Хранение
и транспортировка нефти
Транспортировка нефти и
газа на нефтеперерабатывающие химические
заводы и на электростанции очень
удобна. По железным и автомобильным
дорогам нефть перевозят в
цистернах, а по морям и океанам—в
нефтеналивных судах—танкерах. Но
во многих случаях нефть и газ
можно подавать на любые расстояния
по трубам.
Нефтепроводы и газопроводы—магистрали
из стальных труб, уложенных неглубоко
в земле, — протянулись на десятки
тысяч километров.
А вот хранить нефть
и газ сложнее, чем уголь и
руду. Для хранения нефти и получаемых
из нее нефтепродуктов, например бензина,
нужно строить специальные металлические
резервуары. Они похожи на гигантские
консервные банки. Стенки нефтехранилищ
окрашивают серебристой алюминиевой
краской, хорошо отражающей солнечные
лучи, чтобы нефть и нефтепродукты
не нагревались.
Для хранение газа необходимы
герметичные, газонепроницаемые резервуары.
Чтобы газ при хранений (и при
перевозке через моря и океаны)
занимал как можно меньше места,
его сжижают, охлаждая до температуры
— 160° С и ниже. Сжиженный газ
хранят в резервуарах из прочных
алюминиевых сплавов и специальной
стали. Стенки делают двойные, а между
стенками закладывают какой-нибудь
материал, плохо проводящий тепло, чтобы
газ не нагревался.
Но самые крупные хранилища
газа удобнее и дешевле сооружать
под землей. Стенками подземных газохранилищ
служат непроницаемые пласты горных
пород. Чтобы эти породы не вываливались
и не обрушивались, их бетонируют. Существует
несколько способов хранения сжиженных
газов под землей. В одних случаях
хранилище представляет собой полость,
горную выработку, расположенную довольно
глубоко. В других случаях — яму,
котлован, закрытый герметичной металлической
крышкой, или, лучше сказать, крышей.
АО НК "КазМунайГаз"
обеспечивает 65 процентов транспортировки
нефти, 100 процентов транспортировки
газа, 50% процентов танкерных перевозок,
которые осуществляются в Республике
Казахстан. Транспортировку нефти
трубопроводами осуществляет АО "КазТрансОйл",
транспортировку газа - АО "КазТрансГаз",
танкерные перевозки осуществляет
АО «Национальная морская судоходная
компания «КазМорТрансФлот».
Принимая во внимание
важность и перспективность развития
трубопроводного транспорта, при
планировании маршрутов экспорта углеводородов
Казахстан опирается на политику
многовекторности и максимальной эффективности
использования трубопроводных систем.
Увеличение объемов
добычи нефти и газа ведет к
необходимости опережающего развития
нефтегазотранспортной инфраструктуры.
Поэтому сегодня ведется активная
работа над проектами развития существующих
транспортных систем, и разрабатываются
проекты новых маршрутов для
экспорта казахстанского углеводородного
сырья.
В данный момент нефтетранспортная
система в Казахстане соответствует
требованиям транспортировки - как
в плане пропускной способности,
так и в плане направлений
экспорта. В будущем же, с учетом
прорабатываемых на сегодня проектов,
пропускная способность системы
будет расти в соответствии с
увеличением объемов добычи.
АО «КазТрансОйл»
Располагает мощной
разветвленной сетью магистральных
трубопроводов, осуществляет транспортировку
нефти на экспорт, а также на нефтеперерабатывающие
заводы Казахстана.
- Прогнозный объем транспортировки нефти на 2006 г. – 36 млн. 650 тыс. тонн
- Фактический объем транспортировки нефти – 43 млн. 266 тыс. тонн (превысил план на 13,5 %)
- Прогнозный объем транспортировки нефти на 2007 г. – 43 млн. 325 тыс.тонн
Проекты компании
В 2006 году компания
«КазТрансОйл» продолжила масштабную
работу в области создания новых
маршрутов для экспорта нефти
и реализацию следующих проектов:
- Атасу-Алашанькоу. Проект строительства нефтепровода Атасу - Алашанькоу является составным звеном проекта строительства транснационального нефтепровода Казахстан-Китай. В целях проектирования, строительства и эксплуатации этого нефтепровода, 6 июля 2004 года было создано ТОО «Казахстанско-Китайский трубопровод». Участниками Товарищества выступают на равнодолевой основе АО «КазТрансОйл» (50%) и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа (50%).
- Нефтепровод «ЦППН Северные Бузачи-Каражанбас». Цель проекта: удовлетворение растущего спроса на транспортировку нефти с месторождения Северные Бузачи посредством строительства подводящего нефтепровода «ЦППН Северные Бузачи-Каражанбас».
- Реконструкция и модернизация ГНПС «Атасу». В целях комплексной подготовки нефтепроводов АО «КазТрансОйл», задействованных в поставке западносибирской и кумкольской нефти в нефтепровод «Атасу-Алашанькоу» в 2006 году будут продолжены мероприятия по модернизации и реконструкции Головной нефтеперекачивающей станции «Атасу».
АО "КазТрансГаз"
АО "КазТрансГаз"
принадлежит более чем 10 тыс. километров
магистральных трубопроводов, 26 компрессорных
станций, на которых установлены 308
газоперекачивающих агрегатов, 3 подземных
хранилища газа. «КазТрансГаз» владеет
пакетами акций и является управляющей
компанией для группы газовых, газотранспортных
и энергетических компаний, таких
как:
- АО “Интергаз Центральная Азия”, являющегося оператором магистральной транспортировки газа;
- АО “КазТрансГаз Дистрибьюшн”, занимающегося реализацией природного газа в регионах республики предприятиям, организациям и населению;
- АО «Жамбылская ГРЭС им. Т.И. Батурова» (производство, покупка, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии);
- ТОО “KazTransGas LNG”, выполнящего функции оператора по очистке и переработке природного газа с месторождения Жанажол для потребителей г. Актобе;
- ТОО “Амангельды Газ”, оператора добычи и переработки газа на Амангельдинском газоконденсатном месторождении;
- ОсОО «КырКазГаз», совместного предприятия с АО «КыргызГаз» - эксплуатация и обслуживание участков магистрального газопровода «Бухарский газоносный регион – Ташкент – Бишкек – Алматы», проходящего по территории Кыргызской Республики;
- АО «Алматы Пауэр Консолидейтед» –(производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии);
- АО «КМГ-Энерго», которое осуществляет централизованное оперативно-техническое управление электростанциями и сетями;
- АО «КазТрансГаз-Тбилиси», обеспечивающего потребителей г. Тбилиси природным газом;
- АО «Алматы Газ», которое обеспечивает потребителей г. Алматы природным газом.
АО «Интергаз
Центральная Азия» занимает монопольное
положение в сфере магистральной
транспортировки газа. В 2006 году объем
транспортировки газа составил 121,38
миллиардов кубометров, что превышает
план на 1,6 %. В планах на 2007 г. – транспортировка
газа в объеме 124,8 миллиардов кубометров.
Направление деятельности
Основные направления
деятельности группы АО «КазТрансГаз»:
- Транспортировка газа по магистральным газопроводам и хранение газа в подземных хранилищах газа (ПХГ);
- Реализация государственных программ по развитию газовой отрасли Республики Казахстан;
- Внутренняя транспортировка, транспортировка на экспорт, международный транзит природного газа;
- Транспортировка газа по распределительным газопроводам;
- Реализация природного газа на внутреннем рынке;
- Добыча и переработка газа (АО «КазТрансГаз» является Подрядчиком по договору на недропользование по освоению Амангельдинской группы месторождений газа в Жамбылской области)
- Производство и реализация электроэнергии.
Проекты компании
1) Проект модернизации
магистральных газопроводов «Средняя
Азия-Центр»
Магистральный газопровод
«Средняя Азия-Центр» является самым
значимым газопроводом по технико-экономическим
показателям. По нему осуществляется поставка
газа потребителям Казахстана и международный
транзит туркменского и узбекского
газа в Россию.
По прогнозам
к 2010 году по системе газопроводов «Средняя
Азия-Центр» возможно увеличение объемов
транспортировки газа до 75 млрд. кубометров.
Для обеспечения транспортировки
прогнозируемого объема газа необходимо
принятие кардинальных мер по реконструкции
и модернизации системы магистральных
газопроводов страны и, в первую очередь,
газопровода «Средняя Азия-Центр».
С целью реконструкции, модернизации
и технического перевооружения газопроводной
системы страны АО НК «КазМунайГаз»
совместно с АО «КазТрансГаз»
были разработаны Направления восстановления
и модернизации газотранспортной системы
«Средняя Азия-Центр», которыми предусмотрено
значительное вложение инвестиций для
обеспечения эффективности и
надежности эксплуатации магистральных
газопроводов.
2) Модернизация
Жамбылской ГРЭС
Данный проект предполагает
модернизацию существующей Жамбылской
ГРЭС (ЖГРЭС), с целью увеличения
КПД оборудования, уменьшения себестоимости
продукции и выпуск конкурентоспособной
в южном регионе Казахстана электрической
энергии.
4 декабря 2003 г.
в рамках официального визита
Канцлера Германии Г. Шредера
в Казахстан между АО «КазТрансГаз»
и компанией «Сименс» подписан
Меморандум о взаимопонимании, который
определяет принципы сотрудничества двух
компаний по проекту модернизации ЖГРЭС.
По итогам разработанного
Обоснования инвестиций «КазТрансГаз»
проводит консультации с АО НК «КазМунайГаз»
и Министерством энергетики и
минеральных ресурсов Республики Казахстан
для выработки решения по дальнейшей
разработке технико-экономического обоснования
проекта.
3) Проект
строительства турбокомпрессорного
цеха № 4 газотурбинной установки
на компрессорной станции «Опорная»
Проект строительства
нового турбокомпрессорного цеха №4
на компрессорной станции (КС) «Опорная»
планируется с целью повышения
надежности и увеличения пропускной
способности магистрального газопровода
«Средняя Азия Центр».
Так, между АО «Интергаз
Центральная Азия» и двумя
банками HSBC Bank Plc и Citibank International Plc было
подписано соглашение о привлечении
займа для строительства турбокомпрессорного
цеха. Подрядчиком по проектированию,
поставке оборудования и производству
строительно-монтажных работ определена
компания «Man Turbo AG» (Германия), которая
является производителем необходимого
турбокомпрессорного оборудования
и специализированной организацией,
выполняющей пуско-наладочные работы
и обязательства по гарантийному
обслуживанию.
В июне 2005 г. завершен
1-й этап работ, в результате которого
компания «Man Turbo AG» представила разработанный
проект обоснования инвестиций. Второй
этап включает в себя поставку семи
газоперекачивающих турбокомпрессорных
агрегатов, шеф-монтаж и введение в
эксплуатацию оборудования специалистами
«Man Turbo AG», поставку прочего оборудования,
строительные работы и полный монтаж
«под ключ».
Акционерное
общество «Национальная морская
судоходная компания «Казмортрансфлот»
Акционерное общество
«Национальная морская судоходная
компания «Казмортрансфлот» (КМТФ) создано
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 4 декабря 1998 года.
Направления деятельности
Основными видами уставной
деятельности АО «НМСК «Казмортрансфлот»
являются:
- перевозка всех видов грузов, нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, контейнеров, пассажиров;
- строительство, эксплуатация, ремонт, покупка всех видов судов, барж, плавучих доков и им подобных, оказание посреднических услуг;
- сдача в наем (фрахтование, включая фрахтование без экипажа), а также лизинг судов;
- строительство, эксплуатация и покупка всех видов складов, хранилищ, холодильных установок, разгрузочных набережных и другого оборудования;
- строительство судоверфи (судоремонтных баз), создание судоремонтной структуры;
- морское агентирование;
- стивидорские и экспедиторские услуги.
Проекты компании
В настоящее время
реализованы и находятся на стадии
реализации следующие инвестиционные
проекты:
- реконструкция и модернизация нефтеналивных причалов №№4 и 5 порта Актау
- строительство и приобретение серии нефтеналивных танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн;
- строительство базы поддержки морских операций в Тупкараганском заливе;
- развитие флота поддержки морских операций.