Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа
Япония расположена на большом стратовулканическом архипелаге, находящемся у тихоокеанского побережья Азии. В соответствии с системой географических координат, Япония лежит на 36° к северу от экватора и на 138° к востоку от гринвичского меридиана. Страна располагается к северо-востоку от Китая и Тайваня (отделена от них Восточно-Китайским морем) и строго на востоке от Кореи (отделена Японским морем). Севернее Японии находится Дальний Восток, географическая область России.
Часть I. Геополитические факторы
1.1. География……………………………………………………………………………………3
1.2. Население……………………………………………………………………………………3
1.3. Экономика…………………………………………………………………………………...3
1.4. Форма Политического режима……………………………………………………………..4
1.5. Военный потенциал…………………………………………………………………………5
1.6. Историческая справка об изменении территории………………………………………...6
Часть II. Характеристика внешнеполитических связей
2.1. Внешнеполитические связи Японии……………………………………………………….7
2.2. Значение «северных территорий» для Японии……………………………………………7
2.3. Проблема «северных территорий»…………………………………………………………8
Часть III. Перспектива решения проблемы…………………………………………………...10
Список используемых источников ………
Следующим шагом Японии было завоевание Юго-Восточной Азии и установление «Великого пояса азиатского процветания», а также освобождение Северо-Восточной Азии от европейцев. В 1940 году Япония оккупировала французский Индокитай (Вьетнам) и присоединилась к Оси (союзу Германии и Италии). Эти действия ускорили разгорание конфликта между Японией, США и Великобританией, устроивших Японии нефтяной бойкот. Поэтому японское правительство решило захватить голландскую Восточную Индию (Индонезию) - регион, богатый нефтью, рискуя развязать войну с США и Великобританией.
В декабре 1941 года Япония напала на США в Перл-Харборе и за полгода распространила свой контроль на огромную территорию - до границ Индии на западе и Новой Гвинеи на юге. В 1944 году начались мощные бомбардировки Японии, и в отчаянии японцы начали использовать против союзников летчиков-самоубийц (камикадзе). Война была закончена на Окинаве в 1945 году.
27 июля 1945 года союзники предложили Японии подписать Потсдамскую декларацию о капитуляции, угрожая продолжить уничтожение страны. Но военные и не думали сдаваться, даже после того, как США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа, и после объявления Советским Союзом войны Японии 8 августа. 14 августа Япония официально приняла условия капитуляции и сообщила об этом союзникам. Формальная капитуляция подписана 2 сентября 1945 года.
После Второй мировой войны Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были разрушены. Оккупация Японии силами союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года. Операция преимущественно была разработана и проведена силами армии США под командованием генерала Мак-Артура.
Территория Японии после войны напоминала 1868 год - без Курильских островов, оккупированных Советским Союзом, и островов Рюкю, включая остров Окинава, находящихся под контролем США.
После II Мировой войны перед японцами встало две важные территориальные проблемы. Это были оккупированные Советским Союзом Северные территории и оккупированная Соединенными Штатами Окинава. С Курил проживавшие там 17 тысяч японцев были насильственно выселены Сталиным. Поэтому японское правительство считало, что прежде всего необходимо решить вопрос о суверенитете над Окинавой. На Окинаве жило около миллиона японцев. Было приложено максимум усилий для успешного ведения переговорного процесса, и в 1972 году суверенитет над Окинавой был официально возвращен Японии. Мирный договор с СССР не подписан. Проблема с северных территорий до сих пор остается нерешенной.
Часть II. Характеристика внешнеполитических связей
2.1. Внешнеполитические связи Японии
Целью внешней политики Японии является обеспечение стабильности и процветания страны и богатой и мирной жизни ее граждан. В Японии глубоко осознали, что для достижения этой цели она должна прилагать активные усилия для создания и поддержания стабильной глобальной системы. В период холодной войны и существования двухполюсной системы «Восток — Запад» Японии приходилось действовать, так сказать, «в заданных рамках», как одному из членов Западного лагеря. Сегодня же задача японской дипломатии представляется так: играя активную политическую роль, соответствующую ее экономической мощи, Япония также должна активно участвовать в выработке новой системы на самых различных форумах и на любых уровнях, а затем прилагать усилия для поддержания этой системы.
Япония поддерживает близкие экономические и военные отношения с Соединёнными Штатами Америки. Их основой служит договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. Япония входит в состав ООН с 1956 года, а также является непостоянным членом Совета Безопасности ООН (всего по состоянию на 2010 год она входила в Совет Безопасности 19 лет). Это воспринимается как высокая оценка международным сообществом той широкой деятельности, которую Япония проводит в ООН, а также как надежда на ту роль, которую Япония сыграет в будущем. Япония заявила о том, что в дальнейшем она, строго соблюдая запрет своей конституции на использовании военной силы, и заручившись поддержкой большинства государств и пониманием их народов, готова принять на себя обязанности постоянного члена Совета Безопасности. Япония активно включилась в работу по реформированию ООН, что, в частности, позволит ей войти в круг постоянных членов СБ. Кроме того она входит в группу G4 с целью стать постоянным членом Совета Безопасности. Как член большой восьмёрки, Группы десяти, АТЭС, участник саммита АСЕАН плюс 3 и Восточноазиатского саммита, Япония активно участвует в международных отношениях и улучшает связи с важными для неё партнёрами по всему миру. В марте 2007 года она подписала совместную декларацию о сотрудничестве в области безопасности c Австралией, а в октябре 2008 — с Индией. ля дальнейшего развития АТР следует еще активнее поощрять и применять формулу регионального сотрудничества. Здесь важную роль играет Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС. Его можно назвать «региональное сотрудничество, открытое для всех». В этом качестве АТЭС способствует либерализации и нормальному ходу внешней торговли и инвестиций, а также экономическому и технологическому сотрудничеству в самых широких областях.
В области обеспечения безопасности важную роль играет Асеановский региональный форум. Он способствует укреплению отношений доверия в этом регионе. Япония также оказывает содействие тому, чтобы деятельность этого форума уверенно набирала обороты.
Япония вовлечена в территориальные споры с несколькими соседними государствами. Согласно официальной японской позиции, южные Курильские острова, де-факто находящиеся в составе России, являются частью территории Японии. Из-за этого вопроса между Японией и Россией до сих пор не подписан мирный договор.
2. 2. Значение «северных территорий» для Японии
В случае получения Южных Курил Япония может приобрести:
В политическом смысле - существенное повышение международного авторитета страны, что, по мнению Токио, содействовало бы приведению мирового статуса Японии в соответствие с ее экономическим могуществом.
В экономическом плане - Южные Курилы и прилегающая 200-мильная экономическая зона имеют исключительную ценность по запасам рыбной продукции (Южно-Курильская экспедиция дает половину производства всех российских рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока) и запасам полезных ископаемых (в т.ч. и стратегических) как на самих островах, так и на прилегающем к ним шельфе, что имеет огромное значение для японской экономики.
В военном плане - обладание островами Южно-Курильской гряды обеспечило бы для ВМС Японии и США свободный выход в Охотское море и позволило бы осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами, тем самым не допуская развертывания сил Тихоокеанского флота России, включая подводных лодок атомного ракетного базирования (ПЛАРБ), в районах оперативного базирования.
2. 3. Проблема «северных территорий»
В 1951 году по Сан-францисскому мирному договору Япония признала итоги второй мировой войны, в результате чего она лишилась, в том числе Южного Сахалина и Курильских островов. Но вскоре США заявили, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи в состав Курил не входят. С тех пор позиция Японии по территориальному спору остается неизменной: все четыре острова являются японскими и должны быть возвращены. Меняется лишь тактика на пути к этой цели.
Впервые Япония потребовала возвращения всех северных территорий в 1956 году. Не добившись этого, японцы пошли на компромисс, подписав с СССР совместную декларацию, предусматривавшую заключение мирного договора и возвращение Японии островов Шикотан и Хабомаи. Хотя этот документ и называется Декларацией, по сути дела, юридически он приравнивается к договору: она была ратифицирована парламентами обеих стран. В первой статье Декларации говорится о прекращении состояния войны между нашими странами и о восстановлении дружественных, добрососедских отношений, во второй - о восстановлении дипломатических отношений. Кроме того, в Декларации говорится о репатриации всех находившихся в Сибири и Средней Азии японских военнопленных и об отказе Советского Союза от всяческих репараций со стороны Японии. За исключением территориального вопроса Декларацию 1956 года можно назвать Основополагающим Договором о межгосударственных отношениях Японии и СССР. По японской версии, затем должны были продолжиться переговоры о судьбе остальных двух островов.
В эпоху Горбачева японцы вновь напомнили о необходимости вернуть все острова, предлагая за уступчивость солидную экономическую помощь (по разным данным, от $26 млрд. до $200 млрд.). Одновременно они призвали Запад оказать международное давление на СССР по территориальной проблеме.
24 июля 1997 года Рютаро Хасимото в новой дипломатической концепции «Евразийская дипломатия» признал невозможность «решить проблему северных территорий путем победы только одной стороны и проигрыша другой», и вскоре Япония приняла решение активизировать программы сотрудничества с РФ на Сахалине и Дальнем Востоке.
В апреле 1998 года на неформальной встрече в Каване японцы предложили решить территориальный спор путем признания Россией Южных Курил японской территорией с отсрочкой процесса реальной передачи островов.
В феврале 2001 года на встрече в Иркутске премьер Иосиро Мори предложил разбить проблему на две части, то есть вести раздельные переговоры о передаче Шикотана и Хабомаи в соответствии с декларацией 1956 года и о судьбе Кунашира и Итурупа. После отставки Иосиро Мори эта линия подверглась критике в Японии, и ее МИД отошел на более жесткие позиции — РФ должна вернуть сразу все четыре острова.
В январе 2005 года глава МИД Японии Нобутака Матимура, очередной раз, заявляя о японском суверенитете над всеми спорными островами, пояснил, что Токио хотел бы пока получить от России только признание этого факта, отложив на будущее физическую передачу островов, форма, сроки и условия которой могут быть предметом дальнейших переговоров.
В декабре 2006 года глава МИД Японии Таро Асо в неофициальной беседе с журналистами вбросил предложение решить территориальный спор по образцу решения аналогичной проблемы между РФ и КНР, то есть разделив площадь спорных островов пополам. Но позднее Токио дезавуировал это заявление.
В 2007 году премьер Синдзо Абэ предложил Владимиру Путину ради создания благоприятной атмосферы для решения территориальной проблемы активизировать двустороннее сотрудничество в развитии Курил, Дальнего Востока и Сибири.
В августе текущего года бывший министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара совершил вторую поездку на спорные Курильские острова, тональность его высказываний в ходе визита существенно отличалась от резких заявлений последнего времени.
Спор достиг пиковой отметки в ноябре прошлого года, когда российский президент Дмитрий Медведев совершил беспрецедентный визит на остров Кунашир. Во время поездки Медведев дал понять, что Москва намерена наращивать свое стратегическое присутствие на Курилах. Он пояснил, что там должно быть в наличии достаточно вооружений, чтобы обеспечивать «безопасность островов как неотъемлемой части России».
Япония ответила резкой критикой по поводу визита, и премьер-министр Наото Кан назвав данный шаг Медведева «непростительным» и «возмутительным». Затем в июне текущего года к этой проблеме привлекли всеобщее внимание Соединенные Штаты, вновь выступившие за возврат островов под юрисдикцию Японии после двусторонних консультаций с Токио по вопросам безопасности.
Этот год начался довольно тихо, поскольку обе стороны ругались приглушенно. В Японии администрация Кана и пришедшая ей на смену администрация Ёсихико Ноды были заняты ликвидацией последствий землетрясения и политической междоусобицей с Демократической партией Японии. У России были свои отвлекающие моменты, такие как январский теракт в московском аэропорту и активная подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Токио по-прежнему смотрит на Курилы как на принадлежащие Японии территории, а Москва, похоже, готова сохранять существующее положение вещей, пока двусторонние отношения развиваются относительно гладко. Несмотря на это, российское Министерство иностранных дел без колебаний осудило вмешательство США в двусторонний спор. Министерство выступило в июне с заявлением после того, как США подтвердили свою поддержку японским территориальным требованиям. МИД отметил, что «неуместно ставить под сомнение российский суверенитет над южной частью Курильских островов, которые стали частью российской территории в результате Второй мировой войны, что подтверждено Уставом ООН».
Москва еще больше ужесточила свою позицию, заявив, что не рассматривает официальный мирный договор с Японией об окончании Второй мировой войны, который до сих пор не подписан из-за территориального спора, в качестве важного шага для налаживания позитивных отношений с Японией.
Часть III. Перспектива решения проблемы
Российское государство неоднократно подчеркивало свое стремление к укреплению связей с Японией и считает это возможным, несмотря на существующие разногласия по Курилам. Современная Россия уделяет слишком мало внимания для развития производства и социальных условий на островах, поэтому разрушается инфраструктура некогда мощных промышленных предприятий, а местные жители сидят без работы. Япония прекрасно видит слабость России и поэтому будет жестче наставить на передаче островов, хотя острова имеют важное значение для России. Но не все так плохо, Федеральная программа развития островов с 2007 по 2015 годы, предусматривает инвестирование почти 18 миллиардов рублей, то есть по 2 миллиарда рублей в год, что эквивалентно примерно 300 тысячам рублей на каждого жителя островов, и позволит увеличить население с 19 до 30 тысяч человек. Инвестиции будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры и, конечно же, развитие рыбной отрасли, предлагается создать ещё 20 новых рыборазводных и перерабатывающих заводов. Таким образом, правительство хочет укрепить социально-экономическую ситуацию на Курилах, и тем самым показать Япония, что Россия развивает свои отдаленные территории и никому их отдавать не собирается.