Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:25, доклад
По плотности населения ЮФО занимает второе место среди федеральных округов – 36,4 человека на км2. Больше плотность населения лишь в Центральном федеральном округе (56,46 чел. на км2). Центральный федеральный округ уступает по территории Северу и Поволжью. Из природных ресурсов значительны запасы леса, бурого угля, фосфоритов, торфа. Но, в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, в основном работает на привозном сырье. В Северо-Западном федеральном округе ресурсы представлены огнеупорной глиной, фосфоритами известняком, бокситами.
Сравнительная характеристика по федеральным округам России
Название округа |
Ресурсы |
Основные отрасли специализации |
Потребности |
Транспортная обеспеченность |
Центральный |
66% общероссийских запасов железных руд, цементное сырье 43%, фосфатоносные провинции 25%, бокситы 15%. |
* машиностроение;
* черная металлургия;
* легкая промышленность;
* сахарная промышленность;
* маслобойная промышленность;
* молочное животноводство;
* картофелеводство;
* овощеводство;
* выращивание технических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, льна-долгунца);
* наука, научное обслуживание, высшее образование;
* банковско-финансовая |
* отсутствие собственных
топливно-энергетических
* ограниченные условия водоснабжения |
Обладает самой развитой транспортной сетью в России. Плотность железнодорожного транспорта самая высокая в России. От Москвы отходят 15 автомагистралей. Речной транспорт имеет важное значение только для Москвы и Московской области при транспортировке крупногабаритных грузов. Москва является крупнейшим международным и внутрироссийским центром авиаперевозок. В Москве расположено 4 аэропорта. Трубопроводный транспорт также играет важную роль в экономике округа, обеспечивая поступление топливных ресурсов. |
Южный |
Сосредоточено 41% запасов вольфрама и 15% цементного сырья от общероссийских запасов. Округ занимает первое место в России по добыче минеральных вод, на втором месте по добыче вольфрамового сырья (25% от российских объемов), на третьем по добыче цементного сырья (15%), сырья для строительных материалов. На территории округа находится лишь около 2% запасов российской нефти и 7% газа. Наличие запасов меди (3% от общероссийских), цинка (2%), золота (2%), серебра (2%), свинца (2%), а также йода, брома, титаноциркониевых песков. |
* зерновое хозяйство;
* возделывание технических
культур (подсолнечник и
* овощеводство и бахчеводство;
* плодоводство и виноградарство;
* пищевая промышленность;
* санаторно-курортное хозяйство;
* морской транспорт. |
Малая ресурсная база. Присутствует этническая напряженность. |
Ключевую роль в Южном ФО играет железнодорожный транспорт. Главная магистраль округа — Северо-Кавказская. Во внутрирайонных перевозках велика роль автомобильного транспорта. Крупнейшими морскими портами Южного ФО являются Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Большую роль в качестве транспортного пути играет Волга. |
Северо-Западный |
большие запасы чистых известняков, используемых в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве; бокситы, фосфориты, торф, горючие сланцы. |
* морское судостроение;
* черная и цветная металлургия;
* химическая и нефтехимическая промышленность;
* отрасли лесного комплекса;
* рыболовство и рыбная промышленность;
* морской транспорт;
* наука и научное обслуживание. |
Ресурсная направленность промышленности. Обновление старого транспорта. Дешевизна топлива. Обновление дорожного покрытия, расширение узлов распределения груза. |
На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ). |
Дальневосточный |
Район занимает ведущее место в стране по запасам олова. Большие залежи коксующихся углей. В республике Саха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Всемирно известные запасы алмазов находятся в Республике Саха. Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья: известняками, гранитом, мергелем, туфом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, доломитом, а также графитом, слюдой, солью. |
*цветная металлургия; *рыбная промышленность; *пушной промысел; *лесное хозяйство; *судостроение и судоремонт; *оленеводство; * мясное животноводство. |
Потребность в развитии транспорта. Высокая степень освоения. Недостаток – большая удаленность от центра. |
Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Плотностью железных дорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс. кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения. На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии. |
Сибирский |
В Кузнецком и Горловском бассейнах ведётся разработка энергетических и коксующихся углей. По масштабам добычи Кузнецкий бассейн -- ведущий в стране. Для производства электроэнергии используются угли Канско-Ачинского бассейна. Важнейшие угольные резервы -- Назаровский, Ирша-Бородинский, Берёзовский. Крупнейшие гидроэлектростанции Ангаро-Енисейского каскада Сибири -- Братская (4,5 млн кВт), Усть-Илимская (4,3 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Саяно-Шушенская (6,4 млн кВт). |
* угледобывающая промышленность;
* электроэнергетика;
* цветная металлургия;
* отрасли лесного комплекса;
* энергоемкие отрасли химической промышленности;
* зерновое хозяйство;
* овцеводство. |
Потребность в решении социально-демографической проблемы - низкая плотность населения, неравномерность в размещении (в основном вдоль Транссибирской магистрали, на юге региона), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сложная демографическая ситуация, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств. |
Основной вид транспорта-
железнодорожный. Важнейшими магистралями,
обеспечивающими перевозки «Запад-Восток»,
являются Сибирская(Челябинск- |
Уральский |
Газ-75%
Нефть-68%
Марганец-27% Железо-14%
Золото -8%
Медь-8% |
* нефте- и газодобывающая промышленность;
* черная металлургия;
* металлоемкое машиностроение;
* отрасли ВПК;
* отрасли лесного комплекса. |
Потребность в собственных ресурсах. |
Ж/д магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрираойнные перевозки. Недостаточны протяженность и качество дорог с твердым покрытием. В округе получили развитие трубопроводный и газопроводный транспорт. Важную роль играет речное и морское судоходство. Основные судоходные реки – Обь, Надым, Пур, Таз. Воздушный транспорт представлен авиалиниями «Уральские авиалинии», «Ямал». Команды осуществляют грузовые и пассажирские авиаперевозки. |
Приволжский |
Сосредоточено 54% общероссийской добычи цинка и 19% добычи меди при запасах в 19% и 16% соответственно от общероссийского уровня. Также из цветных металлов следует отметить месторождения свинца. На достаточно высоком уровне находится добыча серебра (35% от российского уровня). Добыча нефти и газа (25% и 5%). В Приволжском ФО имеются месторождения золота (около 8%). Сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны) и фосфоритов (60%) |
* машиностроение;
* нефтедобывающая;
* нефтеперерабатывающая;
* химическая и нефтехимическая промышленность;
* цветная металлургия;
* пищевая промышленность;
* зерновое хозяйство;
* возделывание подсолнечника;
* мясо-молочное животноводство. |
* напряженный топливно-
*ограниченность сырьевой базы медной промышленности;
* сложная экологическая обстановка в районах размещения предприятий цветной металлургии. |
Ключевую роль в перевозках играет железнодорожный транспорт, обеспечивающий около 75% грузооборота ПФО и осуществляющий связь между восточными и западными регионами России. Важное транспортное значение играет Волга с разветвленными судоходными притоками, в частности Нижегородский транспортный узел является крупнейшим в России по речному грузообороту. Нефтепроводы и газопроводы ПФО играют существенную роль в экономике России, являясь важным звеном на пути Западно-Сибирской нефти в западные регионы России и на экспорт. |
Вывод:
По плотности населения ЮФО занимает второе место среди федеральных округов – 36,4 человека на км2. Больше плотность населения лишь в Центральном федеральном округе (56,46 чел. на км2). Центральный федеральный округ уступает по территории Северу и Поволжью. Из природных ресурсов значительны запасы леса, бурого угля, фосфоритов, торфа. Но, в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, в основном работает на привозном сырье. В Северо-Западном федеральном округе ресурсы представлены огнеупорной глиной, фосфоритами известняком, бокситами. Северо-запад – индустриальный округ с мощным комплексом обрабатывающей промышленности, которая в основном ориентируется на привозное сырье и топливо. Транспортный узел на северо-западе уступает по размерам грузооборота и пассажирооборота лишь Москве. Санкт-Петербург – крупнейший внешнеторговый морской порт России. Через территории Южного федерального округа проходят важные транспортные магистрали. Также значение выхода к Черному и Каспийскому морям еще более усилилось с распадом СССР. Также округ обладает разнообразной минерально-сырьевой базой. Отличительной особенностью Дальневосточного федерального округа являются его огромные размеры, большая удаленность его от основных промышленных баз страны и слабая освоенность. Суровые климатические условия тормозят хозяйственное развитие района. Транспортировка грузов обходится очень дорого, хозяйство района страдает от недостаточного развития транспортной системы. Одна из старейших отраслей хозяйства – это золотодобыча. Сибирский федеральный округ обладает богатейшими природными ресурсами (прежде всего топливными и рудными), но положение большей части территории в суровом климате, слабая освоенность района затрудняет его развитие. Болта и вечная мерзлота затрудняют прокладку транспортных магистралей, добычу полезных ископаемых. Благодаря развитию транспортных магистралей на Урал поставляются сырье и топливо с востока и продукция обрабатывающей промышленности – с запада. Уральский федеральный округ имеют богатую минерально-ресурсную базу, дефицитны железные и медные руды, нефть, газ, угль частично поставляется из других районов. Большая часть грузов перевозится по железным дорогам; в районе также густая сеть автомобильных дорог; по рекам сплавляется лес; через Урал проходят все трубопроводы из Западной Сибири. Главный интеграционный фактор, объединяющий все регионы Приволжского федерального округа - река Волга, самая большая в Европе, также округ богат ресурсами углеводородного сырья. Округ входит в Волжско-Уральскую нефтегазоносную провинцию. Кроме огромных запасов нефти и газа, здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов России), большие ресурсы фосфоритов (60%), цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод. Через территорию округа проходят железнодорожные и автомобильные дороги, соединяющие Центральную Россию и Сибирь.
Информация о работе Сравнительная характеристика по федеральным округам