Теорема Пифагора

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:08, творческая работа

Описание работы

Пифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до нашей эры.
Вообще надо заметить, что о жизни и деятельности Пифагора, который умер две с половиной тысячи лет тому назад, нет достоверных сведений. Биографию учёного и его труды приходится реконструировать по произведениям других античных авторов, а они часто противоречат друг другу.

Работа содержит 1 файл

teorema-pifagora.pptx

— 127.63 Кб (Скачать)

    Урок  по теме: «Теорема  Пифагора»

    Историческая  справка 

    Пифагор древнегреческий ученый, живший в VI веке до нашей эры.

         Вообще надо заметить, что о жизни  и деятельности  Пифагора, который  умер две с половиной  тысячи лет тому  назад, нет достоверных  сведений. Биографию  учёного и его  труды приходится  реконструировать  по произведениям  других античных  авторов, а они  часто противоречат  друг другу. 

      С именем Пифагора связано много важных научных открытий: в географии и астрономии – представление о том, что Земля – шар и что существуют другие, похожие на неё миры; в музыке – зависимость между длиной струны арфы и звуком, который она издаёт; в геометрии – построение правильных многоугольников (один из них пятиконечная звезда – стал символом пифагорейцев).

    Венчала геометрию теорема Пифагора, которой посвящён сегодняшний урок.

   Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы. 

Опорное повторение по готовым  чертежам 

    • Какой треугольник изображён?

        (Определите  его вид)

    • Назовите катеты и гипотенузу данного треугольника.
    • Как найти площадь

         Δ АВС? 
     
     

                               
     
     
     
     
     
     

                                              

В 

А 

С

    1. На  какие два многоугольника разбит данный  многоугольник  ABCDE?
    2. Каким свойством площадей необходимо воспользоваться, чтобы найти площадь                                  многоугольника ABCDE?
    3. С помощью каких           формул можно найти площадь квадрата ABCF и площадь                      треугольника DFE?                                                     
    4. Запишите формулой   площадь многоугольника ABCDE.
 
 

                      В                       С 

                                                        D 
     

                      A                                           E

                                                     F        

       
    Практическая работа  
     
     

      1. Постройте  в тетрадях прямоугольный  треугольник (с катетами, длина которых  для удобства выражается целыми числами).
      2. Измерьте катеты и гипотенузу. Результаты измерений запишите в тетрадях.
      3. Возведите все результаты в квадрат,  т. е. Узнайте величины a2; b2; c2.
      4. Сложите квадраты катетов (a2 + b2) и сравните с квадратом гипотенузы.
      5. У всех ли получилось, что a2 + b2 = с2?

Теорема Пифагора 

       В прямоугольном  треугольнике квадрат гипотенузы  равен сумме квадратов катетов 
     

                            c2 = a2 + b2 

    a                          c 

              b

Стихотворение о теореме Пифагора 

    Если  дан нам треугольник,

    И притом с прямым углом.

    То  квадрат гипотенузы

    Мы  всегда легко найдём:

           Катеты в квадрат  возводим,

           Сумму степеней  находим –

           И таким простым  путём

           К результату мы  придём.

                                               (И. Дырченко) 

Составьте по готовым чертежам, если это возможно, верное равенство. 
 

                     3 
     
     

    4                х 
     
     
     

                   х                      

                              5     5 
     

          4

Прикладное  значение теоремы Пифагора.  
Задача индийского математика XII века Бхаскары – Ачария.  
 

    На  берегу реки рос тополь  одинокий.

    Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

    Бедный  тополь упал. И угол прямой

    С теченьем реки его ствол составлял.

    Запомни теперь, что в том месте река

    В четыре лишь фута была широка.

    Верхушка  склонилась у края реки.

    Осталось  три фута всего от ствола.

    Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

    У тополя как велика высота? 

    Дано: Δ АВD;

              DAC = 900

              AC = 3 фута;

              AD = 4 фута;                        

              CB = CD                               

    Найти: АВ 
     

В 

С 

А 

D

    Решение: 

    АВ = АС + СВ – по свойству длин отрезков.

    АВ = АС + CD, т. к. СВ = CD по условию.

    CD2 = AC2 + AD2  - по теореме Пифагора.

    CD2 = 32 + 42; CD = 5

    АВ = 3 + 5 = 8 футов.

    Ответ: высота дерева 8 футов  

    Итоговые  вопросы 

    1. Возможно  ли было решение задач  данного типа без  применения теоремы  Пифагора?
    2. В чём суть теоремы Пифагора?
    3. Для любых ли треугольников можно применить данную теорему?

    Заключение 
     

    Не  знаю, чем кончу  поэму,

    И как мне печаль избыть:

    Древнейшую  теорему

    Никак я не в силах  забыть.

    Стоит треугольник как  ментор,

    И угол прямой в нём  есть,

    И всем его элементам

    Повсюду слава и честь!

    Вебер 

    Домашнее  задание 

    П. 54. № 483 (в, г);

               № 484 (в, г, д)

               № 486 (а, б)

Информация о работе Теорема Пифагора