Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:10, реферат
Понятие геополитических интересов. {Вместо введения}
Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно
понимать
следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и
будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и
постановкой в зависимость от себя других государств и общественных
Геополитические интересы России
и НАТО.
Понятие геополитических интересов. {Вместо
введения}
Под геополитическими интересами и рядом
мер для их осуществления можно
понимать
следующее: обеспечение свей экономической
политической выгоды (текущей и
будущей), обеспечение своей текущей и
будущей безопасности путем освоения
и
постановкой в зависимость от себя других
государств и общественных
институтов всеми доступными (когда плюсов
больше чем минусов) способами;
попытки освоения и освоение (явное или
через подставных лиц) природных
ресурсов и прочих ресурсов чужих стран
максимально для своей пользы;
добиваться полного перевеса и превосходства
перед другими странами по всем
направлениям особенно в области высоких
технологий путем экономического
давления, задавливания, махинаций, путем
политического давления, шантажа,
секретных подрывных действий путем прямой
агрессии; добиваться
качественного и необратимого успеха
во всех в этих
направлениях с полным контролем подчинением
ситуации.
Вот, кратко, как выглядят геополитические
интересы экономически развитой
сверхдержавы Ограничиваются они только
противодействием других сверхдержав
и некоторыми другими механизмами.
I.Геостратегическое положение России.
Белоруссия и Украина
- Оба славянских государства рассматриваются
как «ключевые» для будущего
развития страны.
- Ситуация в этих государствах и их влияние
на политику РФ, на
протяжении всего 10 -летия после распада
СССР остается непростой и
таит множество проблем для Российской
политики, которые ей придется
решать не одно десятилетие.
Белоруссия.
Украина.
Программа партнерства на 1999-2000 гг. между
Украиной и НАТО, принятая в
августе 1999 г. Постоянным советом НАТО.
Главные цели этой программы сформулированы
следующим образом:
- обеспечение совместимости между вооруженными
силами Украины и ОВС НАТО
за счет усиления военного сотрудничества
в сферах оперативной и
боевой подготовки войск, тылового обеспечения,
стандартизации систем
связи и управления войсками;
- развитие военно-технического сотрудничества;
- обмен информацией в области ПВО и управления
воздушным движением;
- содействие в реорганизации ВС Украины,
систем военного
- планирования и финансирования, стандартизации
систем военного
- планирования и финансирования, разработка
оборонной политики;
- развитие сотрудничества в области планирования
и деятельности
гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.
. В стратегической перспективе дрейф
Украины в сторону Запада,
стремление дистанцироваться от России
не только не укрепляют ее
безопасность, но и ведут к фатальному
ослаблению и наносят удар по ее
национально-государственным интересам.
Украина обладает промежуточным, "окраинным"
геополитическим положением
между европейской, переднеазиатской,
российской геополитическими
суперструктурами. В этом ее постоянная
геополитическая
"несамодостаточность". Это исторический
факт, и в нем нет ничего
злокозненного по отношению к Украине.
. Сегодня Украина пытается связать свои
прошлые и настоящие проблемы с
"кознями Москвы". Эта карта еще долго
будет разыгрываться частью
украинской политической элиты и "друзьями"
Украины со стороны.
В краткосрочной перспективе такая позиция
противовеса России приносит
Украине некоторые экономические и политические
дивиденды. Однако в
долгосрочной перспективе, избавившись
от "опеки" Москвы, Украина
столкнется с рядом вызовов, исходящих
отнюдь не из России.
Никогда сельскохозяйственный, промышленный
и научно-культурный
потенциал Украины не будет востребован
мировым сообществом в той мере,
как это может сделать Россия.
. Ошибочна политика играть альтернативную
России роль на постсоветском
пространстве, где Россия остается главным
стабилизирующим элементом.
Как фактор, препятствующий интеграции,
сдерживания России,
нейтрализации ее деятельности, Украина
превращается в главный элемент
нового санитарного кордона между Россией
и Европой.
. Все более полное вовлечение Украины
в деятельность НАТО лишь ускоряет
выход этого блока на новые рубежи противостояния
Север-Юг с
закреплением за Украиной статуса "разделительного
рубежа".
. Выталкивая российский флот с Черного
моря, Украина остается один на
один с Турцией, что лишь приближает экспансию
с юга к границам
Украины, с замыканием причерноморского
кольца через Кавказ.
Украина не будет выполнять роль главного
экономического моста из Европы
на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль
прочно оккупирована Турцией.
Европа
Место и роль Грузии в стратегии НАТО на
Кавказе
- Правящая грузинская элита уже давно
строит стратегию национального
развития в XXI веке на принципах свертывания
исторических российско-
грузинских связей и отношений новой Грузии
с Россией, переориентации
своих внешних интересов и приоритетов
на сближение с западными
государствами и их военно-политическими
и экономическими
организациями, активного участия Грузии
в формировании нового
устраивающего только ее баланса сил в
Закавказье на основе расширения
НАТО и двухсторонних военных связей Грузии
с США, западноевропейскими
странами, Израилем и некоторыми государствами
СНГ- участниками
созданной несколько лет назад региональной
военно-политической системы
ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдавия).
- Для грузинской элиты Россия во многом
утратила интерес как
государство, в котором еще недавно Грузия
и ее представители в силу
известных традиций занимали довольно-таки
привилегированное положение.
- Грузия ищет себе опору и покровительство
не на традиционном севере, а
на совершенно других азимутах. Поэтому
в Тбилиси внимательнейшим
образом относятся к любым проявлениям
интереса ведущих западных стран
мира к Кавказскому региону, и особенно
к намерениям западных держав
расширять и укреплять свои геостратегические
позиции на Кавказе и в
прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси
буквально спекулируют на
важности транспортно-стратегического
значения, которое действительно
имеет Грузия как транзитная транскавказская
территория на маршруте
т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.
- Особое положение Грузии в Закавказье
и характер политики, проводимой
ее правящей элитой, предопределяют роль
и значение Тбилиси в системе
американских внешнеполитических приоритетов
в этом районе мира.
Выгодное положение республики как транзитной
страны в рамках
транспортного евразийского коридора,
особенно в связи с планами
реализации проектов освоения и транспортировки
каспийских
энергоресурсов, четкая стратегия официального
Тбилиси на установление
союзнических отношений с НАТО и Западом,
особая роль Шеварднадзе в
реализации военно-политических замыслов
Вашингтона на Кавказе делают
Грузию наиболее привлекательным и важным
звеном во всей кавказской
стратегии США и НАТО, перспективным опорным
пунктом американского и в
целом западного присутствия в регионе.
- Внешнеполитическая концепция Тбилиси
полностью сочетается с так
называемой доктриной Мадлен Олбрайт,
которая предусматривает полную
изоляцию России в ее новых границах и
нацелена, во-первых, на
обеспечение свободных, независимых от
России, поставок каспийских
нефти и газа на международные рынки; во-вторых,
на обеспечение
независимости и экономической живучести
бывших советских республик
этого региона, недопущение возрождения
сильного южного фланга бывшего
Советского Союза; в-третьих - на предотвращение
и блокирование
политических и военных инициатив России
и Ирана, нацеленных на
обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском
регионе в
вопросах, касающихся разработки каспийских
углеводородных ресурсов и
выбора маршрутов их переброски, недопущение
стратегического сближения
и взаимодействия Москвы и Тегерана.
- В интересах реализации кавказской стратегии
НАТО в качестве одной из
главных выдвигается задача наращивания
западного военного присутствия
в Закавказье через вовлечение Грузии
в систему атлантической
безопасности и отрыв ее от системы коллективной
безопасности стран
Содружества.
- Решение этой задачи осуществляется
сегодня по нескольким направлениям:
- Продолжается процесс все более глубокого
вовлечения Грузии в натовскую
программу «Партнерство ради мира»
- Заключаются двухсторонние соглашения
по военному и военно-
техническому сотрудничеству Грузии со
странами НАТО
- В ходе различных учений и тренировок,
проводимых на территории Грузии
в рамках ПРМ осуществляется активное
и целенаправленное освоение
кавказского сухопутного, а также каспийского
и черноморского морских
театров военных действий.
- Создание военно-политических и военных
структур антироссийской
направленности типа ГУУАМ и противопоставление
их оборонным структурам
безопасности стран Содружества.
- Сворачивание военного сотрудничества
Грузии с Россией как на
двухсторонней основе, так и в рамках Договора
о коллективной
безопасности стран Содружества.
Цель НАТО взять под свой контроль систему
региональной безопасности на
Кавказе.
Политика расширения НАТО.
За политикой расширения кроется ряд разнородных
интересов:
- Попытка сохранения жизнеспособности
альянса за счет поиска ему нового
применения, новых целей, а главное - это
восстановление базового
элемента блока - образа "нового старого"
врага в виде "угрозы с
Востока.
- Стремление утвердить основы общей западной
политики обороны путем
упрочения своих позиций на периферии
и закрепления приобретенных в
результате победы в "холодной войне"
геополитических преимуществ.
- Желание США и других государств сохранить
контроль за действиями
Германии
- Ддля самой же Германии расширение НАТО
- идеальная форма расширения
германской зоны влияния.
- В США обязательства по Североатлантическому
договору считаются
важнейшим основанием для американского
военно-политического
присутствия в Европе и расцениваются
как главный инструмент
поддержания американского влияния на
континенте при росте других
центров силы, прежде всего Германии.
- Стремление западноевропейских стран
сэкономить на дорогостоящей
модернизации экономик бывших членов
социалистического содружества в
случае их включения в ЕС, предложив в
качестве "компенсации"
восточным соседям членство в НАТО.
В целом политика Запада в отношении России
в последние годы дает
основания предполагать, что наша страна
всерьез не рассматривается
ими как равноправный партнер. Это, возможно,
происходит потому, что
Россия, по выражению В.О.Ключевского,
- переходная страна, посредница между
двумя мирами. Культура неразрывно связала
ее с Европой, но природа дала
ей те особенности, которые всегда влекли
ее к Азии или в нее влекли Азию.
И для России Западная Европа всегда была
чужой, и для Запада Россия
оставалась и остается "не своей".
Этим объясняется, в частности, появление
планов расширения НАТО на Восток, неприятие
США реинтеграции в рамках СНГ,
новое издание "дифференцированной
политики" в отношении стран СНГ,
объявление Украины сферой американских
военных гарантий. В этом же ключе
может рассматриваться и последняя стратегическая
концепция НАТО. В
российском обществе складывается обоснованное
мнение, что Запад отнюдь не
исключает возможности изолировать Россию,
противопоставить ее не только
странам ближнего зарубежья, но и Восточной
Европы, установить новый
европейский порядок без нее и против
нее.
Что должна делать Россия.
Обзор геополитической обстановки позволяет
сделать вывод о том, что
по совокупной геополитической мощи Россия
уступает всем глобальным центрам
силы.
Учитывая, что во всех ключевых международных
структурах руководящая
роль принадлежит "заклятым друзьям"
России, ей надо прежде всего стремиться
к созданию широкой системы двусторонних
отношений с различными
политическими субъектами и на Западе,
и на Востоке, постепенно формируя
многосторонние отношения по совпадающим
интересам.
Отношения с бывшими советскими республиками
должны строиться в
первую очередь с учетом того, насколько
близка интересам нашей страны их
позиция.
В международных отношениях акцент должен
быть сделан на реинтеграцию
бывших советских республик. Россия должна
строить отношения со странами
ближнего и дальнего зарубежья на строго
индивидуальной основе, не пытаясь
разрабатывать некоей единой для всех
стратегии; определяющим должны стать
национальный прагматизм, реалистичное
стремление к воссозданию собственной
сферы влияния. Необходимо руководствоваться
долгосрочными геополитическими
интересами, а не сиюминутной политической
конъюнктурой.
Главный российский геополитический интерес
на пространстве бывшего СССР
состоит в том, чтобы новые независимые
государства были благополучными,
процветающими и дружественными соседями
России, с их территорий не
возникала бы угроза российской безопасности.
Необходимо признать и следующее: Запад
консолидирован, и отдельные его
страны включены в определенную систему
иерархии. Оторвать Европу от США и
тем более разрушить евроатлантическую
солидарность в ближайшей перспективе
утопично. Невозможен и союз с Вашингтоном
против единой Европы. Следует
также принять как очевидную реальность,
что укрепление и расширение НАТО,
распространение его влияния на другие
регионы в будущем может
привести к напряженности в отношениях
с Россией. Для защиты своих
жизненных интересов в нестабильном мире
наша страна может опираться на
свой военный потенциал и потенциал союзников
в рамках права военной силы.
Желательно четко сформулировать, оформить
и довести до мирового сообщества
принципы невмешательства в российское
геополитическое пространство,
нарушение которых повлечет за собой адекватный
ответ. Безусловно, речь не
может идти о применении военной силы,
кроме как для отражения агрессии или
иных военных акций против российских
интересов. В связи с этим
перспективным направлением является
формирование и расширение единого
российского информационного пространства.
Список использованной литературы:
А. Дугин «Основы геополитики» М.1997
Бычков Д.А. Геополитические конструкции
и равновесие информационных
систем
«Это будет ядерная анархия» «Коммерсантъ-Daily»
03.06.2000
Советская Чувашия Ценный совет Збигнева
Бжезинского Леонид Николаев,
"АПИ"
Россия и ПрибалтикаI и II ч. Совет по внешней
и оборонной политике
М.1999 г.
Современные войны и национальная безопастность
России В. Потехин
Центральная и восточная Европа: погода
на завтра Институт
национальной безопасности и стратегических
исследований 1998 г.
Актуальные проблемы современного мира
КОСОЛАПОВ Н.А. Института мировой
экономики и международных отношений
РАН , 1998
Хантингтон. Столкновение цивилизаций?
// Полис, 1994, N 1, сс. 33-48
С. Королев Поглощение пространства 1996.
Военная доктрина РФ (проект) НГ 23.10.99
Почему бы России не вступить в НАТО НГ
02.06.2000
Россия и НАТО открывают новую страницу
сотрудничества НГ 02.06.2000
У России и США должно быть по триста боеголовок
НГ 02.06.2000
Пентагону тоже надо ужиматься НГ 26.05.2000
Альтернативы возобновлению сотрудничества
с НАТО нет. НГ 19.10.1999
Слабость геополитического мышления НГ
19.11.1999
О войне НАТО против Югославии НГ 16.04.1999
Союзник или геополитический соперник?
НГ 29.10.1999
Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации
и некоторые предложения
НГ 18.06.1998
РОССИЯ И НАТО. Тезисы Совета по внешней
и оборонной политике
Центральная и Восточная Европа и интересы
России. Тезисы Совета по
внешней и оборонной политике
В какое будущее дрейфует Украина? Институт
национальной безопасности
и стратегических исследований 1998
Геополитическая ситуация в постсоветском
пространстве и проблемы
военной безопасности России. Институт
национальной безопасности и
стратегических исследований 1997
Потенциальный союзник Москвы НГ 03.12.1999
Ван Шуньчоу "Влияние новой стратегии
НАТО на региональную
безопасность. Пекинский институт международных
сравнительных
исследований
«Быть ли Литве в НАТО» Русская мысль Париж
18.05.2000
НАТО у границ Белоруссии. Русская мысль
Париж 01.04.1999
Появились желающие вступить в НАТО НГ
28.03.2000
Проверка боеготовности НГ 09.06.2000
Ближе к Вашингтону, дальше от Пекина?
НГ 09.06.2000
Збигнев Бжезинский. Формирование карты
Европы продолжается:
проблема расширения НАТО
Вашингтонская стратегия НАТО Генерал-полковник
Л.Г.ИВАШОВ
А.Г.Иванов Европейский Союз, Россия и
новая структура безопасности в
Европе: проблемы и перспективы
Белорусский журнал ’99 ЕС, ЗЕС, НАТО И
ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
А.Г. Арбатов Русская национальная идея
и внешняя политика
Имперские амбиции и национальные интересы
С.В. Кортунов
Есть ли у России интересы на Балканах
ГУСЬКОВА Е.Ю.Центра по
изучению современного балканского кризиса
Института славяноведения РАН
www.nns.ru Национальная электронная библиотека.
www.nato.int -офицальный сайт НАТО.