Содержание
1.
Понятие геополитических
интересов………………………………………………2
2.
Геостратегическое
положение России……………………………….………….….2
3.
Политика расширения
НАТО……………………………………………………….7
4.
Что должна делать
Россия?...………………………………………………………..8
Список
используемой литературы
………………………………………………......10
- Понятие
геополитических интересов.
Под
геополитическими интересами и рядом
мер для их осуществления можно
понимать следующее: обеспечение свей
экономической политической выгоды (текущей
и будущей), обеспечение своей текущей
и будущей безопасности путем освоения
и постановкой в зависимость от себя других
государств и общественных институтов
всеми доступными (когда плюсов больше
чем минусов) способами; попытки освоения
и освоение (явное или через подставных
лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов
чужих стран максимально для своей пользы;
добиваться полного перевеса и превосходства
перед другими странами по всем направлениям
особенно в области высоких технологий
путем экономического давления, задавливания,
махинаций, путем политического давления,
шантажа, секретных подрывных действий
путем прямой агрессии; добиваться
качественного и необратимого успеха
во всех в этих
направлениях
с полным контролем подчинением
ситуации.
Вот,
кратко, как выглядят геополитические
интересы экономически развитой сверхдержавы.
Ограничиваются они только противодействием
других сверхдержав и некоторыми другими
механизмами.
- Геостратегическое
положение России.
Белоруссия
и Украина
- Оба славянских
государства рассматриваются как
«ключевые» для будущего развития
страны.
- Ситуация
в этих государствах и их влияние на политику
РФ, на протяжении всего 10 -летия после
распада СССР остается непростой и таит
множество проблем для Российской политики,
которые ей придется решать не одно десятилетие.
Программа
партнерства на 1999-2000 гг. между Украиной
и НАТО, принятая в августе 1999 г. Постоянным
советом НАТО.
Главные цели этой
программы сформулированы следующим
образом:
- обеспечение
совместимости между вооруженными силами
Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного
сотрудничества в сферах оперативной
и боевой подготовки войск, тылового обеспечения,
стандартизации систем связи и управления
войсками;
- развитие
военно-технического сотрудничества;
- обмен информацией
в области ПВО и управления воздушным
движением;
- содействие
в реорганизации ВС Украины, систем военного
- планирования
и финансирования, стандартизации систем
военного
- планирования
и финансирования, разработка оборонной
политики;
- развитие
сотрудничества в области планирования
и деятельности гражданских служб
при чрезвычайных ситуациях.
- В стратегической
перспективе дрейф Украины в сторону Запада,
стремление дистанцироваться от России
не только не укрепляют ее безопасность,
но и ведут к фатальному ослаблению и наносят
удар по ее национально-государственным
интересам.
Украина обладает промежуточным, "окраинным"
геополитическим положением между европейской,
переднеазиатской, российской геополитическими
суперструктурами. В этом ее постоянная
геополитическая "несамодостаточность".
Это исторический факт, и в нем нет ничего
злокозненного по отношению к Украине.
- Сегодня Украина
пытается связать свои прошлые и настоящие
проблемы с "кознями Москвы". Эта
карта еще долго будет разыгрываться частью
украинской политической элиты и "друзьями"
Украины со стороны.
В краткосрочной перспективе такая позиция
противовеса России приносит Украине
некоторые экономические и политические
дивиденды. Однако в долгосрочной перспективе,
избавившись от "опеки" Москвы, Украина
столкнется с рядом вызовов, исходящих
отнюдь не из России.
Никогда сельскохозяйственный, промышленный
и научно-культурный потенциал Украины
не будет востребован мировым сообществом
в той мере, как это может сделать Россия.
- Ошибочна
политика играть альтернативную России
роль на постсоветском пространстве, где
Россия остается главным стабилизирующим
элементом. Как фактор, препятствующий
интеграции, сдерживания России, нейтрализации
ее деятельности, Украина превращается
в главный элемент нового санитарного
кордона между Россией и Европой.
- Все более
полное вовлечение Украины в деятельность
НАТО лишь ускоряет выход этого блока
на новые рубежи противостояния Север-Юг
с закреплением за Украиной статуса "разделительного
рубежа".
- Выталкивая
российский флот с Черного моря, Украина
остается один на один с Турцией, что лишь
приближает экспансию с юга к границам
Украины, с замыканием причерноморского
кольца через Кавказ.
Украина
не будет выполнять роль главного
экономического моста из Европы на Ближний
Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно
оккупирована Турцией.
Место
и роль Грузии
в стратегии НАТО
на Кавказе
- Правящая
грузинская элита уже давно строит
стратегию национального развития
в XXI веке на принципах свертывания
исторических российско-грузинских связей
и отношений новой Грузии с
Россией, переориентации своих внешних
интересов и приоритетов на сближение
с западными государствами и их военно-политическими
и экономическими организациями, активного
участия Грузии в формировании нового
устраивающего только ее баланса сил в
Закавказье на основе расширения НАТО
и двухсторонних военных связей Грузии
с США, западноевропейскими странами,
Израилем и некоторыми государствами
СНГ- участниками созданной несколько
лет назад региональной военно-политической
системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,
Азербайджан, Молдавия).
- Для грузинской
элиты Россия во многом утратила интерес
как государство, в котором еще недавно
Грузия и ее представители в силу известных
традиций занимали довольно-таки привилегированное
положение.
- Грузия ищет
себе опору и покровительство не на традиционном
севере, а на совершенно других азимутах.
Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом
относятся к любым проявлениям интереса
ведущих западных стран мира к Кавказскому
региону, и особенно к намерениям западных
держав расширять и укреплять свои геостратегические
позиции на Кавказе и в прилегающих к нему
районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют
на важности транспортно-стратегического
значения, которое действительно имеет
Грузия как транзитная транскавказская
территория на маршруте т.н. “шелкового
пути” из Азии в Европу.
- Особое положение
Грузии в Закавказье и характер политики,
проводимой ее правящей элитой, предопределяют
роль и значение Тбилиси в системе американских
внешнеполитических приоритетов в этом
районе мира. Выгодное положение республики
как транзитной страны в рамках транспортного
евразийского коридора, особенно в связи
с планами реализации проектов освоения
и транспортировки каспийских энергоресурсов,
четкая стратегия официального Тбилиси
на установление союзнических отношений
с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе
в реализации военно-политических замыслов
Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее
привлекательным и важным звеном во всей
кавказской стратегии США и НАТО, перспективным
опорным пунктом американского и в целом
западного присутствия в регионе.
- Внешнеполитическая
концепция Тбилиси полностью сочетается
с так называемой доктриной
Мадлен Олбрайт, которая предусматривает
полную изоляцию России в ее новых границах
и нацелена, во-первых, на обеспечение
свободных, независимых от России, поставок
каспийских нефти и газа на международные
рынки; во-вторых, на обеспечение независимости
и экономической живучести бывших советских
республик этого региона, недопущение
возрождения сильного южного фланга бывшего
Советского Союза; в-третьих - на предотвращение
и блокирование политических и военных
инициатив России и Ирана, нацеленных
на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском
регионе в вопросах, касающихся разработки
каспийских углеводородных ресурсов и
выбора маршрутов их переброски, недопущение
стратегического сближения и взаимодействия
Москвы и Тегерана.
- В интересах
реализации кавказской стратегии НАТО
в качестве одной из главных выдвигается
задача наращивания западного военного
присутствия в Закавказье через вовлечение
Грузии в систему атлантической безопасности
и отрыв ее от системы коллективной безопасности
стран Содружества.
Решение
этой задачи осуществляется
сегодня по нескольким
направлениям:
- Продолжается
процесс все более глубокого вовлечения
Грузии в натовскую программу «Партнерство
ради мира»
- Заключаются
двухсторонние соглашения по военному
и военно-техническому сотрудничеству
Грузии со странами НАТО
- В ходе различных
учений и тренировок, проводимых на территории
Грузии в рамках ПРМ осуществляется активное
и целенаправленное освоение кавказского
сухопутного, а также каспийского и черноморского
морских театров военных действий.
- Создание
военно-политических и военных структур
антироссийской направленности типа ГУУАМ
и противопоставление их оборонным структурам
безопасности стран Содружества.
- Сворачивание
военного сотрудничества Грузии с Россией
как на двухсторонней основе, так и в рамках
Договора о коллективной безопасности
стран Содружества.
3.
Политика расширения
НАТО.
За
политикой расширения кроется ряд
разнородных интересов:
- Попытка сохранения
жизнеспособности альянса за счет поиска
ему нового применения, новых целей, а
главное - это восстановление базового
элемента блока - образа "нового старого"
врага в виде "угрозы с Востока.
- Стремление
утвердить основы общей западной политики
обороны путем упрочения своих позиций
на периферии и закрепления приобретенных
в результате победы в "холодной
войне" геополитических преимуществ.
- Желание
США и других государств сохранить контроль
за действиями Германии
- Ддля самой
же Германии расширение НАТО - идеальная
форма расширения германской зоны влияния.
- В США обязательства
по Североатлантическому договору
считаются важнейшим основанием для американского
военно-политического присутствия в Европе
и расцениваются как главный инструмент
поддержания американского влияния на
континенте при росте других центров
силы, прежде всего Германии.
- Стремление
западноевропейских стран сэкономить
на дорогостоящей модернизации экономик
бывших членов социалистического содружества
в случае их включения в ЕС,
предложив в качестве "компенсации"
восточным соседям членство в НАТО.
В целом политика Запада в
отношении России в последние
годы дает основания
предполагать, что наша страна
всерьез не рассматривается ими
как равноправный партнер. Это,
возможно, происходит потому, что Россия,
по выражению В.О.Ключевского, - переходная
страна, посредница между двумя
мирами. Культура неразрывно связала ее
с Европой, но природа дала ей те особенности,
которые всегда влекли ее к Азии или в
нее влекли Азию. И для России Западная
Европа всегда была чужой, и для Запада
Россия оставалась и остается "не своей".
Этим объясняется, в частности, появление
планов расширения НАТО на Восток,
неприятие США реинтеграции в рамках СНГ,
новое издание "дифференцированной
политики" в отношении стран СНГ, объявление
Украины сферой американских военных
гарантий. В этом же ключе может
рассматриваться и последняя стратегическая
концепция НАТО. В российском обществе
складывается обоснованное мнение, что
Запад отнюдь не исключает возможности
изолировать Россию, противопоставить
ее не только странам ближнего зарубежья,
но и Восточной Европы, установить новый
европейский порядок без нее и против
нее.
4.
Что должна делать Россия.
Обзор геополитической обстановки
позволяет сделать вывод о
том, что по совокупной геополитической
мощи Россия уступает всем
глобальным центрам силы.
Учитывая,
что во всех ключевых международных
структурах руководящая роль принадлежит
"заклятым друзьям" России, ей надо
прежде всего стремиться к созданию
широкой системы двусторонних отношений
с различными политическими субъектами
и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя
многосторонние отношения по совпадающим
интересам.
Отношения
с бывшими советскими республиками
должны строиться в первую очередь с учетом
того, насколько близка интересам нашей
страны их позиция.
В международных
отношениях акцент должен быть сделан
на реинтеграцию бывших советских
республик. Россия должна строить отношения
со странами ближнего и дальнего
зарубежья на строго индивидуальной основе,
не пытаясь разрабатывать некоей единой
для всех стратегии; определяющим должны
стать национальный прагматизм, реалистичное
стремление к воссозданию собственной
сферы влияния. Необходимо руководствоваться
долгосрочными геополитическими
интересами, а не сиюминутной политической
конъюнктурой.
Главный российский
геополитический интерес на
пространстве бывшего СССР состоит
в том, чтобы новые независимые
государства были благополучными, процветающими
и дружественными соседями России,
с их территорий не возникала бы угроза
российской безопасности.