Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:18, доклад
После 1991 года во внешнеполитическом ведомстве и окружении президента России возобладали лица, считавшие западное направление российской политики основным. Период 1991-1993 г.г. знаменателен тем, что Москва желала, как может быть никогда ранее во всей русской истории, расширения связей со своими недавними антагонистами.
Параграф 1. Геополитические последствия развала СССР.
После
1991 года во внешнеполитическом ведомстве
и окружении президента России возобладали
лица, считавшие западное направление
российской политики основным. Период
1991-1993 г.г. знаменателен тем, что
Москва желала, как может быть никогда
ранее во всей русской истории, расширения
связей со своими недавними антагонистами.
Важно заметить, что после событий
августа 1991 года в России не было антизападных
настроений, напротив, была явственная
симпатия удивительная после семидесяти
лет целенаправленной пропаганды. Практически
не было антирусских настроений и
на западе, хотя не было уверенности
в стабильности перемен в России.
Уже писали о «конце истории»
и эре бесконфликтного
Однако
обнаружилось, что новая Россия,
это лишь половина прежнего Советского
Союза, что Россия вступила в полосу
общественного, экономического, морального
кризиса. СНГ - не создало надежного
взаимодействия механизмов своих частей.
Ему не удалось сохранить хотя
бы самые необходимые
Запад не торопился с экономической помощью. И во всяком случае, он не собирался по собственной инициативе защищать ее геополитические интересы. В первую очередь о них была должна позаботится Россия. Это российскому руководству следовало их ясно сформулировать, чтобы в дальнейшем вести переговоры с Западом на этой основе. Однако ни российский МИД, ни высшие должностные лица государства не справились с этой задачей. Внешняя политика России была полностью пассивной, в ее основе была логика безвольного «следования за Западом». В политической же и интеллектуальной элите тем не менее продолжали господствовать завышенные ожидания от Запада, которые в значительной мере им поощрялись.
Конечно, западные страны определяли внешнеполитические цели, которые они считали для себя и России общими. Но они не могли и не стремились формулировать за Москву ее специфические задачи. Между тем российская сторона как будто пыталась по началу переложить на Запад разработку своей внешнеполитической линии. Запад к этому готов не был. Западные политики сначала с недоумением смотрели на чрезмерную уступчивость дипломатии А. Козырева . Но вскоре стали ее расценивать, как показатель крайней слабости российского руководства, что привело к попыткам все более жестко влиять на поведение России в вопросах отношения Москвы с новыми пост советскими государствами. Накладываясь на общее разочарование результатами реформ, казавшихся навязанными Западом , стало проявляться недоверие к партнерству. Складывается впечатление, что на Западе нет ясного понимания сложности протекающего в России процесса. Отсутствует и сознание реальной доли ответственности, которую несут западные политики и общественные организации всеми способами сдерживавшие в 1991 - 1993 г. г. развития национальных идей, в то время как вокруг В. Жириновского полным ходом шла разработка экстремистского варианта российского бытия, варианта реально представленного избирателям в 1993 году .
Хотя сомнения в намерениях Запада в отношении России в массовом сознании ни когда не исчезали, в 1991 - 1993 г. г. имидж Запада продолжал оставаться положительным и включал в себя : представление о нем как об образце которого следовало достичь, единственной силе, способной преодолеть агрессивности аппозиции, политически поддержать реформы, реальном источнике экономической поддержки. Реально осуществлялись займы - наименее продуктивный вид помощи не дающий стимул производству. Деньги были потрачены бездумно . В результате сто тридцать миллиардов долларов российского долга стали не связующим звеном, а постоянным раздражителем. Сказалась разница в восприятии, в мировоззрении, психологии. Российское руководство ожидало «премий» за крах коммунизма, «золотой дождь» за добровольные геостратегические уступки и ликвидацию военной угрозы. С началом предложенного правительством Е. Гайдара варианта реформ началось и отрезвление от « прозападной эйфории».
Российское руководство не смогло принять надлежащие законодательные меры для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Ожидания потока западных инвестиций в Россию не сбылись. Более того страна оказалась неустойчивой к негативным социальным последствиям «шоковой терапии», чем можно было предположить - затяжной кризис власти 1992 - 1993 г. г. и события октября 1993 года в Москве однозначно на это указали.
Колоссальный
рост цен на фоне снижения вдвое
производства, вызванного жесткой структурной
ломкой старого хозяйства, подведения
отечественной продукции к
При
бесспорно антироссийском характере
политики совокупной Европы в отношении
нашей страны следует вновь признать,
что Россия давала и дает основания
для определенных обвинений. Действительно,
ключевой проблемой перестроечной
и пост перестроечной России является
ее государственное
Исходный
геополитический постулат властных
групп, затевавших перестройку, заключался
в необходимости отказа от сверхдержавности
как принципа, реализуемого лишь в
мобилизационно-прорывном
Ровно 10 лет назад
Советский Союз, к тому времени
уже представлявший собой скорее
виртуальную, нежели предметную реальность,
перестал существовать официально - президенты
России, Украины и Белоруссии подписали
в Минске "Соглашение о создании
Содружества Независимых
Именно в этом
документе было впервые зафиксировано,
что "Союз ССР как субъект международного
права и геополитическая
Немало сказано
в "Соглашении" о необходимости
разностороннего
Впрочем, в тексте
"Соглашения" была заложена "мина
замедленного действия", которая
явно перешла в этот документ из
международного права. Речь идет об одновременном
признании и поддержке, с одной
стороны, "неотъемлемого права
на самоопределение", а с другой
- о "признании и уважении территориальной
целостности и
Ельцин, Кравчук и Шушкевич, явно опасаясь обвинений в "славянском сепаратизме", пригласили (правда, не очень охотно) на "Беловежскую сходку" и казахстанского лидера Назарбаева, но он не приехал, до последнего момента надеясь получить из рук Горбачева пост союзного премьер-министра. Последующая нескрываемая обида Назарбаева принятым "тройкой" решением диктовалась поэтому не столько сожалением о судьбе державы как таковой, сколько ощущением утраченных карьерных возможностей.
Однако если
представить, что Союз все-таки удалось
бы удержать и агония империи продолжалась
бы еще некоторое время, пребывание
на посту премьера вряд ли принесло
бы Назарбаеву большое удовольствие.
К моменту подписания "Соглашения"
держава находилась на пороге неизбежной,
причем обещающей быть очень кровопролитной
гражданской войны. Катастрофическое
состояние экономики и
Тем не менее, как обычно и бывает, трудности и испытания быстро забылись, а ощущение потери осталось. До сих пор основным обвинением в адрес бывших руководителей России, Украины и Белоруссии остается обвинение в "развале великой страны". Но если Кравчук и Шушкевич, насколько можно понять, относятся к этому достаточно хладнокровно, у Ельцина "комплекс терминатора" явно вызывает ощущение вины. Думается, что во многом из-за этой чисто психологической причины он некогда пошел на пусть и формальное, но все же - объединение с Белоруссией: шаг с экономической и политической точки зрения для интересов России во многом сомнительный.
Единственная
позитивная черта, которую за Содружеством
признают буквально все, - это то,
что детище трех славянских президентов
стало удачной формой относительно
бескровного расхождения бывших
республик. Иных достоинств за СНГ, благодаря
которому, однако же, удалось в значительной
степени сохранить общее
До последнего
времени лидеры большинства новых
независимых государств не были уверены
в искренности отказа Москвы от "имперских
амбиций" и склонялись к подозрению,
что Россия может попытаться использовать
структуры Содружества для
Информация о работе Геополитические последствия развала СССР