Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:35, реферат
Регионоведение, как учебная дисциплина, предполагает изучение множества понятий и аспектов, связанных с территориальными образованиями, которые именуются регион.
В начале пути, при изучении основ регионоведения, главной задачей учащегося является не столько знакомство с основными терминами и понятиями науки, сколько глубинное их понимание.
Введение.
Регионоведение, как учебная дисциплина, предполагает изучение множества понятий и аспектов, связанных с территориальными образованиями, которые именуются регион.
В начале пути, при изучении основ регионоведения, главной задачей учащегося является не столько знакомство с основными терминами и понятиями науки, сколько глубинное их понимание.
Рассматриваемые мной в данной работе понятия как раз таки и являются одними из базовых. Целью моей работы я считаю не просто соотношение этих понятий, а четкое их разграничение, выявление явных сходств и различий.
Тема работы
очень актуальна как в
Федерализм.
Федерализм можно считать одним из важнейших понятий нынешней мировой политики. Это одна из трех существующих ныне форм государственности (помимо унитарного государства и конфедерации). На сегодняшний момент в мире насчитывается 24 государства-федерации. Среди них как ведущие мировые державы: США, Германия, Швейцария, так и небольшие страны с не самым высоким уровнем развития: Нигерия, Пакистан, Малайзия и другие.
Прежде чем рассуждать на тему федерализма, необходимо пояснить, что же это такое. Существуют десятки различных определений, и связано это с тем, что федерализм чрезвычайно многоликое понятие. Его можно рассматривать и как политическую идеологию, и как социо-культурный феномен, но все же основное его значение это форма государственного устройства, которую нам и стоит рассмотреть. Одно из самых общих определений гласит, что федерализм это форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Но, это далеко не все. Чтобы по праву считаться федерацией государство должно соответствовать двум основным характеристикам:
- Разделение власти между правительствами центра и регионов
- Субъектами
федерации являются регионы,
Для наиболее полного понимания федерализма, как понятия, стоит рассмотреть и ряд его второстепенных характеристик:
- Наличие
письменной конституции, цель
которой узаконить права
- Наличие
парламента – высшего
- Субъекты
не просто имеют право
- Право
субъектов федерации иметь
-Децентрализация
государственного управления.
Образование федеративного государства.
Федерация представляет собой комплексное и всегда создаваемое сознательно государственное образование. Как правило, существует три пути создания государства подобного типа.
Федерация может образоваться путем объединения нескольких независимых государств в одно. Примерами таких образований можно считать США (образовались в 1787 году), Канаду (1867 год), Австралию (1901 год).
Федеративный строй может быть навязан бывшими колонизаторами при предоставлении независимости, как было, например, с государствами Латинской Америки и некоторыми Британскими колониями. Правда, такой федерализм вряд ли будет стабильным и способным к развитию. Большинство таких федераций не просуществовали и 10 лет.
И наконец, третий, наиболее распространенный способ образования федерации – переход от унитарного строя. По этому пути пошли Россия, Бельгия, Германия, Австрия.
Основная цель, которую преследуют государства федерального типа – наиболее полно отразить неоднородный характер населения страны, дать равные права гражданам вне зависимости от их этнической принадлежности. А причин образования таких государств зачастую всего две: политическая (усиление своей защиты от внешних врагов и собственная экспансия) и экономическая.
Для выполнения поставленных задач государству необходимо иметь четкую политическую структуру, поэтому существование федерации невозможно без соблюдения главных принципов ее построения:
- Принцип автономии. Другими словами принцип разделения власти. Каждое образование федерации имеет свои определенные сферы деятельности и свои полномочия. При этом вмешательство во вверенные вопросы другого субъекта запрещено.
- Принцип равенства. Все субъекты федерации находятся в равных правах, они подчинены только Конституции, которая устанавливает и разграничивает их компетенцию.
- Принцип
участия. Каждый субъект федерации
участвует в руководстве на государственном
уровне, в первую очередь через верхние
палаты парламента.
Виды федерализма.
Если
судить по Конституции большинство
федераций должны быть схожи, но если же
посмотреть на реальное соотношение сил,
то можно выделить несколько видов федерализма,
для каждого из которых характерны свои
определенные признаки.
Классический
федерализм. Государства, соответствующие
всем утвержденным канонам федерации.
Власть разделена между центром и региональными
правительствами, при этом каждый субъект
отвечает за определенные вопросы.
Кооперативный
федерализм. Для такого типа федерации
характерно не полное разделение власти,
при котором идет процесс постоянных консультаций
и координаций между различными уровнями
власти для принятия решений.
Исполнительный
федерализм. Основной из трех ветвей
власти является исполнительная, как в
субъектах, так и в федерации в целом. Существует
контроль над отношениями между центром
и регионами со стороны федерального правительства.
Квази-федерализм.
Федерализм в таком государстве существует
практически только на бумаге, на деле
же существующие законы не действуют.
Сохраняется привычная для унитарных
государств вертикаль власти: диктат центра
и подчинение субъектов.
Чрезвычайный
федерализм. Непостоянная форма федерализма.
Возникает в период экстренных ситуаций,
как то войны, великая депрессия и так
далее. В этом случае субъекты добровольно
просят помощи у центрального правительства
в решении вопросов их компетенции.
Федерализм
с двойным лицом.
В отличие от квази-федерализма, при этом
типе положение различается и среди субъектов
федерации. Они имеют разные конституционные
статусы, а значит, и разные права.
Федерализм
является достаточно гибкой и устойчивой
системой. Он дает свободу и гражданам,
и политическим деятелям (даже если какая-то
конкретная партия не имеет большинства
в национальном законодательном органе
или исполнительной власти, ей разрешается
принимать участие в работе на региональном
и местном уровнях). Федерализм особенно
подходит для крупных государств, так
как облегчает процедуру управления. Беря
это во внимание, можно предположить, что
подобная система государственного управления
не исчерпает себя и в будущем.
Регионализм.
Перед тем, как углубляться в само понятие регионализм, стоит остановиться на понятии которое лежит в его основе – «регион». Регионом принято считать область, район, часть страны, отличающуюся от других совокупностью естественных, экономических, географических и других исторически-сложившихся особенностей. Из этого следует, что для того, чтобы считаться регионом территория должна обладать следующими признаками:
- общность исторических судеб
- наличие свойственных только этой группе особенностей культуры (материальной и духовной)
-
географическое единство
- экономическая
взаимодополняемость тех
- совместимость общих ценностей, связанных с культурой, религией, историческими традициями.
Соответственно, на территории региона могут проживать совершенно разные этнические общности с различными традициями и образом жизни. В связи с этим и возникло явление регионализма.
Регионализм
– это различные формы
Впервые явление регионализма появилось в конце 40х годов 20 века, после Второй Мировой Войны. А к концу столетия приобрело массовый характер. Сегодня демонстрации национальных меньшинств с просьбами предоставить культурную автономию (развитие их языка, религии, введение собственных праздников и так далее) далеко не редкость. Это стало настоящей проблемой для современной Западной Европы. Требование прав этими меньшинствами, вынуждает правительство признать их.
Многие ученые считают, что причина этого в кризисе современного государства определенной нации, которое стало просто неспособно выполнять свои функции, и поэтому передает часть своих функций регионам.
Региональная политика развитых стран на сегодняшний день достаточно обширна. Многие государства пользуются ей при реформировании своей экономики.
Также
понятие регионализма широко обсуждается
различными научными школами, которые
изучают международные
- необходимости укрепления чьих-то позиций
- противовес
в борьбе с государством-
- создание
системы коллективных
В свою
очередь школа
В связи с такой популярностью были даже разработаны некоторые теории регионализма. В их основе столкновение общенациональных интересов с интересами регионов. В этих теориях рассматривается распределение ресурсов между правительствами центра и регионов.
Особого
внимания заслуживает теория «мягкого»
и «жесткого» регионализма. Согласно
ей, при «жестком» регионализме обязательно
существование сильной вертикали власти,
иерархии, основным принципом является
суверенитет и с инициативой подобной
политики должно выступать государство.
При «мягком» или его еще можно назвать
«свободном» регионализме все с точностью
до наоборот. С точки зрения научных школ,
эта теория принадлежит к направлению
мыслей конструктивистов и институционалистов.
Феномен регионализма плотно вошел в жизнь многих государств мира. И, на мой взгляд, пока существуют этносы, дорожащие своей индивидуальностью, историей и культурой, это явление также будет присутствовать в нашей жизни.
Сепаратизм.
Само слово
«сепаратизм» пришло в русский язык
от французского séparatisme, что в переводе
означает «отдельный». Сегодня под
этим принято понимать: стремления к отделению,
обособлению; движение за отделение части
государства и создание нового государственного
образования или за предоставление части
страны автономии.