Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 19:53, курсовая работа
Электроцентробежные погружные насосы производства «АЛНАС» (сокращенно ЭЦНА) применяются для подъема пластовой жидкости, а также в системах поддержания пластового давления. «АЛНАС» производит и поставляет центробежные погружные насосы в габаритных группах 5, 5А, 6 и 8, производительностью от 18 до 2000 кубических метров в сутки и напором до 3300 метров.
1 АНАЛИЗ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПОГРУЖНЫХ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ.
1.1 Насосы фирмы «АЛНАС»
Электроцентробежные погружные насосы производства «АЛНАС» (сокращенно ЭЦНА) применяются для подъема пластовой жидкости, а также в системах поддержания пластового давления. «АЛНАС» производит и поставляет центробежные погружные насосы в габаритных группах 5, 5А, 6 и 8, производительностью от 18 до 2000 кубических метров в сутки и напором до 3300 метров. Широкая номенклатура насосов позволяет подобрать оборудование практически под любые условия эксплуатации.
Насосы «АЛНАС» спроектированы по секционному принципу и в общем случае состоят из входного модуля, газосепаратора, насосных секций, обратного и спускного клапанов.
Насосные секции выполняются различной длины, что обеспечивает оптимальный подбор насоса к любой скважине. По всей длине каждой секции установлены промежуточные радиальные подшипники, что обеспечивает надежную и продолжительную работу насоса.
Большая часть номенклатуры насосов по конструкции рабочих органов выполняется как в обычном, так и в двухопорном исполнении.
Применение ЭЦН с рабочими ступенями двухопорной конструкции позволяет в
сложных условиях эксплуатации, связанных с повышенным содержанием в пластовой жидкости механических примесей.
1.2 Насосы фирмы «БОРЕЦ»
Завод «Борец» производит погружных электроцентробежные насосы (ЭЦН) для добычи нефти (рисунок 1):
в ГАБАРИТЕ 5" - насос с наружным диаметром корпуса 92 мм, для обсадных колонн с минимальным внутренним диаметром 121,7 мм;
в ГАБАРИТЕ 5А"
-насос с наружным диаметром корпуса 103 мм и комплектующим двигателем 103-го габарита - для обсадных колонн с минимальным внутренним диаметром 124,0 мм;
-насос с наружным диаметром корпуса 103 мм и комплектующим двигателем 117-го габарита - для обсадных колонн с минимальным внутренним диаметром 130,0 мм;
-в ГАБАРИТЕ 6" - насос с наружным диаметром корпуса 114 мм, для обсадных колонн с минимальным внутренним диаметром 144,1 мм;
-в ГАБАРИТЕ 6Б" - насос с наружным диаметром корпуса 130 мм, для обсадных колонн с минимальным внутренним диаметром 151,5 мм.
Рисунок 1 - Насос ЭЦН фирмы «Борец»
Насосы типа ЭЦНМ
Насосы погружные центробежные модульные типа ЭЦНМ и 10ЭЦНМ
Выпускаются модульного исполнения со ступенями одноопорной конструкции из высокопрочного легированного модифицированного серого перлитного чугуна, обладающего повышенной износо- и коррозионной стойкостью.
Насосы имеют напорную характеристику постоянно падающей формы, исключающей возникновение неустойчивых режимов работы, приводящих к повышенной вибрации насоса и снижающей вероятность отказов оборудования.
Для повышения надежности работы насосы оснащаются керамическими осевыми опорами вала.
В конструктивном исполнении насосов 10ЭЦНМ исключены осевые опоры валов в секциях. Осевые силы, действующие на валы насосных секций, передаются на вал протектора и воспринимаются усиленной пятой. Радиальные подшипники перенесены в основание и головку секции, тем самым уменьшены консоли вала. Насосы такого исполнения отличаются повышенной надежностью и долговечностью.
1.3 Насосы фирмы «ИЖНЕФТЕПЛАСТ»
ООО «Ижнефтепласт» специализируется на проектировании и производстве насосного оборудования. Основным направлением деятельности предприятия является разработка и производство погружных электроцентробежных насосов (ЭЦН) для добычи нефти, а также комплектующих деталей и узлов для погружных электроцентробежных насосов из композиционных материалов на основе полимеров (рисунок 2).
Компания «Ижнефтепласт» производит насосы погружные электроцентробежные с применением полимерных композиционных материалов (ПКМ). Данные насосы применяются для откачки пластовой жидкости из нефтяных скважин в условиях интенсивного отложения солей и минералов.
Рисунок 2 - Насос типа ЭЦН фирмы «Ижнефтепласт»
Насосы, в зависимости от условий эксплуатации, изготавливаются в базовом (Б), коррозионно-стойком (К), износостойком (И) и коррозионно-износостойком (КИ) исполнении.
Конструктивные особенности ЭЦН
Применение рабочих колес из ПКМ обеспечивает следующие преимущества:
а)Коррозионная стойкость позволяет использовать рабочие колеса в насосах коррозионно-стойкого и коррозионно-износостойкого исполнения;
б)Высокая чистота проточных каналов, низкая адгезия материала, а также отсутствие образования гальванических пар обеспечивает низкое солеотложение и засорение проточных каналов асфальто-смоло-парафиновыми веществами (АСПВ);
в)Малый вес (примерно в 5 раз меньше чугунных) значительно снижает массу ротора, особенно в насосах с большой производительностью, что обеспечивает уменьшение пусковых токов и плавный пуск двигателя;
г)Низкое солеотложение и малый вес уменьшают дисбаланс и вибрации ротора, что уменьшает износ защитных втулок вала, опорных поверхностей направляющих аппаратов, вала. Уменьшается вероятность «полетов» оборудования;
д)Малый вес в сочетании с высокой чистотой проточных каналов и низкой адгезией материала обеспечивает увеличение КПД;
е)Применение закладных металлических ступиц увеличивает износостойкость и позволяет использовать рабочие колеса из ПКМ в насосах износостойкого и коррозионно-износостойкого исполнения;
ж)Применение рабочих колес из ПКМ с диспергирующим элементом (импеллер) обеспечивает снижение влияния газового фактора на процесс отложения солей и минералов, особенно в скважинах с высоким обводнением пластовой жидкости.
з)Применение направляющих аппаратов комбинированной конструкции, проточные каналы которых изготовлены из ПКМ, обеспечивает следующие преимущества:
и)Высокая чистота и низкая адгезия проточных каналов обеспечивает низкое солеотложение;
к)Снижение веса аппарата на 15…25% за счет применения ПКМ;
Повышение КПД ЭЦН (в целом) за счет снижения шероховатости поверхности
проточных каналов.
Полимерное покрытие, стойкое к кислотам и температурам до 270°С, рабочих поверхностей головок, оснований, верхних подшипников, оснований входных модулей обеспечивает:
Повышение коррозионной стойкости рабочих поверхностей;
Значительное снижение шероховатости рабочих поверхностей;
Снижение отложений солей и минералов за счет низкой адгезии поверхностей с полимерным покрытием.
Все исполнения ЭЦН содержат в своем составе промежуточные
подшипники, обеспечивающие снижение вибрации ротора, что особенно актуально при неравномерном отложении солей.
2 АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ СТУПЕНЕЙ
2.1Ступени фирмы «Ижнефтепласт»
2.1.1 Рабочие колеса
ООО «Ижнефтепласт» производит рабочие колеса (ТУ 3665-004-24476500-03, ТУ 3665-010-24476500-04) для насосов обычного, коррозионно-стойкого, износостойкого и коррозионно-износостойкого исполнения, работающих в обводненных скважинах, а также в скважинах с интенсивным отложением солей и минералов.
Рисунок 3- Вид рабочего колеса(ПКМ)
Конструктивные
особенности рабочих колес (РК):
Рабочие колеса производятся из полимерных композиционных материалов (ПКМ) одно- и двухопорной конструкции, с короткой и удлиненной цельнолитой ступицей, а также с закладными металлическими ступицами.
Применяемые материалы
Рабочие колеса для насосов обычного исполнения (О) изготавливаются из стеклонаполненных полиамидов (СПА); для глубин опускания свыше 1800 м – из жидкокристаллических полимеров (ЖКП) (рисунок 3).
Примечание: материал СПА обеспечивает более высокую чистоту проточных каналов, но является менее стойким к кислотным промывкам, чем материал ЖКП.
Рабочие колеса для насосов коррозионно-стойкого исполнения (К) изготавливаются из материала ЖКП с антифрикционной добавкой (ЖКП-АФ).
Рабочие колеса для насосов износостойкого и коррозионно-износостойкого исполнения (И, КИ) изготавливаются из материала ЖКП (ЖКП-АФ) с закладной ступицей из чугуна ЧВШГ.
Преимущества рабочих колес из ПКМ:
Рабочие колеса из ПКМ имеют ряд преимуществ перед металлическими рабочими колесами:
Коррозионная стойкость позволяет использовать рабочие колеса в насосах коррозионно-стойкого и коррозионно-износостойкого исполнения;
Высокая чистота проточных каналов, низкая адгезия материала, а также отсутствие образования гальванических пар обеспечивает низкое солеотложение и практически исключает засорение проточных каналов асфальто-смоло-парафиновыми веществами (АСПВ);
Малый вес (примерно в 5 раз меньше чугунных) значительно снижает массу ротора, особенно в насосах с большой
производительностью, что обеспечивает уменьшение пусковых токов и плавный пуск двигателя;
Низкое солеотложение и малый вес уменьшают дисбаланс и вибрации ротора, что уменьшает износ защитных втулок вала, опорных поверхностей направляющих аппаратов, вала. Уменьшается вероятность «полетов»
оборудования;
Малый вес в сочетании с высокой чистотой проточных каналов и низкой адгезией материала обеспечивает увеличение КПД;
Применение закладных металлических ступиц увеличивает износостойкость и позволяет использовать рабочие колеса в насосах износостойкого и коррозионно-износостойкого исполнения.
С целью обеспечения
ремонтопригодности (замена опорных шайб) в конструкцию полимерных рабочих колес введены специальные пазы на бурте для удаления шайб (см. рис.). Данный конструктивный элемент обеспечивает беспрепятственное и безопасное извлечение шайб из полимерных колес с помощью несложного слесарного инструмента типа отвертки.
Рекомендации по эффективной эксплуатации
рабочих колес из ПКМ
Многолетний опыт эксплуатации рабочих колес из ПКМ показал, что наибольший эффект их применения достигается в обводненных скважинах совместно с полимерными втулками защитными вала и шайбами из ПКМ (кроме слоистых пластиков).
Информация о работе Конструкция погружных центробежных электронасосов для добычи нефти