История геологического развития Южной Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Южная Америка — южный материк Западного полушария между 12°28' с. ш. (мыс Гальинас на полуострове Гуахира) и 53°54' ю. ш. (мыс Фроуорд на полуострове Брансуик), 34°47' з. д. (мыс Кабу-Бранку) и 81°20' з. д. (мыс Париньяс). На севере материк омывается водами Карибского моря, на востоке — Атлантического океана, на юге — Магелланова пролива и на западе — Тихого океана. Узким Панамским перешейком Южная Америка связана с Центральной и Северной Америкой. Площадь материка 17,65 млн. км2, с островами 18,28 млн. км2.

Содержание

Общие сведения
История формирования материка.
Полезные ископаемые
История географических открытий и исследований
Климат Южной Америки
Почвы и растительный мир
Животный мир
Становление человека на территории Южной Америки.
Человек: расселение и влияние на природу Южной Америки
Население
Искусство народов Южной Америки
Рекреационные ресурсы.
Приложение:
Рис № 1. «Физическая карта Южной Америки»
Рис № 2 «Тектоническая карта Южной Америки»
Рис № 3 «Карта полезных ископаемых»
Рис № 4 «Средняя температура воздуха в Южной Америке на уровне земной поверхности в январе»
Рис № 5 «Средняя температура воздуха в Южной Америке на уровне земной поверхности в июле»
Рис № 6 «Среднегодовое количество осадков в Южной Америке»
Рис № 7 Флористическое районирование Южной Америки.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТР ЮЖ АМ.doc

— 6.40 Мб (Скачать)

     Поднятия  усилили денудацию и эрозию, увлажнение наветренных склонов; интенсивнее  стало протекать в этих районах  формирование коры выветривания, создались  благоприятные условия для произрастания  влажнотропических лесов. В четвертичное время также происходили неоднократные поднятия антеклиз, сопровождавшиеся усилением процессов денудации и образованием поверхностей выравнивания, и прогибы синеклиз. Оси прогибов в случае выхода к океану отмечаются ингрессионными низменными берегами с эстуарными устьями рек, как у Ла-Платы (отрицательные движения до 0,2—2,2 мм в год), Амазонки или Эссекибо. Поднятия отражаются в сериях террас (восток Патагонии) или наращивании узких полос береговой низменности (Бразильское и Гвианское побережья). Движения эти имеют колебательный характер и могут по-разному проявляться на близких участках. (см рис № 2). 

    1. Полезные  ископаемые.
 

     Страны  Южной Америки занимают первое место в капиталистическом мире по запасам медной руды, второе (после Ямайки) по запасам бокситов, одно из ведущих мест — по богатству рудами железа, марганца, молибдена, олова, полиметаллов, платины, ряда легирующих и редких металлов (см рис  № 3). К предгорным прогибам Анд и краям платформ приурочены крупные месторождения нефти. Второе ископаемое энергетическое сырье — уголь — имеется в очень ограниченном количестве. Следует учесть, что значительные территории в Южной Америке покрыты густыми лесами, многие глубинные районы трудно доступны, поэтому геологически изучены слабо. Кроме того, разведка новых месторождений нередко тормозится иностранными монополиями. Закономерности распределения полезных ископаемых намечаются лишь в общих чертах. Основные геоструктурные элементы Южной Америки являются в тоже время и основными геохимическими поясами: антеклизы Южно-Американской платформы, осадочные структуры краевых зон антеклиз — и синеклиз, краевые и межгорные прогибы Андийской системы и центральные части Андийской геосинклинальной области. К первому поясу — антеклизам Южно-Американской платформы приурочены важнейшие рудные ископаемые востока материка. В нем выделяется прежде всего метаморфическая генетическая группа, к которой относятся крупнейшие месторождения железных руд — итабиритов с содержанием железа до 70%. Они сосредоточены в рифейской серии «минас» из кристаллических сланцев, кварцитов и т. п. Серия «минас» распространена в Бразилии, преимущественно в южной части Серры-ду-Эспиньясу (штат Минас-Жераис), и на северном склоне Гвианского нагорья, в Венесуэле. Запасы железной руды этих двух стран составляют более 15% запасов железной руды всего капиталистического мира.

     Аналогичный генезис имеют и многочисленные на обоих нагорьях месторождения  золота. Кора выветривания этих районов  также содержит значительный процент  железа (до 55%) и золота. Добыча золота в Гвианах ведется почти исключительно в экзогенных месторождениях (из аллювиальных и элювиальных россыпей). Еще важнее в коре выветривания— громадные залежи марганцевых руде содержанием марганца до 53%. Наиболее крупные месторождения находятся в штате Минас-Жераис (южнее итабиритовых полей), на западе Бразильского нагорья (у реки Парагвай) и на юге Гвианского. К этой же генетической группе относятся и залежи бокситов (содержание глинозема в руде до 67%), приуроченные к влажным предгорьям Британской Гвианы,. Суринама и Атлантической антеклизе Бразильского нагорья. Кроме того, кора выветривания включает руды никеля и кобальта (месторождения Ливраменту и Никеландия). Третий генетический комплекс древних щитов — пегматиты. В различных районах Бразильского нагорья пегматитовые жилы и образовавшиеся в результате их разрушения монацитовые пески содержат руды циркония, тория, бериллия, лития, тантала, ниобия, по запасам которых Бразилия занимает 1—3 место, пьезооптический кварц (по нему среди капиталистических стран Бразилия является почти монополистом), а также слюду, висмутовые, вольфрамовые и урановые руды и алмазы. Особо выделяются огромные трапповые покровы Плато Параны. Они содержат месторождения агата, мировую потребность в котором покрывают Бразилия и Уругвай. Естественно, что области древних щитов бедны ископаемым топливно-энергетическим сырьем. Оно связано со вторым структурно-геохимическим поясом — осадочными структурами краевых зон антеклиз и синеклиз. Небольшие залежи каменного угля и лигнитов имеются только в пермских болотных отложениях, окаймляющих антеклизы юга Бразильского нагорья. В районах Салвадора и Нова-Олинда в Бразилии, а также в Патагонии добывается нефть. Основные месторождения нефти приурочены к третьему структурно-геохимическому поясу Южной Америки — краевым и межгорным прогибам Андийской системы. Наиболее крупные залежи нефти находятся в бассейне Маракайбо и депрессии Магдалены. Нефтеносные поля распространены почти на всем протяжении восточного передового прогиба Анд, но эксплуатация ведется главным образом на Тринидаде (там же крупные месторождения асфальта), у южного подножия Карибских Анд и в предгорьях Боливии и Аргентины. Имеется нефть и в западном прогибе — возле залива Гуаякиль. В целом Южной Америке принадлежит свыше 8% нефтяных ресурсов капиталистических стран. Четвертый структурный и геохимический пояс материка — центральные части Андийской геосинклиналь но и области выделяется по масштабам вулканической деятельности и запасам металлов.

С древним  и современным вулканизмом (интрузии и излияния) генетически связаны рудоносные газовые и водные растворы и формирование громадных залежей рудных ископаемых. Пневматолитовое происхождение имеет «оловянный пояс» Боливии, протягивающийся с севера на юг на 940 км. К нему приурочены важнейшие месторождения оловянного камня в сопровождении руд вольфрама, висмута и сурьмы. Аналогичный генезис имеют ванадиевые, медные и серебряные руды Перу, а также крайне разнообразные по составу залежи Сьеррас-де-Кордова и Сан-Луис Аргентины (в том числе руды лития и тантала) и железные руды северного Чили. К группе гидротермальных месторождений относится известное месторождение Сьерро-де-Паско в Перу на высоте 4500 м с громадным рудным телом, содержащим руды меди, серебра, цинка, висмута, мышьяка, золота и сурьмы. Крупнейшими ресурсами меди (руды содержат также молибден) обладает Чили (Чукикамага, Потрерильос, Эль-Теньенте и др. ). К этой же группе месторождений относятся залежи ртути в Перу и Чили, олова, серебра (Потоси) и селена в Боливии, жильное золото Колумбии, Эквадора и других андийских стран, кобальт — в Чили, кадмий — в Перу и др. С сольфатарной деятельностью вулканов связаны крупные месторождения серы в вулканических районах Анд Боливии, Чили, Аргентины. Экзогенные месторождения металлических ископаемых распространены в Андах не очень широко. Это объясняется сильной засушливостью и безводностью обширных территорий, затрудняющей миграцию и переотложение многих элементов, и, отчасти, молодостью Анд. Основные россыпные месторождения приурочены к северным, более влажным участкам Анд: золото Колумбии и Эквадора, платина Колумбии. Содержание металла в аллювии увеличивается после каждого периода сильных дождей. Пустынный климат центрально-западной части Анд оказался, однако, весьма благоприятным фактором в образовании нерудного минерального сырья— известной чилийской селитры, йода и бора, а также в накоплении органического удобрения — птичьего помета гуано— на прибрежных островах. Месторождения селчтры и йода связаны с биохимическими процессами в усыхавших реликтовых водоемах в Атакаме; бораты, являясь продуктом вулканической деятельности, скоплялись в бессточных озерах. 

    1. История географических открытий и исследований
 

         Первое исторически доказанное  плавание у берегов Южной Америки совершил в 1498 Христофор Колумб, который открыл о. Тринидад, участок побережья Южной Америки от дельты р. Ориноко до полуострова Пария и о. Маргарита. В 1499—1500 испанская экспедиция А. Охеды, в которой участвовал Америго Веспуччи, достигла Гвианы примерно у 5—6° с. ш., она прошла затем вдоль берега материка до 72° з. д., обогнула полуостров Парагуана и проникла на юг, в Венесуэльский залив, до оз. Маракайбо. В 1501 испанец Р. Бастидас обогнул полуостров Гуахира, обнаружил устье р. Магдалена и достиг залива Ураба, завершив, таким образом, начатое Колумбом открытие всего северного берега Южной Америки.

         Северо-восточного, бразильского, берега  у 6° ю. ш. впервые в феврале  1500 достиг испанец В. Пинсон; следуя  затем на северо-запад, он прошёл вдоль берега до Гвианы, открыл на пути южный рукав дельты р. Амазонка и высаживался там на о. Маражо. В 1500 испанец Д. Лепе проследил бразильский берег от 6 до 10° ю. ш. В 1501—02 португальская экспедиция, в которой, вероятно, участвовал Веспуччи, обследовала бразильский берег от 50 до 25° ю. ш., открыв при этом устье р. Сан-Франсиску и бухту Гуанабара (Рио-де-Жанейро).

         В 1507 голландский географ М.  Вальдземюллер предложил назвать  новооткрытый южный материк Америкой  в честь Америго Веспуччи. Восточный берег Южной Америки от 25 до 35° ю. ш. проследил в 1515—16 Х. Солис, открывший также залив Ла-Плата и низовья рр. Уругвай и Парана. В 1520 Ф. Магеллан продвинулся от Ла-Платы до 52° ю. ш., открыв патагонский берег Южной Америки со всеми его заливами, северные берега о. Огненная Земля и вышел проливом (позднее названный Магеллановым) в Тихий океан. Т. о., к 1520 были открыты все карибские и атлантические берега Южной Америки и устья всех её великих рек.

         Тихоокеанское побережье Южной Америки было открыто в 1522—58 испанскими морскими экспедициями. В 1522 П. Андагоя проследил северо-западный берег Южной Америки до 4° с. ш. В 1526—27 Ф. Писарро разведал побережье до 8° ю. ш., открыв на пути залив Гуаякиль, откуда и начал в 1532 завоевание Перу. После завоевания страны и основания г. Лима (1535) испанские мореходы ознакомились с побережьем, по крайней мере, до 12° ю. ш., а после походов в Чили Д. Альмагро (1535—37) и П. Вальдивия (1540—52) — до 40° ю. ш. В 1558 Х. Ладрильеро открыл между 44 и 47° ю. ш. архипелаг Чонос и полуостров Тайтао, а П. Сармьенто де Гамбоа в 1579—80 — ряд островов между 47 и 52° ю. ш. В 1616 голландцы Я. Лемер и В. Схаутен открыли и обогнули мыс Горн (56° ю. ш.). В 1592 англичанин Дж. Дейвис открыл в Атлантическом океане у 52° ю. ш. «Землю Девы», Р. Хокинс в 1594 описал её северные берега, приняв за единую сушу, а Дж. Стронг доказал, что она делится на два крупных и множество мелких островов, и назвал их Фолклендскими островами (1690).

         В поисках «золотой страны  — Эльдорадо» испанцы Д. Ордас,  П. Эредиа, Г. Кесада, С. Белалькасар и агенты германских банкиров Вельзеров и Эхингеров (А. Эхингер, Н. Федерман, Г. Хоэрмут, Ф. Хуттен), получившие в 1528 от Карла V патент на колонизацию южного берега Карибского моря, в 1529—46 открыли и пересекли во всех направлениях Северо-Западные Анды и Льянос-Оринско, проследили течение всех больших левых притоков Ориноко и Магдалены с Каукой. Г. Писарро в 1541—42 спустился по р. Напо на Амазонскую низменность, а отделившийся от его отряда Ф. Орельяна в 1541 спустился вниз по Амазонке до моря, совершив первое пересечение Южной Америки. В поисках серебра в бассейн Ла-Платы в 1527—48 С. Кабот, П. Мендоса, Х. Айолас, А. Кавеса де Вака, Д. Ирала открыли и исследовали несколько крупных рек системы Парана — Парагвай и пересекли Гран-Чако. Низовья притоков р. Амазонка были открыты португальской экспедицией П. Тейшейры — Б. Акошты 1637—39, поднявшейся от г. Пара до Экваториальных Анд и вернувшейся вниз по реке. Во 2-й половине 16 и в 17—18 вв. португальские метисы (мамилуки), соединяясь в отряды для охоты за индейцами-рабами, поисков золота и драгоценных камней, пересекали Бразильское плоскогорье во всех направлениях и проследили течение всех больших притоков средней и нижней Амазонки. Систему верхней Амазонки в XVII в. и в 1-й половине XVIII в. исследовали главным образом миссионеры-иезуиты, в том числе чех П. С. Фриц.

         Первыми учёными — исследователями  Южной Америки были французские участники Экваториальной экспедиции по измерению дуги меридиана 1736—43 (руководители Ш. Кондамин и П. Бугер). В конце колониального периода проводились комплексные научные исследования бассейна Ла-Платы (испанец Ф. Асара) и бассейна р. Ориноко (немец А. Гумбольдт и француз Э. Бонплан). Точные очертания Южной Америки были установлены главным образом английской экспедицией 2-й четверти 19 в. (Ф. Кинг и Р. Фицрой).

         В 19—20 вв. усилились исследования  Бразильского плоскогорья и Амазонской  низменности [немец В. Эшвеге (1811—1814), француз Э. Жоффруа Сент-Илер (1816—22), участники австро-баварской экспедиции 1817—20 К. Мартиус, И. Спикс, И. Поль, И. Наттерер; участники русской комплексной академической экспедиции 1822—28 Г. И. Лаигсдорфа; французская комплексная экспедиция Ф. Кастельно (1844—45), англичане А. Уоллес (1848—52), Г. Бейтс (1848—58), У. Чандлесс (1860—69), Дж. Уэлс (1868—84), немец К. Штейнен (1884 и 1887—88) и француз А. Кудро (1895—98)].

         Гвианское плоскогорье и бассейн  Ориноко изучали: в 1835—44 немцы  на английской службе, братья  Роберт и Ричард Шомбургк: в  1860—72 поляк на английской службе К. Аппун; в 1877—89 французы Ж. Крево, А. Кудро и Ж. Шаффанжон, открывший исток р. Ориноко (1887). Басс. Ла-Платы изучали американский гидрограф Т. Пейдж (1853—56) и аргентинский топограф Л. Фонтана (1875—81).

         В Северных и Экваториальных  Андах работали: француз Ж. Буссенго (1822—1828); немецкие геологи А. Штюбель и В. Рейс (1868—74); английский топограф Ф. Саймоне (1878—80 и 1884); немецкие географы А. Гетнер (1882—84) и В. Сивере, изучавший главным образом хребты Сьерра-де-Периха, Кордильера-Мерида (1884—86) и Приморские Карибские Анды (1892—93). Центральные Анды исследовали натуралисты — немец Э. Пёппиг (1829—31) и француз А. Орбиньи (1830—33); в 1851—69 Перуанские Анды и область Ла-Монтанья изучал и заснял географ и топограф, итальянец на перуанской службе А. Раймонди. Южные Анды — Чилийско-Аргентинские Кордильеры и Патагонские Анды — изучали в Чили главным образом осевшие там европейцы: поляк И. Домейко (1839—44), француз Э. Писси (1849—75), немец ботаник Р. Филиппи (1853—54). В Аргентине английский овцевод Дж. Мастере пересек всю Патагонию с юга на север и положил начало исследованию бассейна р. Чубут (1869-70) Затем выдвинулись аргентинские топографы Ф. Морено (1874—97), К. Мояно (1877— 1881), Л. Фонтана (завершил исследование бассейна р. Чубут в 1886—88).

         Большой объём исследований Южной Америки выполнили русские учёные и путешественники: дипломат и географ А. С. Ионин (1883—92), исследователь Огненной Земли ботаник Н. М. Альбов (1895—96), этнограф Г. Г. Манизер (1914—15), ботаник и географ Н. И. Вавилов (1930, 1932—33). 

Информация о работе История геологического развития Южной Америки