Геополитические интересы России и НАТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Понятие геополитических интересов. {Вместо введения}
Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно
понимать
следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и
будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и
постановкой в зависимость от себя других государств и общественных

Работа содержит 1 файл

геоплит.docx

— 24.63 Кб (Скачать)

Геополитические интересы России и НАТО. 
 
Понятие геополитических интересов. {Вместо введения} 
Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно 
понимать 
следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и 
будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и 
постановкой в зависимость от себя других государств и общественных 
институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; 
попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных 
ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; 
добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем 
направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического 
давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, 
секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться 
качественного и необратимого успеха во всех в этих 
направлениях с полным контролем подчинением ситуации. 
 
Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой 
сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав 
и некоторыми другими механизмами. 
 
I.Геостратегическое положение России. 
 
 
 
Белоруссия и Украина 
 
- Оба славянских государства рассматриваются как «ключевые» для будущего 
развития страны. 
- Ситуация в этих государствах и их влияние на политику РФ, на 
протяжении всего 10 -летия после распада СССР остается непростой и 
таит множество проблем для Российской политики, которые ей придется 
решать не одно десятилетие. 
Белоруссия. 
 
 
Украина. 
 
 
Программа партнерства на 1999-2000 гг. между Украиной и НАТО, принятая в 
августе 1999 г. Постоянным советом НАТО. 
Главные цели этой программы сформулированы следующим образом: 
- обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО 
за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и 
боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем 
связи и управления войсками; 
- развитие военно-технического сотрудничества; 
- обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением; 
- содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного 
- планирования и финансирования, стандартизации систем военного 
- планирования и финансирования, разработка оборонной политики; 
- развитие сотрудничества в области планирования и деятельности 
гражданских служб при чрезвычайных ситуациях. 
. В стратегической перспективе дрейф Украины в сторону Запада, 
стремление дистанцироваться от России не только не укрепляют ее 
безопасность, но и ведут к фатальному ослаблению и наносят удар по ее 
национально-государственным интересам. 
 
Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением 
между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими 
суперструктурами. В этом ее постоянная геополитическая 
"несамодостаточность". Это исторический факт, и в нем нет ничего 
злокозненного по отношению к Украине. 
. Сегодня Украина пытается связать свои прошлые и настоящие проблемы с 
"кознями Москвы". Эта карта еще долго будет разыгрываться частью 
украинской политической элиты и "друзьями" Украины со стороны. 
 
В краткосрочной перспективе такая позиция противовеса России приносит 
Украине некоторые экономические и политические дивиденды. Однако в 
долгосрочной перспективе, избавившись от "опеки" Москвы, Украина 
столкнется с рядом вызовов, исходящих отнюдь не из России. 
 
Никогда сельскохозяйственный, промышленный и научно-культурный 
потенциал Украины не будет востребован мировым сообществом в той мере, 
как это может сделать Россия. 
. Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском 
пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом. 
Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России, 
нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент 
нового санитарного кордона между Россией и Европой. 
. Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет 
выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с 
закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа". 
. Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на 
один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам 
Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ. 
Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы 
на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией. 
Европа 
 
 
Место и роль Грузии в стратегии НАТО на Кавказе 
 
 
- Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального 
развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- 
грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации 
своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными 
государствами и их военно-политическими и экономическими 
организациями, активного участия Грузии в формировании нового 
устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения 
НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими 
странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками 
созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы 
ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). 
- Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как 
государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу 
известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение. 
- Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а 
на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим 
образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран 
мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав 
расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в 
прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на 
важности транспортно-стратегического значения, которое действительно 
имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте 
т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу. 
- Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой 
ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе 
американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. 
Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках 
транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами 
реализации проектов освоения и транспортировки каспийских 
энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление 
союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в 
реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают 
Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской 
стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в 
целом западного присутствия в регионе. 
- Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так 
называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную 
изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на 
обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских 
нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение 
независимости и экономической живучести бывших советских республик 
этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего 
Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и блокирование 
политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на 
обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в 
вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и 
выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения 
и взаимодействия Москвы и Тегерана. 
- В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из 
главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия 
в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической 
безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран 
Содружества. 
- Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям: 
- Продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую 
программу «Партнерство ради мира» 
- Заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно- 
техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО 
- В ходе различных учений и тренировок, проводимых на территории Грузии 
в рамках ПРМ осуществляется активное и целенаправленное освоение 
кавказского сухопутного, а также каспийского и черноморского морских 
театров военных действий. 
- Создание военно-политических и военных структур антироссийской 
направленности типа ГУУАМ и противопоставление их оборонным структурам 
безопасности стран Содружества. 
- Сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на 
двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной 
безопасности стран Содружества. 
 
Цель НАТО взять под свой контроль систему региональной безопасности на 
Кавказе. 
 
 
 
Политика расширения НАТО. 
 
За политикой расширения кроется ряд разнородных интересов: 
- Попытка сохранения жизнеспособности альянса за счет поиска ему нового 
применения, новых целей, а главное - это восстановление базового 
элемента блока - образа "нового старого" врага в виде "угрозы с 
Востока. 
- Стремление утвердить основы общей западной политики обороны путем 
упрочения своих позиций на периферии и закрепления приобретенных в 
результате победы в "холодной войне" геополитических преимуществ. 
- Желание США и других государств сохранить контроль за действиями 
Германии 
- Ддля самой же Германии расширение НАТО - идеальная форма расширения 
германской зоны влияния. 
- В США обязательства по Североатлантическому договору считаются 
важнейшим основанием для американского военно-политического 
присутствия в Европе и расцениваются как главный инструмент 
поддержания американского влияния на континенте при росте других 
центров силы, прежде всего Германии. 
- Стремление западноевропейских стран сэкономить на дорогостоящей 
модернизации экономик бывших членов социалистического содружества в 
случае их включения в ЕС, предложив в качестве "компенсации" 
восточным соседям членство в НАТО. 
В целом политика Запада в отношении России в последние годы дает 
основания предполагать, что наша страна всерьез не рассматривается 
ими как равноправный партнер. Это, возможно, происходит потому, что 
Россия, по выражению В.О.Ключевского, - переходная страна, посредница между 
двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа дала 
ей те особенности, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию. 
И для России Западная Европа всегда была чужой, и для Запада Россия 
оставалась и остается "не своей". Этим объясняется, в частности, появление 
планов расширения НАТО на Восток, неприятие США реинтеграции в рамках СНГ, 
новое издание "дифференцированной политики" в отношении стран СНГ, 
объявление Украины сферой американских военных гарантий. В этом же ключе 
может рассматриваться и последняя стратегическая концепция НАТО. В 
российском обществе складывается обоснованное мнение, что Запад отнюдь не 
исключает возможности изолировать Россию, противопоставить ее не только 
странам ближнего зарубежья, но и Восточной Европы, установить новый 
европейский порядок без нее и против нее. 
 
 
Что должна делать Россия. 
 
Обзор геополитической обстановки позволяет сделать вывод о том, что 
по совокупной геополитической мощи Россия уступает всем глобальным центрам 
силы. 
 
Учитывая, что во всех ключевых международных структурах руководящая 
роль принадлежит "заклятым друзьям" России, ей надо прежде всего стремиться 
к созданию широкой системы двусторонних отношений с различными 
политическими субъектами и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя 
многосторонние отношения по совпадающим интересам. 
Отношения с бывшими советскими республиками должны строиться в 
первую очередь с учетом того, насколько близка интересам нашей страны их 
позиция. 
В международных отношениях акцент должен быть сделан на реинтеграцию 
бывших советских республик. Россия должна строить отношения со странами 
ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь 
разрабатывать некоей единой для всех стратегии; определяющим должны стать 
национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственной 
сферы влияния. Необходимо руководствоваться долгосрочными геополитическими 
интересами, а не сиюминутной политической конъюнктурой. 
Главный российский геополитический интерес на пространстве бывшего СССР 
состоит в том, чтобы новые независимые государства были благополучными, 
процветающими и дружественными соседями России, с их территорий не 
возникала бы угроза российской безопасности. 
Необходимо признать и следующее: Запад консолидирован, и отдельные его 
страны включены в определенную систему иерархии. Оторвать Европу от США и 
тем более разрушить евроатлантическую солидарность в ближайшей перспективе 
утопично. Невозможен и союз с Вашингтоном против единой Европы. Следует 
также принять как очевидную реальность, что укрепление и расширение НАТО, 
распространение его влияния на другие регионы в будущем может 
привести к напряженности в отношениях с Россией. Для защиты своих 
жизненных интересов в нестабильном мире наша страна может опираться на 
свой военный потенциал и потенциал союзников в рамках права военной силы. 
Желательно четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества 
принципы невмешательства в российское геополитическое пространство, 
нарушение которых повлечет за собой адекватный ответ. Безусловно, речь не 
может идти о применении военной силы, кроме как для отражения агрессии или 
иных военных акций против российских интересов. В связи с этим 
перспективным направлением является формирование и расширение единого 
российского информационного пространства. 
 
 
 
Список использованной литературы: 
 
А. Дугин «Основы геополитики» М.1997 
 
 
Бычков Д.А. Геополитические конструкции и равновесие информационных 
систем 
 
 
«Это будет ядерная анархия» «Коммерсантъ-Daily» 03.06.2000 
 
 
Советская Чувашия Ценный совет Збигнева Бжезинского Леонид Николаев, 
"АПИ" 
 
 
Россия и ПрибалтикаI и II ч. Совет по внешней и оборонной политике 
М.1999 г. 
 
 
Современные войны и национальная безопастность России В. Потехин 
 
 
Центральная и восточная Европа: погода на завтра Институт 
национальной безопасности и стратегических исследований 1998 г. 
 
 
Актуальные проблемы современного мира КОСОЛАПОВ Н.А. Института мировой 
экономики и международных отношений РАН , 1998 
 
 
Хантингтон. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, N 1, сс. 33-48 
 
 
С. Королев Поглощение пространства 1996. 
 
 
Военная доктрина РФ (проект) НГ 23.10.99 
 
 
Почему бы России не вступить в НАТО НГ 02.06.2000 
 
 
Россия и НАТО открывают новую страницу сотрудничества НГ 02.06.2000 
 
 
У России и США должно быть по триста боеголовок НГ 02.06.2000 
 
 
Пентагону тоже надо ужиматься НГ 26.05.2000 
 
 
Альтернативы возобновлению сотрудничества с НАТО нет. НГ 19.10.1999 
 
 
Слабость геополитического мышления НГ 19.11.1999 
 
 
О войне НАТО против Югославии НГ 16.04.1999 
 
 
Союзник или геополитический соперник? НГ 29.10.1999 
 
 
Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения 
НГ 18.06.1998 
 
 
РОССИЯ И НАТО. Тезисы Совета по внешней и оборонной политике 
 
 
Центральная и Восточная Европа и интересы России. Тезисы Совета по 
внешней и оборонной политике 
 
 
В какое будущее дрейфует Украина? Институт национальной безопасности 
и стратегических исследований 1998 
 
 
Геополитическая ситуация в постсоветском пространстве и проблемы 
военной безопасности России. Институт национальной безопасности и 
стратегических исследований 1997 
 
 
Потенциальный союзник Москвы НГ 03.12.1999 
 
 
Ван Шуньчоу "Влияние новой стратегии НАТО на региональную 
безопасность. Пекинский институт международных сравнительных 
исследований 
 
 
«Быть ли Литве в НАТО» Русская мысль Париж 18.05.2000 
 
 
НАТО у границ Белоруссии. Русская мысль Париж 01.04.1999 
 
 
Появились желающие вступить в НАТО НГ 28.03.2000 
 
 
Проверка боеготовности НГ 09.06.2000 
 
 
Ближе к Вашингтону, дальше от Пекина? НГ 09.06.2000 
 
 
Збигнев Бжезинский. Формирование карты Европы продолжается: 
проблема расширения НАТО 
 
 
Вашингтонская стратегия НАТО Генерал-полковник Л.Г.ИВАШОВ 
 
 
А.Г.Иванов Европейский Союз, Россия и новая структура безопасности в 
Европе: проблемы и перспективы 
 
 
Белорусский журнал ’99 ЕС, ЗЕС, НАТО И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ 
БЕЗОПАСНОСТИ 
 
 
А.Г. Арбатов Русская национальная идея и внешняя политика 
 
 
Имперские амбиции и национальные интересы С.В. Кортунов 
 
 
Есть ли у России интересы на Балканах ГУСЬКОВА Е.Ю.Центра по 
изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН 
 
 
 
www.nns.ru Национальная электронная библиотека. 
 
 
www.nato.int -офицальный сайт НАТО.


Информация о работе Геополитические интересы России и НАТО