Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:18, реферат
Цель работы – изучить теоремы Чевы и Менелая и рассмотреть применение этих теорем к решению планиметрических задач.
Задачей работы стало сравнение и выявление эффективности применения теорем Чевы и Менелая по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
Введение. 3
Основная часть. 4
Глава I. Теоремы Чевы и Менелая. 4
Глава II. Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применение этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач. 5
I блок задач (замечательные точки треугольника). 5
II блок задач (пропорциональные отрезки). 11
III блок задач (отношение площадей). 16
Заключение. 23
Список используемой литературы. 23
МОУ «Лицей №3»
Тема реферата:
Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применения этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
Выполнил: Димитров Денис Валерьевич,
ученик 11«А» класса.
Научный руководитель: Шабунина Е.И.,
учитель математики МОУ «Лицей №3».
Коды авторов: №SC-4785 и №SC-4786.
Оглавление.
Введение. 3
Основная часть. 4
Глава I. Теоремы Чевы и Менелая. 4
Глава II. Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применение этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач. 5
I блок задач (замечательные точки треугольника). 5
II блок задач (пропорциональные отрезки). 11
III блок задач (отношение площадей). 16
Заключение. 23
Список используемой литературы. 23
В курсе геометрии седьмых, восьмых и девятых классов были рассмотрены важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости. Но многие удивительные соотношения и изящные геометрические факты не вошли в основной курс.
Из школьного курса нам известны теоремы о замечательных точках в треугольнике, о том, что биссектрисы (медианы, высоты) треугольника пересекаются в одной точке. А ведь эти свойства являются следствиями из теорем Чевы и Менелая.
Теорема
Менелая красива и проста. В
школьном курсе эта теорема затерялась
где-то среди задач. Между тем
она входит в золотой фонд древнегреческой
математики. Эта теорема дошла
до нас в арабском переводе книги
«Сферика» Менелая
Теоремы Чевы и Менелая в школьном курсе математики изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики. Между тем, эти теоремы позволяют легко и изящно решить целый класс задач. Многие задачи по планиметрии, предлагаемые на вступительных экзаменах в вузы, в заочные математические школы можно решить с помощью именно этих теорем.
Цель работы – изучить теоремы Чевы и Менелая и рассмотреть применение этих теорем к решению планиметрических задач.
Задачей работы стало сравнение и выявление эффективности применения теорем Чевы и Менелая по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
Теорема Чевы. Если через вершины проведены прямые , , , пересекающие противоположные стороны (или их продолжения) в точках , , , то для того чтобы эти прямые пересекались в одной точке, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие (см. рис.1):
Теорема Менелая. Если на сторонах или на их продолжениях отмечены точки , , так, что лежит на , – на и – на , то эти точки будут лежать на одной прямой тогда и только тогда, когда выполнено условие (см.рис.2):
Доказательства соотношений (*) и (**), а также исторические справки о Джованни Чева и Менелае Александрийском содержатся в Приложении1
Теоремы Чевы и Менелая в школьном курсе математики изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики. Между тем, эти теоремы позволяют легко и изящно решить целый класс задач. Многие задачи по планиметрии, предлагаемые на вступительных экзаменах в вузы, в заочные математические школы можно решить с помощью именно этих теорем.
На примере следующих задач (задач на замечательные точки треугольника, на пропорциональные отрезки и на отношение площадей) покажем эффективность применения теорем Чевы и Менелая по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
Задача 1.
Доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
Дано: , – биссектрисы .
Доказать, что биссектрисы и пересекаются в одной точке – точке .
Решение.
I способ (без использования теоремы Чевы)
ТЕОРЕМА.
Каждая
точка биссектрисы
Обратно: каждая точка, лежащая внутри угла и равноудалённая от сторон угла, лежит на его биссектрисе.
Доказать, что .
Доказательство.
– общая гипотенуза;
, так как по условию – биссектриса .
Следовательно, прямоугольные по гипотенузе и острому углу.
Значит, как соответственные элементы в равных треугольниках, то есть .
Доказано.
Доказать, что – биссектриса .
Доказательство.
Рассмотрим прямоугольные и (, так как и ).
– общая гипотенуза;
, так как по условию .
Следовательно, прямоугольные по гипотенузе и катету.
Значит, как соответственные элементы в равных треугольниках, и – биссектриса по определению биссектрисы угла.
Доказано.
Сделаем дополнительные построения: проведём , , (рис. 14).
Следовательно, все три биссектрисы – – пересекаются в точке .
Доказано.
II способ (с использованием теоремы Чевы).
Так как по условию – биссектриса , то:
Так как по условию – биссектриса , то:
Так как по условию – биссектриса , то:
Отсюда по теореме Чевы, биссектрисы пересекаются в одной точке – точке .
Доказано.
Задача 2.
Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
Дано: , – медианы .
Доказать, что:
Решение.
I способ (без использования теорем Чевы и Менелая).
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок (рис. 16).
Так как и – медианы , то точки и являются серединами сторон и соответственно, то есть , .
Отсюда, по определению средней линии треугольника (средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон) отрезок является средней линией .
Так как средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны, то отрезок и .
как накрест лежащие углы, образованные при пересечении параллельных прямых и ( по доказанному) секущей ;
как накрест лежащие углы, образованные при пересечении параллельных прямых и ( по доказанному) секущей .
Следовательно, по двум углам, и, значит, их стороны пропорциональны.
Итак, – коэффициент подобия:
Но по доказанному ; , поэтому и , . Таким образом, точка пересечения медиан и делит каждую из них в отношении , считая от вершины.
Итак, все три медианы пересекаются в точке и делятся ею в отношении , считая от вершины.
Доказано
II способ (с использованием теорем Чевы и Менелая).
Итак,
Отсюда по теореме Чевы, медианы пересекаются в одной точке – точке .
Прямая пересекает две стороны (, ) и продолжение третьей ( – луч, ), значит, по теореме Менелая:
И, значит,
Итак, все три медианы пересекаются в точке и делятся ею в отношении , считая от вершины.
Доказано.
Задача 3.
В на стороне взята точка так, что . На продолжении стороны за точку взята точка так, что . Прямая пересекает сторону в точке . Найти отношение .
Дано: , , , – луч, , , .
Найти отношение .
Решение.
I способ (без использования теоремы Менелая).
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок (рис. 18).
Пусть , тогда по условию (): ; пусть , тогда по условию (): .
– общий угол для и ;
как соответственные углы, образованные при пересечении параллельных прямых и ( по дополнительному построению) секущей , .
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
И, значит,
как вертикальные углы;
как накрест лежащие углы, образованные при пересечении параллельных прямых и ( по дополнительному построению) секущей , , .
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
Но, так как по доказанному:
то мы получаем, что:
Ответ: .
II способ (c использованием теоремы Менелая).
Пусть , тогда по условию (): ; пусть , тогда по условию (): .
Прямая пересекает две стороны (, ) и продолжение третьей ( – луч, ), значит, по теореме Менелая:
И, значит,
Ответ: .
Задача 4.
На стороне взята точка , а на стороне взята точка , причём . Точка пересечения отрезков и делит в отношении , считая от точки . Найти отношение .
Дано: , , , , , .
Найти отношение .
Решение.
I способ (без использования теоремы Менелая).
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок (рис. 20).
Пусть , тогда по условию (): ; пусть , тогда по условию ( ): .