Геополитическая структура мира после холодной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть геополитическую структуру мира после «холодной войны». В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность «холодной войны»;
Рассмотреть международные отношения после окончания «холодной войны»;
Рассмотреть отношения между РФ и США после «холодной войны».

Содержание

Содержание
Введение 3
Холодная война 4
Баланс сил после окончания «холодной войны» 7
Россия и США 10
Россия и НАТО 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

КР Геополитика.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Большая Игра в мировом масштабе постепенно все более приводит к оппозиции между проамериканскому империализму “либеральных демократий” и “клубом проклятых”: Китая, Ирана, Северной Кореи (которая активно сотрудничает в сфере ракетостроения с Тегераном), Кубы и Ирака.

 

Россия  и США

     Распад  СССР и Варшавского договора, исчезновение мировой социалистической системы привели к окончанию «холодной войны» и ликвидации биполярной структуры международных отношений в начале 1990-х гг. В этих условиях радикально изменилась и модель российско - американских отношений.

     Исчезла идеологическая непримиримость. Коммунистическая идеология в России перестала быть государственной доктриной, более того, у нас в стране теперь вообще нет какой - либо официальной идеологии. Во всяком случае, наше государство больше не навязывает всему миру свои идеологические постулаты, не ведет «идеологической войны» против США.

     В России осуществляется переход к рыночной экономике, наша страна, как и другие бывшие социалистические государства, стала частью мировой капиталистической системы. Вместо борьбы двух экономических систем на первый план выдвинулись проблемы интеграции в глобальный рынок.

     Перестав  быть коммунистической сверхдержавой, Российская Федерация не имеет геополитических интересов, которые требуют прямого вовлечения в любой конфликт во всех регионах мира. Приоритеты российских национальных интересов ограничены постсоветским пространством, а также регионами вблизи наших границ, с которыми мы традиционно взаимодействуем. Естественно, мы не можем игнорировать и США, крупнейшую державу мира с глобальными интересами5.

     Россия, в отличие от многих других ключевых государств, имеет жизненно важные интересы не в одном, а в нескольких регионах - это Европа, Ближний Восток, Дальний Восток.

     В сфере военной можно констатировать отсутствие каких бы то ни было рациональных причин для ядерной войны между Россией и США. Но есть опасное наследие – огромные ядерные арсеналы, созданные для войны друг против друга. Обе стороны объективно заинтересованы в том, чтобы преодолеть это наследство, снизить ядерную угрозу.

     Вместе с тем, Россия и США имеют общий интерес в предотвращении многосторонней гонки ядерных вооружений. Ни Вашингтон, ни Москва не хотят, чтобы их догнали по числу и качеству ядерных вооружений Пекин, Дели, Париж или кто-либо другой. Это касается не только других ядерных держав, но и претендентов на вступление в члены «ядерного клуба». Такими потенциальными возможностями обладает примерно 40 стран, и некоторые из них активно пытаются реализовать их.

     Наконец, формирование новой модели партнерства  России и США происходило в условиях резкого усиления асимметрии потенциалов и интересов двух стран. В Вашингтоне однозначно истолковали окончание «холодной войны» как свою «победу». Стратегия американского руководства направлена на консолидацию однополярной системы международных отношений, закрепление за Соединенными Штатами роли единственной сверхдержавы. Концепция однополярности исключает развитие равноправных отношений США с любой другой страной, даже с самыми близкими союзниками.6

     Этот  подход не мог не отразиться на отношениях США к Российской Федерации в 1990-е гг. Вашингтон больше не считал Москву равным по силе соперником. Соединенные Штаты взяли на себя роль «ментора» в осуществлении российских внутренних реформ, в то же время определяя условия интеграции России в глобальную экономическую и политическую систему. При этом Вашингтон формально говорил о партнерстве, но не считался с интересами Москвы, ставя ее перед свершившимися фактами. Так произошло, когда началось расширение НАТО и была развязана война в Косово. Россия столкнулась с угрозой превращения во второстепенную державу. Однако в начале нынешнего десятилетия США и Россия вновь провозгласили стратегическое партнерство, объявив общим врагом международный терроризм.

     Но  декларации опять не были реализованы. Можно, вероятно, говорить об ошибках российской стороны, которая не смогла и не очень даже пыталась оговорить условия нашей поддержки США в Афганистане после 11 сентября 2001 г. (например, отказ от новой волны расширения НАТО и выхода из Договора по ПРО). Момент был упущен, и вскоре Вашингтон вновь охватило своего рода «головокружение от успехов».

     США не отказывались от союзников, но в  качестве участников «коалиции желающих», которые должны были просто беспрекословно следовать курсу Вашингтона. Эта  же схема закладывалась и в американский подход к стратегическому партнерству с Россией.

     Расхождения позиций России и США проявились, прежде всего, в тех сферах, где, казалось бы, интересы сторон совпадали: борьба с международным терроризмом  и распространением ОМУ. Россия не считала своими врагами Ирак, Иран и КНДР, включенные администрацией Буша в «ось зла». Москва осудила войну в Ираке и выступила против применения военной силы для прекращения ядерных программ Северной Кореи и Ирана.

     Наконец, после «холодной войны» появилась еще одна общая угроза – международный терроризм. Столкнувшись с террористической угрозой, Россия и США после 11 сентября 2001 г. продекларировали приоритетное значение борьбы с международными террористами.

     В целом Россия начала проводить и  более активную политику на международной арене. Вновь развернулось геополитическое соперничество, хотя его ареной стали новые независимые государства на территории бывшего СССР. Москва крайне резко отреагировала на «оранжевые революции» в ряде стран СНГ и усиление американского военного присутствия в Закавказье и Средней Азии, воспринимая их как попытки США вытеснить Россию из постсоветского пространства. Еще более жесткую позицию Россия заняла по вопросам ПРО и дальнейшего расширения НАТО.

     Фактически  российско-американское сотрудничество сегодня носит ограниченный характер, а по большинству международных вопросов напряженность между Вашингтоном и Москвой нарастает.

Россия  и НАТО

     Контакты  и сотрудничество НАТО с Россией  стали развиваться с начала 90-х годов. Необходимость сотрудничества между Россией и странами НАТО ясна: общие вызовы безопасности лучше всего отражать во взаимодействии, а во всеобщей системе европейской безопасности в период после «холодной войны» участие в этом деле России играет важнейшую роль.

     В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. – Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").7

     Диалог, продолжавшийся в течение последующих  пяти лет, позволил достичь большого прогресса в укреплении взаимного  доверия. Он продолжался, несмотря на возникшие разногласия по вопросу военно-воздушной кампании в Косово, в связи с чем на целый год были приостановлены заседания СПС.

     После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. В феврале 2003 г. между Россией и НАТО было подписано рамочное соглашение по спасанию экипажей аварийных подводных лодок.

     Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО" для содействия развитию сотрудничества между ними в качестве равных партнеров. Совет создал семь постоянных рабочих групп по вопросам: борьбы с терроризмом, распространения ОМУ, миротворчества, противоракетной обороны на театре военных действий, сотрудничества в области управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, научного сотрудничества и вызовов современному обществу.

     В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство.

     Активизировалось  сотрудничество в борьбе с распространением ядерного, биологического, химического  оружия и технологий баллистических ракет, в частности, подготовлена оценка глобальных тенденций в области  распространения оружия массового уничтожения. Сотрудничество в области противоракетной обороны на театре военных действий направлено на отражение беспрецедентной опасности, исходящей от высокоточных баллистических ракет, которые становятся все более доступными.

     Военная реформа - это еще одна область, представляющая взаимный интерес. В октябре 2002 г. началось сотрудничество по различным аспектам военной реформы, таким как управление людскими и финансовыми ресурсами; макроэкономические, финансовые и социальные проблемы; планирование строительства вооруженных сил.

     С 1996 г. Россия и НАТО сотрудничают в  создании возможностей для совместных действий по реагированию на гражданские  чрезвычайные ситуации, такие как  землетрясения и наводнения, а  также для координации действий при выявлении и предотвращении стихийных бедствий до их возникновения. По инициативе России в 1998 г. был создан Евроатлантический центр координации помощи при стихийных бедствиях и катастрофах.

     В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО.

     Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах «больших стран», подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США.

 

Заключение

     На сегодняшний день «холодная война» остаётся главным событием XX-го века. «Холодная война» будучи по преимуществу явлением мировой политики была закончена без единого выстрела «воюющих» непосредственно друг в друга и прекратилась ввиду отсутствия одного из противников. Естественно, с окончанием «холодной войны», примирение между лидерами блоков, воевавших в войне, произошло не по всем аспектам. Россия по-прежнему остается сильной (в военном плане) державой. И во многом из-за этого мы остаёмся изгоями в мировом сообществе.

     Поставленные  задачи автором работы были достигнуты. В этой работе было не только описание сущности «холодной войны», но и так же показано, к чему же всё-таки привело многолетнее противостояние СССР и США, а также взаимоотношения России и США и НАТО после «холодной войны».

     Ответить  на вопрос: «закончилась ли «холодная  война»?» нельзя однозначно. Скорее всего «холодная война», как таковая, закончилась, однако, противостояние продолжается, несмотря на все пакты о разоружении. Ведь, если страна (например, США или Россия) отказалась производить бактериологическое оружие, это вовсе не значит, что она его не производит. Можно сказать с уверенностью, что напряжённость в отношениях между РФ и США будет всегда присутствовать.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Зубок, В. М. «Фактор Горбачева» и конец холодной войны: материалы к дискуссии // СГУ. Научные публикации факультета, 2005 г.
  2. Коновалов А. Как Россия и США "потеряли" друг друга // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7.
  3. Лебедева Т.П. Геополитика. Учебное пособие M.: МГУ, 2008
  4. Мировая политика и международные отношения. Учебное пособие / под редакцией Ланцовой С.А., Ачкасовой В.А., Спб.: Питер, 2000 г.
  5. Мировая политика после 1945 года / Кальвокоресси П. В 2 кн., М.: Международные отношения, 2000 г.
  6. Основы геополитики / Дугин А., М.: Прогресс, 2000 г.
  7. Рогов С.М. Россия и США: уроки истории и выводы на будущее // Росия и Америка в XXI веке. 2007 №1
  8. www.coldwar.com

Информация о работе Геополитическая структура мира после холодной войны