при Михаиле Горбачёве (когда был завершен процесс нормализации) и при Борисе Ельцине, при Владимире Путине этот процесс был лишь закреплен, а при Дмитрии Медведеве «российско-китайские отношения находятся на превосходном уровне и демонстрируют пример стратегического взаимодействия двух крупных государств, решающих при помощи сотрудничества и кооперации свои задачи».
На сегодняшний момент геополитические интересы Китая преимущественно направлены в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также страны Юго-Восточной Азии, где он старается закрепить свои прочные позиции государст¬ва-лидера. Но в перспективе, с ростом индустрии КНР, Китаю потребуются огромные ресурсы промышленного сырья, которое находится в близлежащих районах России, а именно в Сибири и Дальнем Востоке, потому что другие ресурсные районы мира уже геоэкономически поделены.
Также следует сказать о том, насколько велик разрыв демографического потен¬циала между двумя государствами: в 2010 г. в России насчитывалось 142 млн. 905 тысяч человек, причем именно на Дальнем Востоке население России составляет 6,5 млн. человек, а в Китае всего проживает около 1 млрд. 338 млн. человек; разности потенциалов населения России и Китая будет посвящен отдельный пункт моей курсовой.
Введение……………………………………………………………………....5
1. Классификация внутренних факторов, влияющих на геополитические отношения России и Китая............................................7
1.1. Территориальные претензии Китая к России…………………………...7
1.2. Демографическая ситуация в России и Китае: разность потенциалов населения…………………………………………………………………..9
1.3. Процесс миграции китайцев на Дальний Восток………………………13
1.4. Проблема Дальнего Востока в России…………………………………17
2. Классификация внешних факторов, влияющих на геополитические отношения России и Китая………………………………………………...20
2.1. Близость геополитических интересов России и Китая………………..20
2.2. Экономическое взаимодействие и торговля между Россией и Китаем…………………………………………………………………….22
3. Перспективы развития геополитических отношений России и Китая………………………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………..33
(рис. 2.1)
и данные по населению России (рис.2.2), (рис. 2.2)
которое в период с 2002 по 2010 годы сократилось и по данным Демографического ежегодника России 20102 теперь составляет 141 млн. 914 тысяч человек, а в прогнозе ежегодника России на 2031 год уменьшится до 139 млн. человек, мы видим, что население Китая в перспективе сохранит темпы роста, а в России, наоборот, о такой тенденции говорить не приходится.
Все население Китая почти в 9,5 раз превышает население России, плотность населения Китая в 15,7 раз больше, чем плотность российского населения, это отражено на (рис. 2.3), соответственно разность потенциалов населения велика, особенно по обе стороны российско-китайской границы на Дальнем Востоке.
(рис. 2.3)3
Численность россиян в приграничной зоне в 2010 году составляет около 6,3 млн. человек, в то время как население Китая на северо-восточной его части, а именно в провинциях Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, почти в 19 раз больше, и составляет 120 млн. человек. Однако, здесь в расчет берется все население Дальнего Востока, а не только население южных территорий, которые более заселены (по причинам более комфортных природных условий и близости Транссибирской магистрали) и непосредственно граничат с Китаем. Соответственно, нельзя говорить об угрожающем давлении КНР на российско-китайскую границу.
Сравним демографическую ситуацию в российском Приморском крае и соседней провинции Китая Хэйлунцзян.
Наибольшее количество населения провинции проживает в Харбине – центральном районе провинции и близлежайших уездах вдоль среднего течения реки Сунгари, до впадения в нее реки Муданьцзян.
Плотность сельского населения составляет до 200 и более человек на 1 км2. В районе городов Хулинь, Цзиси и Мишань плотность населения колеблется от 50 до 100 человек на 1 км2, Дуннин и Суйфэньхэ - от 30 до 50, Шуанъяшань - от 10 до 20 (рис. 2.4)
(рис. 2.4)
В районах, находящихся в непосредственной близости с государственной границей в ее западной части, заселенность более плотная, чем, например, на востоке. В российском приграничном Уссурийском районе плотность населения даже несколько выше, чем на китайской стороне: здесь она составляет от 50 до 150 человек на 1 км2. В большинстве других районов, выходящих к границе либо расположенных на незначительном удалении от нее - в Ханкайском, Спасском, Октябрьском, Лесозаводском, Черниговском, Михайловском, - плотность населения ниже: от 15 до 50 человек. В частности, Октябрьский район заселен по плотности так же, как соседний уезд Дуннин. В выходящих к границе Кировском и Пограничном районах плотность населения составляет от 5 до 15 человек на 1 км2. Менее плотно в сельской местности заселены приграничные районы на северо-западе Приморского края - Дальнереченский и Лучегорский. В них плотность населения менее 5 человек на 1 км2, то есть практически такая же, как и в районах на востоке Приморья - Тернейском, Ольгинском, Лазовском, Чугуевском. Но в этой части приграничья похожая ситуация сложилась и на китайской стороне.
Река Уссури на значительном протяжении является пограничной. Плотность населения в районах, прилегающих к ней с запада, то есть на китайской территории, значительно ниже, чем к востоку от Уссури, на территории РФ. Приграничные китайские земли провинции Хэйлунцзян были заболочены и назывались Бэйдахуан - Большое северное захолустье. Из-за экономического подъема КНР в конце XX века район быстро стал осваиваться, однако вблизи государственной границы рядом с Приморьем есть лишь один населенный пункт со статусом города – это Хулинь. В то время как на российской стороне городов больше: Спасск-Дальний, Лесозаводск, Дальнереченск, пос. Лучегорск.
Таким
образом, проанализировав численность
и плотность населения Китая
и России, а так же их приграничных
территорий, очевидно насколько неравномерно
распределение населения по обе стороны
российско-китайской границы: густозаселенный
Китай и «демографическая пустыня» - Дальний
Восток. Несомненно, такая разность потенциалов
влияет на следующий фактор о котором
я хотела бы рассказать – китайская миграция
в Россию.
Точное количество мигрантов из Китая в нашу страну неизвестно, любые данные по этой теме являются лишь субъективными оценками авторов. Сложно говорить о каких-либо точных данных, когда нет налаженной системы по контролю за их движением. Официальные источники часто говорят о сотнях тысяч мигрантов из КНР, а неофициальные – уже о миллионах. А количество внутренних мигрантов в Китае примерно равно всему населению России. Проживающее на Дальнем Востоке население постоянно сталкивается с китайцами в повседневной жизни, отсюда следует, что их присутствие в городах – объективная реальность. Единственное что китайские крестьяне, у которых нет ни земли, ни работы, не едут к нам в массовом порядке. На этой есть две причины: отсутствие средств и простое незнание того, где, собственно, находится Россия. Однако, при необходимости китайские власти могут устранить эти причины без особых проблем.
Фактически сейчас на Дальнем Востоке, а так же в Восточной Сибири, Москве и Санкт-Петербурге, идет активный процесс формирования устойчивых китайских сообществ, которые позволят принимать практически любое количество своих соотечественников. Этому способствуют несколько факторов, таких как неурегулированность пограничных вопросов между двумя странами и несовершенство российского миграционного законодательства. Местное население, отмечая положительные и отрицательные стороны появления китайцев на Дальнем Востоке, все же негативно относятся к увеличению их присутствия, считая, что Россия может потерять территории Дальнего Востока в результате экспансии Китая.
В этой связи необходимо обратить внимание на статью 50 конституции КНР: «КНР охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев, вернувшихся на родину, и проживающих в Китае членов семей как тех, так и других». В этой статье говорится именно о «китайцах», и именно она стала предлогом для китайской агрессии против Вьетнама в 1979 г. Более того, руководство КНР специально объявило о защите интересов всех китайцев, независимо от страны проживания.
Газета Народно-освободительной армии Китая «Цзефанцзюнь бао» 3 апреля 1988 г. писала следующее: «Эффективный контроль, осуществляемый в течение продолжительного времени над стратегическим районом, который осуществляется за пределами географических границ, в конечном итоге приведет к переносу географических границ». Экономическая и демографическая экспансия могут обеспечить весьма «эффективный контроль» над «стратегическим районом», например, Сибири и Дальнего Востока. Простое сопоставление фактов позволяет сделать определенные выводы о том, что опасения россиян, а прежде всего жителей Дальнего Востока, не беспочвенны.
Концепция
единой китайской нации и
Очевидное практическое значение имеет так называемый экспорт рабочей силы — это и сброс социальной напряженности, и получение валютных поступлений.
С помощью этих мер Китай старается оттянуть время наступления кризиса, пытается предотвратить его, не выходя за рамки нынешней градуалистской политики (т.е политики медленного эволюционного движения) и проводя внешнюю экспансию «мирным» экономическим и демографическим путем. Но нельзя не сказать про возможность реализации другого сценария - военного.
Его применение возможно в том случае, если китайское руководство увидит неизбежность внутреннего кризиса и решит, что единственным способом избежать его будет активная внешняя экспансия, которая обеспечит захват территорий и ресурсов и отвлечет население от внутренних проблем. Иными словами, быстрая открытая экспансия будет являться «меньшим злом», чем явная внутренняя катастрофа. Строение вооруженных сил Китая происходит в соответствии с концепцией «стратегических границ и жизненного пространства», которая разработана для обоснования ведения ВС Китая наступательных боевых действий.
В основе этой концепции лежит точка зрения о том, что рост населения и ограниченность ресурсов вызывает естественные потребности в расширении пространства, чтобы обеспечить дальнейшую экономическую деятельность государства и увеличить его «естественную сферу существования». Есть предположение о том, что территориальные и пространственные границы обозначают лишь рамки, в которых государство может «эффективно защищать свои интересы» с помощью рабочей силы, и «стратегические границы жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства»4.
Также необходимо учитывать высокую роль Военного Совета в политической жизни Китая (главный руководящий пост в китайской властной иерархии это пост председателя Центрального военного совета), а также практическую безграничность людских ресурсов в КНР. «Дефицит невест» и огромная безработица в стране, особенно среди молодежи, делают высокие собственные потери даже желательными для военно-политического руководства страны.
Наличие у России ядерного арсенала в данной ситуации не является решением проблемы, поскольку Китай также имеет ядерный арсенал. Превосходство России в ракетах межконтинентальной дальности во многом нивелируется наличием у КНР значительного числа ракет средней дальности, которые при наличии между странами общей границы играют роль стратегических. Россия не имеет таких ракет, поскольку связана положениями советско-американского договора об РСМД (бессрочный договор, подписанный зимой 1987 года М. Горбачевым и Р. Рейганом о ликвидации ракет средней и меньшей дальности)
Разумеется,
военный исход событий не предопределен
наверняка, но его нельзя исключать, тем
более что этому способствуют усугубляющийся
развал ВС РФ и особенности психологического
устройства высшего руководства страны,
которое лучше отдаст тяжело управляемые
земли, чем поставит под угрозу собственные
жизни.
Дальний
Восток самый удаленный регион, население
его составляет около 6,5 млн. человек, при
этом ежегодно регион теряет до 40 тысяч
человек, которые уезжают в поисках лучшей
жизни. По прогнозам, к 2025 году в регионе
останется 5 млн. человек, к 2050 году - менее
четырех миллионов. При этом в соседней
провинции Хэйлунцзян (КНР) население уже
сейчас составляет примерно сто миллионов
человек. По утверждениям ученых, в регионе
воспроизводство населения происходит
на уровне 65 процентов. То есть возмещения
трудового населения нет, а средний возраст
жителей увеличивается более интенсивно,
чем в целом по России.
В итоге может оказаться, что на Дальнем
востоке некому будет работать. Уже сегодня
Дальний Восток кроме дотационного по
финансам называют иждивенческим, потому
как на тысячу работающих приходится 500
детей и стариков, которых надо содержать.
По прогнозам, к 2015 году этот разрыв между
работающими и неработающими увеличится
еще на сто пунктов5. Демографическое
положение усугубляется еще и огромным
количеством китайских мигрантов. Местное
население считает, что Россия может потерять
территории Дальнего Востока в результате
экспансии Китая. Создавшаяся демографическая
ситуация на российском Дальнем Востоке
требует незамедлительного вмешательства
на государственном и региональном уровнях.
Нужна новая модель региональной демографической
и миграционной политики. В качестве решения
данной проблемы можно предложить:
1)
создать в южных районах
2)создание
в южных районах Дальнего
И чтобы предотвратить дальнейший отток населения за пределы региона, нужно поддерживать уровень жизни на Дальнем Востоке в границах, которые бы превышали среднероссийские показатели, в целях создания конкурентно-способных в сравнении с другими районами условий жизни, необходимых для привлечения и закрепления населения на Дальнем Востоке, формирования постоянного населения, без которого невозможно ориентироваться на устойчивое развитие региона. Миграционная политика Дальневосточного региона должна не только обеспечивать эффективную поддержку реализации государственных интересов в регионе, но и обеспечивать стабильность проживания населения, необходимую для устойчивого развития и процветания региона.
Безусловно, Дальний Восток имеет ряд проблем, но он чаще других регионов является предметом специальных программ, постановлений, заседаний федеральных властей. Даже Северный Кавказ и Сибирь уступают Дальнему Востоку в этом отношении. Более того, можно утверждать, что в ходе разработки подобных программ и решений федерального Центра у нас сложились целые отряды специалистов по региональной экономике, что позволило обеспечить программам именно по Дальнему Востоку существенно более высокое качество с научной точки зрения, чем большинства аналогичных программ, разработанных для других регионов или городов страны. Однако минусом всех государственных программ по данному региону является их низкая реализуемость: государственная программа 1996-2005 была выполнена лишь на 10%6.
После
того как на заседании Совета безопасности
20 декабря 2006 года президент Путин подверг
резкой критике и текущие государственные
меры по развитию Дальнего Востока, и всю
традиционную региональную политику Центра,
была разработана и в августе 2007 года представлена
правительству новая, третья по счету
редакция ФЦП.
На этот раз цели были обозначены в современном,
постиндустриальном стиле: закрепление
населения в регионе на основе сохранения
и создания новых рабочих мест; снятие
инфраструктурных ограничений развития
экономики на региональном уровне.
Информация о работе Геополитическое положение России и Китая