Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:53, контрольная работа
Рассматриваемое электрооборудование, как правило, работает на переменном токе стандартной частоты 50 Гц при стандартных напряжениях. Согласно ГОСТ 721—77 для приемников электрической энергии установлены стандартные напряжения трехфазного переменного тока: 36, 220, 380, 660 В и 3, 6, 10, 20, 35, 110, 220, 330, 500, 750 кВ. Для однофазного тока предусмотрены также стандартные напряжения 12, 24 и 127 В. Напряжения у источников питания, в частности у генераторов и вторичных обмоток трансформаторов, устанавливаются на 5% выше, чем у приемников, например 230, 400, 690 В, 6, 3, 10,5 кВ и т. д.
Электроустановки нефтяной и газовой промышленности являются источниками повышенной опасности в отношении поражения обслуживающего персонала током. Вместе с тем они могут быть причиной взрывов и пожаров. Поэтому обычно цепи управления питают пониженным напряжением 24, 36, ПО, 127 В; в схемах предусматривают применение аппаратов, обеспечивающих полное отключение электрических машин при остановках привода. Там, где это необходимо, предусматривают световую или звуковую сигнализацию, предупреждающую об опасности или сигнализирующую о состоянии работы отдельных узлов и механизмов схемы. Обычно станции и пульты управления стремятся разместить вдали от устья скважин, резервуаров и других мест, в которых может образоваться опасное скопление горючих и взрывчатых газов. Если этого недостаточно, то аппаратуру управления монтируют в отдельных помещениях, продуваемых чистым воздухом.
В схемах автоматического управления электроприводами применяют в различных сочетаниях электрические машины, контакторы и реле сопротивления, кнопочные станции, магнитные пускатели, командоконтроллеры, путевые и конечные выключатели, разнообразную аппаратуру защиты и другие устройства. Все это оборудование называется элементами электрических схем и изображается при помощи графических условных обозначений, которые регламентируются Единой системой конструкторской документации.
В схемах управления все обозначения элементов изображаются в их нормальном положении.
Электрические машины и аппараты, входящие в автоматизированную систему, их части и элементы соединяют в электрическую схему.
В электрических схемах различают силовые (или главные) цепи и цепи управления (или вспомогательные).
Главной
цепью называют электрическую цепь,
назначением которой является подача
электрической энергии для
К главным цепям относятся цепи двигателей, генераторов, электромагнитов и резисторов, включаемых в эти цепи. Главные цепи, а также элементы, находящиеся в этих цепях, вычерчивают более толстыми линиями, чем цепи управления и находящиеся в них элементы.
К цепям управления относятся все остальные цепи схемы, обычно содержащие катушки контакторов и реле, вспомогательные контакты контакторов, различные элементы автоматики, контакты реле и других аппаратов управления. К цепям управления относятся также цепи сигнализации и цепи возбуждения электрических машин.
На рис. 10 показана принципиальная схема пуска асинхронного двигателя, на которой четко выделены силовая цепь, цепи управления и сигнализации.
Рассмотрим узлы, встречающиеся в схемах управления двигателями нефтепромысловых механизмов.
В
реверсивных электроприводах
Эта схема не предотвращает аварий при одновременном включении обоих контакторов вручную, а также при приваривании одного из контакторов, так как второй контактор в этом случае может быть включен кнопкой.
На
рис. 11,б показан другой вариант управления
реверсивными контакторами. Здесь применены
одинарные кнопки с самовозвратом и с
одним замыкающим контактом, а управление
осуществляется размыкающими вспомогательными
контактами контакторов В и Н. Эти контакты
включены таким образом, что при включении,
например, контактора В
его вспомогательный контакт разрывает
цепь питания катушки контактора Н и наоборот.
Такая схема допускает приодновременном
нажатии обеих кнопок кратковременное
включение обоих контакторов. Поэтому
в ответственных электроприводах кроме
электрической применяют механическую
блокировку, которая жестко связывает
подвижные системы контакторов В и Н между
собой и полностью исключает их одновременное
включение.
Рис. 10. Принципиальная схема пуска асинхронного двигателя:
Д — двигатель; Л — линейный контактор; «Пуск» и «Стоп» — кнопки управления; ПК и ЛЗ — красная и зеленая сигнальные лампы
Рис.
11. Схемы включения сдвоенных (а)
и одинарных (б) кнопок управления
Для
некоторых многодвигательных
При отключении вспомогательного двигателя, в том числе из-за срабатывания теплового реле РТ2, главный двигатель автоматически отключается, так как цепь питания контактора К1 разрывается вспомогательным контактом К2.
Часто необходимо исключить возможность одновременной работы двух двигателей. Так, недопустимы одновременное включение и работа двигателей привода лебедки и приводного двигателя автомата подачи долота (рис. 12,б). В качестве приводного двигателя лебедки служит асинхронный двигатель с фазным ротором Д1. Привод подачи осуществляется двигателем ДЗ, питаемым по системе генератор — двигатель от генератора Г, вращаемого двигателем Д2. Контакторы В, Н и Л1 включаются кнопками Вп, Н3 и П.
Исключение
одновременной работы приводов производится
с помощью размыкающих
Для преобразования переменного тока в постоянный нашли применение схемы выпрямления. Рассмотрим некоторые из них при чисто активном сопротивлении нагрузки. На рис. 13 приведена однофазная мостовая схема выпрямления с неуправляемыми вентилями и даны диаграммы токов и напряжений в различных точках выпрямительного устройства. На этих и последующих диаграммах кроме координаты времени условно указывается также соответствующий электрический угол.
Рис. 12. Схемы блокировочных связей двух двигательных приводов:
а
– блокировка главного и вспомогательного
двигателей; б – блокировка, исключающая
одновременную работу двигателей.
Рис.
13. Одновременная мостовая схема (а) с неуправляемыми
вентилями и диаграммы токов и напряжений
на элементах схемы ( б, в, г, д )
Одна диагональ моста включается на переменное напряжение вторичной обмотки трансформатора, а другая — на нагрузочный резистор.
Вентили включаются так, что в один из полупериодов в проведении тока участвуют вентили В1 и ВЗ и ток проходит по направлению, отмеченному сплошными стрелками, в другой полупериод в проведении тока принимают участие вентили В2 и В4 и ток проходит по направлению, указанному пунктирными стрелками.
Таким образом, через нагрузку ток id проходит всегда в одном направлении. При этом во вторичной обмотке трансформатора проходит чисто переменный ток.
Существуют
четыре основных функциональных принципа
автоматического пуска
Управление в функции скорости основано на непосредственном или косвенном контроле изменения скорости (центробежные реле, реле напряжения, тахогенераторы).
При управлении в функции тока работа аппаратов, шунтирующих пусковые сопротивления (контакторов ускорения), зависит от силы тока двигателя. Катушки контакторов ускорения включаются непосредственно в главную цепь двигателя либо используются реле, включенные в главную цепь двигателя, а катушки контакторов включаются в цепь управления.
При
управлении в функции времени
контакторы ускорения переключают
реле, выдержка времени которых
Управление в функции пути осуществляется командоаппаратами, устанавливаемыми в различных точках пути, совершаемого рабочим органом машины, например, в схемах управления приводом буровой лебедки.
Пуск асинхронных короткозамкнутых двигателей на нефтепромыслах осуществляется прямым подключением обмотки статора к сети. Для пуска асинхронных двигателей с фазным ротором применяют схемы управления в функции тока или в функции времени, а также в функции, зависимой от тока выдержки времени.
Запуск синхронных двигателей, применяемых в буровых установках, осуществляется прямым включением .статора двигателя в сеть с глухоподключенным возбудителем. Это наиболее простая и надежная схема.
Для
пуска асинхронных
Магнитные пускатели состоят из одного или двух контакторов, смонтированных на общей панели и помещенных в металлический корпус. Большая часть пускателей снабжена также встроенным тепловым реле. Магнитный пускатель с одним контактором называется нереверсивным. Он осуществляет пуск, отключение, защиту двигателя от самопроизвольных включений при появлении напряжения и защиту от перегрузок. Пускатель с двумя контакторами называется реверсивным и выполняет помимо перечисленных функций управление реверсом двигателя. В реверсивных пускателях применена механическая блокировка, исключающая одновременное включение обоих контакторов. На рис. 14 показана схема соединений реверсивного магнитного пускателя, позволяющая автоматически пускать, останавливать, а также изменять направление вращения асинхронного Двигатели. Основными элементами в данной схеме являются два трехполюсных контактора — В «Вперед» и Н — «Назад», каждый из которых снабжен замыкающим вспомогательным контактом для шунтирования соответствующей пусковой кнопки. Для защиты двигателя от перегрузки в главную цепь его включены нагревательные элементы тепловых реле РТ1 и РТ2, защита от коротких замыканий осуществляется предохранителями П.
Командным
аппаратом является кнопочная станция,
состоящая из трех кнопок: «Вперед»,
«Назад» и «Стоп».
Чтобы пустить двигатель вперед, нажимают
на кнопку «Вперед»,
замыкая тем самым цепь катушки контактора
В. Главные контакты его В
закрываются. Двигатель оказывается подключенным
к сети и начинает вращаться. Одновременно
закрывается замыкающий вспомогательный
контакт В, который шунтирует контакты
пусковой кнопки «Вперед»,
благодаря чему дальнейшее воздействие
на эту кнопку становится излишним, так
как катушка контактора В
питается через вспомогательный контакт
В. При работе «Вперед»
двигатель может автоматически останавливаться
под действием тепловой и нулевой защит.
Рис.
14. Управление асинхронным короткозамкнутым
двигателем при помощи реверсивного магнитного
пускателя.