Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:58, курсовая работа
И нам с высоты нашего 2004г., прекрасно видно, что предсказание журнала сбываются. Страна, преодолевая огромные трудности, медленно, но уверено продвигается вперед. И, хотя со времени начала преобразований в Поднебесной прошло уже более двух десятков лет, эта тема не потеряла актуальности и сегодня. Во-первых, это связано с тем, что ещё продолжаются и далеки от завершения. Во-вторых, в Азиатско-Тихоокеанском регионе многие исследователи видят зачатки возникновения некой супердержавы, формирование которой непосредственно связано с реформами в КНР.
Введение
Глава I. Китайско-американские отношения
Глава II. Китайско-российские отношения
Глава III. Китай и соседние страны
Заключение
В конце февраля 2002г. Председатель КНР с официальным визитом посетил Вьетнам.
27 февраля 2002г. он провел переговоры с генеральным секретарем ЦК КПК Нонг Дык Манем и президентом Вьетнама Чон Дык Лыонгом. Они пришли к единству мнений по выведению межгосударственных дружественных отношений и сотрудничества на новый уровень развития.
28 февраля Цзян Цзэминь выступил в Ханойском государственном университете.
Он отметил, что за 10 с лишним лет после урегулирования отношений, дружественные отношения и сотрудничество между двумя странами получили большое развитие, постепенно активизировались двусторонние связи и сотрудничество в политической, экономической, научно-технической, военной и культурной сферах. Объем двусторонней торговли в эти годы увеличился с более чем 30 млрд. долларов. Стороны определили руководящий курс на развитие межпартийных и межгосударственных отношений в новом столетии – “долговременную стабильность, ориентацию на будущее, добрососедскую дружбу и всестороннее сотрудничество”.
Китай и Вьетнам имеют общие взгляды по вопросу строительства социализма и стремятся развивать отношения по восходящей линии.
Китай заинтересован в стабильной и спокойной обстановке в соседних странах.
В 2002г. КНР решительно поддержала смягчение в двусторонних отношениях Севера и Юга Корейского полуострова и начало обмена между ними, поддерживает самостоятельное и мирное объединение полуострова. Китай граничит с корейским полуостровом и будет продолжать прилагать свои усилия в способствовании мира и стабильности на нем. В мае 2002г. Генеральный секретарь Трудовой партии Кореи, Председатель Государственного комитета обороны Ким Чен побывал в Китае с успешным визитом. Традиционная китайско-корейская дружба получила дальнейшее укрепление и развитие. В октябре того же года премьер Чжу Жунцзи посетил Республику Корея с официальным визитом. Обе стороны единогласно согласились продвинуть партнерское сотрудничество между Китаем и Республикой Корея на новый этап сотрудничества.
Несмотря на географическую близость, между Китайской Народной Республикой и соседними странами существуют большие различия в плане численности населения, площади, истории и культуры, политического и социального устройства, а также, соответственно в уровне экономического развития, следствием чего является комплексность и сложность его отношений с соседями. Долговременная стабилизация и интенсивное развитие этих добрососедских отношений относятся к фундаментальным задачам и китайской внешней политики.
Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считает 1978г., в декабре которого состоялось поистине историческое событие – пленум – ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х гг. страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития.
С 80-х гг. КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых в тандем сверхдержав, во-вторых – в пространство “трех миров”, в третьих – трех достаточно различных частей развивающегося мира – Азии, Африки, Латинской Америки.
Для Китая характерно давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX–XXI вв. Китай добился на этом пути немалых успехов.
В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982г. новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов – взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды мирного сосуществования, развивать государственные отношения с другими странами мира.
Позже, в 1984г., Ден Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI в. Можно сформулировать с главным образом, в двух фразах. Первое: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире. Вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.
И, действительно во всей внешнеполитической деятельности КНР следует по намеченным направлениям, соблюдая вышеперечисленные принципы.
С началом проведения в Китае политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика была всецело ориентирована на Запад, в основном на США.
Со времени установления в 1979г. Китайско-американские дипломатические отношения претерпевали ряд трудностей. В ходе “холодной войны”, которая длилась 40 лет, Китай и США перешли от враждебности к нормализации связей.
Одной из проблем, осложняющей китайско-американские отношения, является нерешенная проблема Тайваня. США на протяжении длительного времени поставляет вооружение Тайваню, что вызывает обеспокоенность Китая.
В соответствии с Уставом ООН и общепринятыми нормами международного права – территориальная безопасность относится к ряду суверенитета государства и является абсолютным внутренним делом страны, вмешательство других стран в это категорически недопустимо. Тайвань – неотъемлемая часть территории Китая, поэтому тайваньский вопрос относится к сугубо внутреннему делу Китая, недопустимо вмешательство других стран в этот вопрос. Несмотря на политические сложности Китай и США заинтересованы в развитии торгово-экономических связей, что идет на пользу народам обеих стран и способствует стабильному развитию двусторонних отношений. В 1999г. торговый оборот между странами составил 61,5 млрд. долл.
Развитие китайско-американских отношений на протяжении почти 30-ти лет позволяет сделать некоторые выводы: Во-первых, перелом в отношениях объясняется в основном политической независимостью Китая, его бурным экономическим развитием, повышением статуса на международной арене и укреплением стратегической роли в отношениях между странами. Во-вторых, мышление “холодной войны” о том, что идеология определяет размежевание политических сил, ведет лишь к противоречию и даже конфликту. Между обеими странами имеются общие интересы. Двустороннее дружественное сотрудничество и совместное развитие не только создают блага для народов Китая и США, но и благоприятствуют стабильности, миру и расцвету в АТР и на планете. В-третьих, от урегулирования тайваньского вопроса в соответствии с тремя коммюнике непосредственно зависят стабильность, улучшение и развитие китайско-американских отношений в новом столетии. В-четвертых, необходимо устранять разногласия в духе взаимного уважения, равного согласования и стремления к общему, несмотря на существующие различия.
Китайско-российские отношения находятся на пристальном внимании мирового сообщества, поскольку от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений.
В мае 1989г. в ходе визита М.С. Горбачева в Пекин были нормализованы китайско-советские отношения.
В 90-е г. XX в. между странами был заключен ряд соглашений, в которых они выразили свои общие взгляды по поводу международной обстановки в мире и развития двусторонних отношений. В 1996г. отношения между странами перешли в стадию “стратегического партнерства”.
Китай и Россия рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое.
Взаимодействие на международной арене Россия и Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997г.
Что касается торгово-экономических отношений, то Китай является третьим торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия – восьмым по товарообороту партнером Китая.
Ключевым является доведение товарооборота между странами до 20 млрд. долл. в год.
Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеют целый ряд особенностей и преимуществ: Лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз, направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями”.
Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного сосуществования (уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Цели перспективны потому, что они будут сохраняться и в XXI в., а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи – Китай и Россия – являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, и влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.
Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете, то есть такие отношения отвечают не только интересам и чаяниям народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.
В конце 80-х начале 90-х гг. Китай в результате серьезных изменений внутри страны и на мировой арене начал проводить более открытую и взвешенную внешнюю политику по отношению к соседним странам, выступал за предотвращение возникновения новых конфликтов и разрешение существующих политическими средствами, а также избег непосредственной вовлеченности в конфликтные ситуации. Главной целью китайского руководства стало обеспечение стабильности как самой стране, так и на границах в частности. Поэтому Китай был крайне заинтересован в улучшении отношений с Индией. Исходя из этого Китай и Индия заключили два Соглашения от 1993 и 1996гг.
Эти два документа функционировали больше как меры по избежанию конфликта, чем как меры по созданию доверия. Соглашения, тем не менее, формировали политическую и правовую основу для дальнейших переговоров по пограничному вопросу и развитию двусторонних межгосударственных отношений, вносили определенный положительный вклад в поддержание мира и стабильности в южной Азии.
Ключевым моментом в отношения КНР и индии стало подписанная в 2003г. “Декларация КНР и Индии о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве”.
Стоит отметить, что у Китая отношения с соседями являются лучшими, чем у них друг с другом. Примером этого является Индия и Пакистан.
Китайско-японские отношения – яркий пример того, что тесное экономическое сотрудничеств не является гарантией преодоления разногласий. За последние двадцать пять лет правительства обеих стран проделали большую плодотворную работу по установлению прочных экономических связей. Это дало свои результаты. В невиданном подъеме экономики Китая финансовые вложения Японии сыграли далеко не последнюю роль, но при этом политическая ситуация почти всегда оставалась напряженной, систематически возникали конфликты и столкновения по самым различным, иногда совсем не значительным поводам. Но благодаря выработанной двумя странами концепции “отделение политики от экономики” эти противоречия почти всегда удавалось погасить, не нанося ущерба экономическому сотрудничеству. Очевидно, китайско-японские отношения будут играть важную роль в развитии и интеграции АТР.
Вслед за налаживаем отношения с Индией, Китай стремился нормализовать отношения с Вьетнамом. Отношения были осложнены из-за китайско-вьетнамского конфликта, а также из-за разногласий по поводу принадлежности Парасельских островов и островов Спратли.
В 1991г. произошла, как оценивали обе стороны, “плохая нормализация” отношений между сторонами.
В конце сентября 2000г. состоялся визит в Китай премьер-министра Вьетнама Фан Ван Кхоя. В ходе этого визита Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что обе страны имеют совпадающие взгляды и позиции по поводу строительства социализма, отвечающего национальным реалиям.
В 2002г. Китай решительно поддержал снятие в двусторонних отношениях Севера и Юга Корейского полуострова. С этого же года после встреч на высшем уровне руководителей КНР и Республики Корея отношения между ними вышли на новый этап сотрудничества.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что Китай непоколебимо проводит самостоятельную мирную внешнюю политику, всемирно выступает за многополярность в мировой обстановке, активно приспосабливается к глобализации экономики, всемирно участвует в региональном сотрудничестве, всеми силами продвигает создание справедливого и рационального международного политического и экономического нового порядка, стимулирует справедливое дело мира и развитие человечества.
Список литературы
1. Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники. – М., 2004.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 2004
3. История Китая под ред. Меликсетова А.В. – М., 2004.
4. Уткин А.Н. Американская стратегия для XXI в. – М., 2002.
5. Уткин А.Н. Американская империя – М., 2003.
6. Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис. 1995 № 6. С. 18-25
7. Мясников В.С. Россия-Китай. // ОНС 1996, №2 С. 34-40
8. Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока. 1997, № 2 С. 22-28
9. Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае. // Новая и новейшая история. 1999, № 2 С. 36-43
10. Михеев В. Китай и азиатский регион. // Международная жизнь. 1999, № 9 С. 30-42
11. Лукин А. Россия-Китай. // Международная жизнь. 2000, № 3 С. 40-54
12. Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история. 2003, № 3 С. 50-52
13. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь. 2003 №9 С. 24-42
Информация о работе Геополитические отношения Китая с внешним миром