Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:32, реферат
Развиваясь, человечество начинает
использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные
источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики
сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная
часть" топливно-энергетического баланса.
Топливно-энергетический комплекс тесно
отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке).
Стоимость строительства
обычно окупается за 2-3 года.
2. Развитие и размещение главных нефтепроводов
Первый нефтепровод длиной в 6 км был сооружен в США в
1865 году. Нефтепроводы большей
длины начали строить в
нефтепровод в России
нефтеперерабатывающего
в то время в мире по
протяженности магистральный
диаметром 200 мм и длиной 835
км, который продолжает
день.
Развитие нефтепроводного
связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии и Куйбышевской
области. К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных
трубопроводов для перекачки
нефти и нефтепродуктов с
производительностью 7,9 млн.
тонн. Максимальный диаметр
протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км,
а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов
развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа -
Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск -
Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более
17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом
"Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более
3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы
урало-сибирского направления,
главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого
направления сохраняется и в настоящее время.
С открытием новых нефтяных месторождений на Южном
Мангышлаке и в Тюменской области сооружены слудующие нефтепроводы: Узень -
Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень,
Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км;
Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью
1844 км, второй нефтепровод "Дружба". Общая протяженность
нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к !((! году уже
превысила 82 тыс. км.
Характерной особенностью
транспорта России является
увеличение удельного веса
диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.
Развитие нефтепроводного
состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует
неразрывная связь. Например,
во время благоприятной
по 1980 годы протяженность
грузооборот - с 4 до 1197 млрд. ткм, т.е. на 29825%.
Так, в прошлом формирование нефтяной базы между Волгой
и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов
страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов:
1) на запад - нефтепровод "Дружба" от
Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белорусия), откуда в Полшу,
Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белорусию, Латвию и Литву; Куйбышев -
Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с
ответвлением Горький - Ярославль - Кириши;
2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов;
Ишимбай - Орск.
3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск -
Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).
Формирование Западно-
ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался
на западное направление.
Важнейшие функции
магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы
идут:
1) на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск;
Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса;
Сургут - Новополоцк;
2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск -
Павлодар - Чимкент;
3) на восток - Александровское - Анжеро - Судженск.
Для транспортировки нефти на запад используются, кроме
того, трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления.
Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак
- Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса -
Комсомольск-на-Амуре (
За границу нефть
трубопроводов (например, "Дружба").
Экспорт нефти сегодня
105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом
рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть
экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и
Казахстан вместе более 90%).
Остальная часть нефти
зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и
Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в
основном выгоден, однакоесть уже указанные проблемы с оплатой при поставке
нефти в страны ближнего зарубежья.
В самой же России в будущем предусмотрено создание
региональных систем
однако сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с
общим спадом в нефтяной промышленности.
Заключение
В настоящее время
углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для мировой экономики. В
нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению российская нефтяная
промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Было
перичислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если
продолжать хищническую
транспортировке и
промышленности
производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом
стратегически важной для
державы отрасли. Дальнейшее
нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемы нефти
Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют
огромных инвестиций в добычу. Следовательно будут приростать слабо. Эффект от
геологоразведки выше в
высокопродуктивные
По этим и другим причинам России необходимо
реформировать нефтяную
1) Пересчмотреть систему налогооблажения, существенно
снизив налоги на
нерациональное использование
природных богатств и
2) Менее жестко регулировать цены внутри страны,
поддерживая их несколько ниже мирового уровня. Экспорт же нефти за рубеж вести
только по мировым ценам.
3) Частично восстановить
отраслью, вытекающее из самой структуры нефтяной промышленности и имеющее много
положительных моментов (рациональная система нефтепроводов). Это, однако, не
означает полного возврата к старой модели управления.
4) Сохранение единого
условия выживания топливно-
5) Найти четкую и продуманную программу инвестиций в
нефтяную промышленность.
6) Организовать единый
государственная
добывающих, перерабатывающих и транспортирующих нефть и газ. Это позволит
приостановить хаотичные
7) Создать необходимую систему нормативных актов,
обеспечивающую твердую
компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.
8) Стабилизировать объемы
целью восполнения запасов нефти и газа.
Реализация предлагаемых мер в комплексе с другими
означала бы приостановку инфляции и укрепление курса рубля (например, стоимость
сельскохозяйственной
материалов).
Появился бы интерес к приобретению
нефтеперерабатывающего
нефтяная промышленность, но
и машиностроительные
химическая, металлургическая и другие отрасли.
Таким образом, положение в нефтяной промышленности
достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего
она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику,
однако сможет внести весьма
значительный вклад в
Приложение 1
Структура потребности мира в энергии за 1993 год
Всего Нефть Уголь Газ АЭС Прочие
______________________________
100% 39,9% 28% 22,8% 6,8% 2,5%
Добыча нефти в 1993 году
Всего (3,04 млрд. т)
______________________________
Средний Восток
Северная Америка
СНГ
Российская Федерация
США
Юго-Восточная Азия
9,7%
Западная Европа