Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа
В отношении проблемы Восток-Запад реальность состоит в том, что Восток уже стал равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. В течение последних нескольких десятилетий XX века в восточноазиатских странах произошла социально-психологическая революция, в ходе которой, как пишет К.С.Гаджиев, «народы этого региона … преодолели своеобразный комплекс неполноценности в отношении Запада». На Востоке вызрели несколько центров (Япония, Китай, Индия и группа небольших динамично развивающихся стран), способных конкурировать как между собой, так и со странами Запада и активно включаться в международные экономические и политические связи.
Вступление мира в эпоху глобализации признается как свершившийся факт. По мнению А.Г.Конфисахора, «глобализация столкнулась с геополитикой» и «привела к новой политической реальности». [4]
В отношении проблемы Восток-Запад реальность состоит в том, что Восток уже стал равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. В течение последних нескольких десятилетий XX века в восточноазиатских странах произошла социально-психологическая революция, в ходе которой, как пишет К.С.Гаджиев, «народы этого региона … преодолели своеобразный комплекс неполноценности в отношении Запада». [1] На Востоке вызрели несколько центров (Япония, Китай, Индия и группа небольших динамично развивающихся стран), способных конкурировать как между собой, так и со странами Запада и активно включаться в международные экономические и политические связи.
Однако
не все страны Востока с одинаковой интенсивностью
интегрируются в мировое сообщество. В
качестве иллюстрации рассмотрим таблицу.
Страна | Напр. буддизма | Место среди остальных религий | Тип государств. устройства | Уровень дохода на душу населения | Интегрированность в международные связи |
Индия | Махаяна | Не преобладает, менее 1% | федеративная демократическая республика | Менее 3100$ в год | Высокая |
Шри-Ланка | Тхеравада | Преобладает
70% |
Президентская республика, партия социалистическая | 510$ в год | Средняя |
Китай | Специфические школы, основанные на махаяне | Одна из преобладающих | Республика, правящая партия - коммунистическая | Менее 1200$ в год | Высокая |
Тайланд | Тхеравада | Преобладает 90% | Конституционная монархия | Около 2400$ в год | Средняя
(развит туризм) |
Вьетнам | Махаяна (в основном), но есть и хинаяна | Преобладает | Социалистическая республика, Компартия Вьетнама | Около 300$ в год | Средняя |
КНДР (Северная Корея) | Махаяна | Не распространен (атеизм) | Коммунистический режим | Около 1200$ в месяц | Очень низкая |
Республика Корея (Южная) | Махаяна | Распространен на уровне с христианством | Республика с сильной центральной властью | 17690$ в год | Высокая |
Мьянма (Бирма) | Тхеравада | Преобладает 90% | Военный режим | 700$ в год | Очень низкая |
Камбоджа | Тхеравада | Преобладает | Конституционная монархия с многопартийной демократической системой | Около 300$ в год | Достаточно низкая (только туризм) |
Лаос | Тхеравада | Преобладает
70% |
Республика, правящая Народно-революционная партия Лаоса | Около 300$ в год | Низкая |
Япония | Специфические школы, основанные на махаяне (дзэн) | На 2 месте после синтоизма | Конституционная монархия | 34200$ в год | Высокая |
Тибет | Махаяна | Преобладает 90% | Оккупированная территория | 200$ в год | Низкая |
Из таблицы видно, что в странах, где преобладает буддизм направления Тхеравада, более низкий доход на душу населения. Данные мониторинга позволяют говорить о том, что и показатели ВВП в этих странах ниже, чем в странах, придерживающихся буддизма направления Махаяны. Страны, где исповедуется Махаяна, более интегрированы в международные связи.
Безусловно, в данном ключе отдельно нужно рассматривать такие страны как КНДР и оккупированную Китаем территорию Тибет. В случае с Северной Кореей встает вопрос о достоверности экономических данных, так как Пхеньян не публикует никакой экономической статистики и проводит политику жесткого информационного контроля.
Что же касается Тибета, то он лишен государственности как таковой и является оккупированной Китаем страной, где попираются права местных жителей. Несмотря на это идеология людей на этой земле очень отличается от идеологии людей любой другой национальности и даже от китайцев. Здесь религия главенствует во всем, а многие просто живут с верой в лучшую следующую жизнь, не обращая внимания на настоящее. Однако последние события вокруг Тибетского вопроса обратили на себя внимание всего мира. На наш взгляд, решение этого вопроса в пользу автономии Тибета приведет к активному включению страны в международные отношения (в основном за счет туризма и экспорта полезных ископаемых).
Таким образом, вышесказанное позволяет нам выдвинуть гипотезу:
Необходимо
отметить, что буддизм – первая
по времени возникновения мировая
религия. Другие мировые религии
появились значительно позднее:
христианство возникло приблизительно
через пятьсот лет после
Однако в настоящее время внутри буддизма существуют две основные школы. Традиция Тхеравады, или Хинаяны, популярна главным образом на Шри-Ланке, в Мьянме (Бирме), Тайланде, Камбодже, Лаосе. Школа Махаяны процветает прежде всего в Индии, Тибете, Китае, Корее (и Северной, и Южной), Вьетнаме и Японии. Школа Махаяны, которая начиналась как либеральное движение внутри буддизма Тхеравады, менее строга в интерпретации традиционных монастырских дисциплинарных правил, не требует от своих последователей отказа от мирской жизни и стремится к тому, чтобы приспособить к буддистским писаниям более поздние добавления. Махаянисты также придают большее значение состраданию, в отличие от свойственного Тхераваде упора на самодисциплину. Первоначально эти две великие традиции рассматривались в качестве альтернативных частных интерпретаций буддизма, и приверженцы обоих подходов жили вместе в одних и тех же монастырях, подчиняясь одним и тем же основополагающим правилам.
Индивидуальные особенности Тхеравады и Махаяны, а также многочисленных направлений внутри них зависят прежде всего от того, какие проблемы выдвинуты данной школой на первый план и какие оставлены без внимания.
Отличия Хинаяны и Махаяны видны в противопоставлениях:
Тхеравада | Махаяна |
Отдельный человек | Совокупность людей |
Анализ | Непосредственное видение |
Сознательное | Бессознательное |
Рациональное начало | Эмоциональное начало |
Нет индивидуальной души | Существует индивидуальная душа |
В результате этих различий сформировались разные представления о человеке, обществе, расставились разные акценты на ценностях и идеалах.
Тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них различным). Именно этот круг базовых идей и называют «основами учения буддизма».
Исходя из обозначенной нами гипотезы, целью исследований является:
На пути достижения этой цели мы будем решать следующие задачи:
Очевидно, что отпечатки преобладающего вероисповедания и связанных с ним установок, определяющих поведение человека (а значит, и обществ), сказываются на политике всех стран. Они определяют собой сущность современных геополитических миров: христианского, исламского, буддийского и т.д. Так или иначе, религиозную окраску несут утверждаемые в политике идеологические ценности, представления о собственности, праве, деньгах. Имеются определенные различия и закономерности между религиозным вероисповеданием и развивавшимися под его воздействием формой семьи, мотивацией трудовой деятельности, этическими нормами, отношением к насилию, войне, террору (что в настоящее время особенно актуально).
Так, предметом исследования являются:
Методы исследования:
Список литературы